Виды упражнений по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.
Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Порядок фонетического разбора:

  1. Произнести слово, передать звучание в транскрипции;
  2. Обозначить ударный слог, разделить слово на слоги, указать, сколько в слове слогов;
  3. Охарактеризовать гласные звуки (ударные - безударные);
  4. Охарактеризовать согласные звуки (по твердости-мягкости, звонкости-глухости);
  5. Указать количество букв и звуков;
  6. Отметить и объяснить несовпадение количества букв и звуков.

Не каждое слово может быть дано для фонетического разбора. Примеры слов, допустимых для разбора: вкусный, семья, надпись, рассвет, купаться и им подобные.

При изучении фонетики выполняются такие упражнения:

1) подчеркните в тексте  слова, в которых количество букв  соответствует количеству звуков; больше, чем звуков; меньше, чем звуков (с «е, ё, ю, я»).

2) запишите слова с сомнительными согласными, подберите однокоренные слова или формы лов, где согласные будут находится перед гласными или сонорными.

3) вписать буквы, обозначающие гласные звуки, так, чтобы в словах первого ряда согласные читались мягко, а второго ряда - твердо:

Р...в, м...л (ё, я)

Р...в, м...л (о, а)

4) задания с элементами  занимательности, игры, занимательные  рассказы.

Помимо всего этого, ученые также выделяют ряд трудностей при изучении фонетики. Первая и основная трудность в том, что учащиеся смешивают звуки и буквы. Эффективными являются упражнения в определении звукового состава слова, например: «произнесите звуки в данном слове, запишите произнесенное слово, какими буквами обозначены указанные звуки». Подобные упражнения должны выполняться систематически, пока не выработается навык. Вторая трудность состоит в том, что учащиеся затрудняются в выявлении двойной роли букв «е, ё, ю, я». Третья – в делении слова на слоги. Четвертая – в графическом обозначении некоторых букв при фонетической транскрипции (щ-ш’-, сс-с-, я-йа). [Акишина А.А. Учимся чить. Для преподавателя русского языка как иностранного/А.А. Акишина, О.Е. Каган – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 256 с.]

 

    1. Упражнений при изучении лексики

Лексика и фразеология изучаются в школе с 1970 года. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса учащихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внеклассную работу, обеспечило условия для проведения факультатива по лексике и фразеологии. Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Без лексики не было бы и языка. Номинативный фонд языка пополняют также и фразеологизмы. Лексика пронизывает язык во всех направлениях: звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют; морфологические категории рассматриваются только в слове; предложения тогда становятся коммуникативно значимыми, когда они наполнены словами. Без слов не может быть никакой научной информации. Следовательно, изучение лексики и фразеологии в школе чрезвычайно важно. 
       Изучение лексики и фразеологии в школе имеет как образовательные, так и практические цели. Образовательные цели работы по лексике и фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами знаний о лексике и фразеологии русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала. При формировании у детей научного мировоззрения знания по лексике и фразеологии играют существенную роль в процессе раскрытия функций языка в обществе (общения, передачи и хранения информации), связи языка с жизнью общества, изменений, происходящих в языке, роли русского языка в современном мире.

Изучение лексики и фразеологии существенно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с одной из основных единиц языка — словом (наряду со звуком и предложением), а также фразеологизмом, обладающим лексическими и грамматическими значениями, а также с тем, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка. Школьники узнают об источниках пополнения словарного и фразеологического запаса языка, о членении лексики по территориальному и социальному признакам. Ученики получат сведения о том, что слова и фразеологизмы в языке не изолированы друг от друга, а объединены в группы. Изучение лексики и фразеологии показывает богатство словарного и фразеологического запаса русского языка. 
Особое внимание в работе по лексике имеет развитие у школьников лексико-семантического взгляда на слово. Лексико-семантический взгляд на слово проявляется в умении учащихся выделять в слове лексическое значение (в противоположность грамматическим значениям) и устанавливать семантические (смысловые) связи данного слова с другими словами. Эти умения специально формируются при изучении лексики и закрепляются при изучении нелексического материала, а также на уроках развития связной речи учащихся.

Практические цели изучения лексики и фразеологии — формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений — способствуют созданию предпосылок для работы по русскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся.

Овладение орфографическими умениями тесно связано с усвоением ряда сведении о слове. Так, знание того, что слово, в отличие от свободного сочетания слов, непроницаемо для других слов, позволяет учащимся не допускать ошибок на раздельное написание приставок (особенно это касается глаголов с приставками). Понимание структурной и семантической близости слов дает опору для подбора проверочных написаний. Знакомство с синонимами и антонимами облегчает работу по формированию навыков слитного и раздельного написания не и ни с именными частями речи и наречиями. Изучение слов и фразеологизмов способствует также лучшему осознанию других языковых единиц путем сопоставления их функций и значений (если оно имеется у сопоставляемых единиц) и зависимости функционирования единиц словообразования, морфологии и синтаксиса от специфики лексического значения слов. Так, отмечается связь сочетания словообразовательных морфем (частей слова) со значением производящей (мотивирующей) основы при производстве новых слов, образования словоформ с лексическим значением многозначного слова (зуб: зубы и зубья), а также взаимосвязь сочетающихся слов с их лексическими значениями при создании словосочетаний (например, коричневое платье, коричневые глаза, но: карие глаза). [ http://www.uchmet.ru/library/material/159002/]

Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся — по обогащению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико-стилистическими нормами, по формированию монологической речи. 
Обогащение запаса слов и фразеологизмов опирается на знание школьниками лексического значения слова и фразеологизма, способов толкования семантики слов и фразеологизмов, синонимов и слов с переносным значением, а также на умение пользоваться толковым словарем.

