Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 01:41, дипломная работа
В работе была сформулирована цель – разработать технологию обсуждения глобальных проблем современности на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– описать особенности протекания учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста;
– выделить основные психолого-педагогические черты развития старшего школьного возраста;
– дать лингводидактическую характеристику глобальным проблемам современности;
– провести анализ действующих учебно-методических комплектов и выделить их тематическое наполнение;
– разработать учебно-методические материалы для использования в XI классах средней школы.
Введение 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности протекания учебной деятельности старшего школьника: Мотивы учения 6
1.2. Формирование мировоззрения как одной из основных психолого-педагогических черт развития учащихся старшего школьного возраста 12
1.3. Основные формы организации обучения старшеклассников 15
Глава 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 21
2.1.Лингводидактическая характеристика глобальных проблем современности как компонент содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 21
2.2. Анализ тематического содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 34
2.3. Технология обсуждения глобальных проблем современности на уроке иностранного языка в старших классах средней школы 43
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 59
Сказанное выше позволяет утверждать, что задачи апробации учебно-методических материалов были выполнены, а цель дипломной работы – достигнута.
Заключение
В результате проведенного исследования по теме «Глобальные проблемы современности» можно сформулировать следующие выводы.
1. В старшем школьном возрасте происходит расширение горизонтов познания реального мира, других людей, самого себя, развитие самосознания, происходит самоопределение личности старшеклассника. Это период становления подростка как гражданина, период социального самоопределения, формирования собственного мировоззрения, духовных качеств. В этот период старший подросток вырабатывает собственное отношение ко всему, что видит, а так же в его умственной деятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Именно в этом возрасте происходит улучшение коммуникативности, повышение самоконтроля, большая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний.
2. Старшего подростка отличает умение логически упорядочивать и систематизировать, самостоятельно находить способы обобщенной ориентировки в материале, умение теоретически обобщать. Ученикам интересно и важно понимание сущности и смысла производимых действий, синтез части и целого, частного и общего. У старшеклассников повышается уровень интеллектуального подхода при восприятии; память, воображение и другие психические процессы все больше приобретают черты произвольности. Для старшеклассников характерен индивидуальный стиль запоминания информации и происходит развитие обобщенности всех процессов, и возрастает интерес к глобальным и вечным проблемам человечества.
3. Период с 15 до 17 лет характеризуется
формированием активной
4. Эффективность обучения старшек
5. Немаловажным для достижения целей обучения иностранному языку является его тематическое наполнение. Как показывает анализ некоторых действующих учебно-методических комплектов для старших классов, проблемы, которые интересуют старших подростков, такие как: проблемы экологии, проблемы войны и мира, проблемы голода; находят недостаточное воплощение на страницах современных учебно-методических комплектов. Как в отечественных, так и зарубежных комплектах нет отдельной темы, раздела, посвященного глобальным проблемам, упражнения в этих комплектах однотипные и повторяются из раздела в раздел. Так же налицо недостаток или отсутствие аутентичных текстов.
6. В то же время нельзя
7. С целью повышения эффективности обучения иностранному языку на завершающей ступени обучения в средней школе, а так же с целью учета психолого-педагогических особенностей детей старшего возраста и необходимости обеспечения их целостного развития, в рамках дипломной работы были разработаны учебно-методические материалы в помощь учителю для обсуждения глобальных проблем современности на уроках английского языка.
8. В ходе работы были
– на интерпретацию визуального материала (картинки, фотографии, диаграммы);
– на комментирование цитат и высказываний;
– на чтение и интерпретацию текстовых фрагментов;
– на комментирование статистической информации;
– на представление обобщенной информации в виде постера;
– на обсуждение практических действий решения проблем;
– на участие в беседе за круглым столом.