При изучении лексикологических понятий используются те же познавательные методы, которые применяются в методике русского языка в других ее разделах: слово учителя, самостоятельный анализ учащимися теоретического материала, беседа, самостоятельный анализ материала для наблюдения.

Для передачи знаний в готовом виде (дедуктивный путь) в учебнике даются теоретические сведения (они обозначены знаком или заключены в рамки). Для самостоятельного добывания знаний (индуктивный путь) в учебниках даются материалы для наблюдения и система вопросов, подводящих учащихся к выяснению существенных признаков изучаемого явления. [Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового. http://yandex.ua/clck/jsredir?from=yandex.ua%3Byandsearch]

Выбор одного из познавательных методов обучения (объяснительного или эвристического) зависит от специфики изучаемого лексического и фразеологического явления. 
Лексикологические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений: 1) общих при изучении каждого лексического понятия и 2) частных, специфичных для каждого лексического явления.

Остановимся на общих упражнениях.

1. Нахождение изучаемого  лексического явления среди слов, 
в словосочетании, в предложении или в связном тексте (по образцу и без него). Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся 
должны знать отличительные признаки (приметы) каждого из лексических явлений.

2. Подбор примеров, иллюстрирующих  изучаемое лексическое 
явление. Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо 
из печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по 
памяти.

3. Определение роли изучаемого  лексического явления в тексте. 
С помощью этого упражнения создаются условия не только для закрепления функциональных свойств изученных лексических явлений, но и для понимания изобразительно-выразительных средств 
в изучаемых художественных произведениях на уроках литературы.

4. Группировка изучаемых  лексических явлений. К выполнению 
данного упражнения учащихся необходимо готовить, устанавливая 
единое основание деления слов на группы.

5. Нахождение и исправление  лексических ошибок. Материалом 
для этого упражнения служат группировки лексических явлений, 
составленных не по одному основанию, или группировки, состав 
ленные самими учащимися с ошибками.

6. Составление таблиц  лексических явлений. При выполнении 
этого упражнения, помимо выяснения единого основания группировки лексических явлений, следует показывать способы расположения материала по горизонтали и вертикали.

7. Лексический разбор. Лексический  разбор как упражнение заключается  в характеристике слова с точки зрения особенностей изученных лексических понятий. Данное упражнение может быть выполнено только с опорой на словари.

Для формирования умения пользоваться толковым словарем используются упражнения следующих видов.

1. Нахождение в словарной  статье толкового словаря ее  структурных элементов. Это упражнение закрепляет знания учащихся о структуре словарной статьи. Учащихся можно попросить назвать заглавное слово, грамматические пометы, толкование лексического значения слова, если оно однозначное, или какого-то одного лексического значения, если слово многозначное, примеры употребления слова.

2.Нахождение в словарях  слов по тем или иным пометам. 
Данное упражнение учит школьников применять знания о тех или 
иных свойствах слова, находить сведения об условиях употребления или неупотребления слова в зависимости от этих его свойств.

3. Составление словарной  статьи знакомого слова. Такое  упражнение требует синтеза знаний ученика о слове, о структуре словарной статьи. Школьник должен вспомнить многое о слове: однозначное оно или многозначное; какой частью речи является; общеупотребительное или ограниченного употребления; устаревшее или 
употребительное в настоящее время. В результате такого анализа 
учащийся наберет материал для грамматической характеристики.

4. Кроссворд. Кроссворд, как  известно, представляет собой смысловую задачу, заключающуюся в отыскании заглавного слова по 
толкованию (полному или неполному) лексического значения.

В совокупности все названные упражнения помогут сформировать у школьников умение пользоваться толковым словарем. 
Задачи изучения лексических явлений в школьном курсе лексики неодинаковы, поэтому набор видов лексических упражнений, а также характер заданий к ним различен. Он зависит от специфики изучаемого лексического явления и формируемого лексического умения.[ www.uchmet.ru/library/material/159002/]

Также существует ряд упражнения для учащихся, которые изучают русский язык как иностранный:

  1. Сгруппируйте слова, используя следующие критерии: ассоциации, функции. Что общего между ними?

Мороженное, магазин, огурец, газета, ребенок, дом, сад, компьютер, собака, жираф, апельсин.

  1. Назовите пять профессий, где люди носят белые халаты.
  2. Назовите пять действий, которые вы выполняете утром.
  3. Составьте коллективный рассказ.

Преподаватель: Вчера я видел странного человека.

Учащийся: У него были зеленые волосы.

Если сочинение идет с трудом, учитель может сыграть роль следователя, непонимающего или забывчивого человека.

  1. Напишите сочинение с определенными словами.

Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. [Акишина А.А. Учимся чить. Для преподавателя русского языка как иностранного/А.А. Акишина, О.Е. Каган – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 256 с.]

Проблемы обучения лексике и их решения

Проблема

Решение проблемы

1.Отбор лексики:

А) что отбирать:

Б) сколько отбирать

Определяется:

А) целями и уровнями владения языком;

Б) частотностью и употребительностью;

В) ситуативно-тематическим отбором

2.Последовательность расположения  материала

От нейтральной лексики к другим пластам. От коммуникативно-частотного употребления к менее частотному

3.Дозировка материала

15 – 25 слов за полуторачасовой  урок

4.Подача материала

От текста к слову. Изучение слов в контексте

5.Объяснение слова

Через толкование, употребление, синонимы-антонимы, перевод

6.Последовательность работы

Показать слово в тексте:

А) предложить догадаться о его значении;

Б) объяснить слово, добиться понимания его значения;

В) проверить наличие языковой компетенции;

Г) тренировать слово в речи;

Д) подвести учащегося к самостоятельному использованию слова в собственной речи.

7.Заучивание слов

Приемы, помогающие запоминать

8.Контроль слов

 

Информация о работе Виды упражнений по русскому языку