Работа на уроках английского языка с помощью разработанных упражнений показала, что глобальные проблемы вызывают интерес у старшеклассников. Они с желанием включаются в обсуждение предложенных вопросов. В процессе обсуждения языковые средства высказываний о глобальных проблемах современности были востребованы, что, несомненно, свидетельствует о реальном расширении их лексического запаса, приращение умений и навыков.
9. В ходе апробации, в XI классе средней школы № 11 им. Пушкина, разработанные упражнения доказали свою эффективность. Обсуждение глобальных проблем современности на уроках английского языка способствовало обеспечению качества обучения иностранному языку, повышению мотивации, как к изучению иностранного языка, так и к расширению кругозора учащихся по актуальным проблемам современного мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список проанализированной литературы
Приложение 1
Учебно-методические материалы для обсуждения глобальных проблем современности в XI классах средней школы
1.Terrorism
Have you heard anything about terrorism? What do you think it is? Is it dangerous for people? Why?
discuss the following.
Who might say it? Why?
2. Read the following extracts and discuss with your partner: Who are terrorists? What do they want? Use the following:
I think that
I believe
On the one hand, on the other hand I don’t think so
I fully agree with Generally speaking
As far as I can see it’s out of the question
I suppose so
3*. Read all extracts again and complete the matching exercise. The words on the left all appear in 4 passages. Deduce the meaning of any words you do not know from the context.
1 coerce (v) a extreme force in action or feeling, especially that causes
damage, unrest etc.
2 intimidate (v) b to make an unwilling person do something by force, threat
3 violence (n) c a person taking direct part in fighting
4 combatant (n) d to frighten, especially by making threats
4*. Discuss the meanings of the following idioms connected with war and fighting. Fill each of the blanks in sentences below with one suitable idiom.
1. The village people are ……………over the plan to build a motorway very near their homes.
2. Joe can be very boring sometimes. He always seems to …………………….
3. She was ……………………….at me last night. I wonder what I’ve done to upset her.
4. I want ………………………………and make things better.
2. Ecology
1. Are there any ecological problems in your country? What are they? Make a list of all problems you know and compare it with that of your partner’s.
Installing “Water Ozonization System "Sluda" |
2. Look at the picture and discuss in pairs.
people? 3. Tell your partner’s point of view to the class. |
4. Read the passage about new boiler “Sluda”, which helps to reduce the level of air pollution.
Do you think it is useful? Why? Do you know any other modern inventions which can help to reduce pollution? What are they? What is their appointment?
5. In groups of four discuss the advantages and disadvantages of each of the following solutions to the problem. Think about a big city in your country, or a city like London or Los Angeles.
6. Make up a poster about one of the ecological problems. Choose a problem and find out more information about it. Add these things to your poster:
Prepare a presentation about the problem.
3. Hunger
OPEN-ENDED QUESTION: WHAT IN YOUR OPINION IS POVERTY? WHICH PEOPLE WOULD YOU CALL POOR?
General Opinion
Sum up the information and explain the main reasons of poverty according to this table.
2. You are going to read the passage from the article “International Hunger Facts”. After reading it decide which of this statements are true (T) or false (F).
About 24,000 people die every day from hunger or hunger-related causes. This is down from 35,000 ten years ago, and 41,000 twenty years ago. Three-fourths of the deaths are children under the age of five. Today 10% of children in developing countries die before the age of five. This is down from 28% fifty years ago. The fact is that famine and wars cause just 10% of hunger deaths, although these tend to be the ones you hear about most often. The majority of hunger deaths are caused by chronic malnutrition. Families simply cannot get enough to eat. This in turn is caused by extreme poverty.
A About 24,000 people die every day from hunger-related causes. T/F
B More than 50% of children under the age of five die in developing countries. T/F
C The only reason of hunger deaths is war. T/F
D People have enough to eat, and they don’t know such problem as malnutrition. T/F
3. Imagine that you are volunteers who want to help poor countries. In pairs decide which ways to help the poorer countries of the world are desirable or undesirable. Give reasons for your opinion.