Методика обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить методику обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.
Объект исследования – письмо и письменная речь как вид речевой деятельности.
Предмет исследования – методика обучения письму.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Письмо как вид речевой деятельности
1.2 Содержание обучения письму
1.3 Обучение письму на различных этапах изучения немецкого языка
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Изучить опыт работы учителя по обучению письменной речи на уроках немецкого языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1 часть курсовой.docx

— 58.54 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория и методика обучения иностранному языку»

 

Методика обучения письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

                                                                                Работу выполнила:

                                                                                Смольякова Виктория Александровна 

                                                                                Специальность 050303                                                                                                

                                                                                «Иностранный язык»

                                                                                 Курс 3, группа 34 «И»

                                                                                 Руководитель:

                                                                                 Чурсина Ирина Валентиновна

 

 

 

 

 

Строитель 2013

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория и методика обучения иностранному языку»

 

Методика обучения письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе

 

 

                                                                                Работу выполнила:

                                                                    Смольякова Виктория Александровна 

                                                                                Специальность 050303                                                                                                

                                                                                «Иностранный язык»

                                                                                 Курс 3, группа 34 «И»

                                                                                 Руководитель:

                                                                                 Чурсина Ирина Валентиновна

 

 

 

Работа защищена с оценкой _________

Председатель комиссии __________

 

 

 

 

 

Строитель 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    1. Письмо как вид речевой деятельности
    2. Содержание обучения письму
    3. Обучение письму на различных этапах изучения немецкого языка
  2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    1. Изучить опыт работы учителя по обучению письменной речи на уроках немецкого языка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования «Методы обучения письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе»

Содержание обучения иностранным языкам в средней школе реализует его основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компетенции предполагают формирование, как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи.

Письмо длительное время было почти полностью устранено из процесса обучения, что, по мнению Е.И. Пассова, было стратегическим просчётом [14]. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала [9].

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку [22].

Следует иметь ввиду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи.

Цель исследования – изучить методику обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.

Объект исследования – письмо и письменная речь как вид речевой деятельности.

Предмет исследования – методика обучения письму.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретические основы методики обучения письменной речи на уроках иностранного языка;
  2. рассмотреть практические аспекты обучения письменной речи на уроках немецкого языка.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ научной, учебной и методической литературы по проблеме исследования
  2. Анализ программы по стандартам нового поколения ФГОС.

Для написания данной курсовой работы мы опирались на научные исследования таких ученых как: Выгодский Л.С., Соловова Е.Н., Филатов В.М., Робертс Л., Рогова Г.В., Верещагин И.Н., Жинкин Н.И., Пассов Е.И., Зимняя И.А.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка  литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

    1. Письмо как вид речевой деятельности

 

Роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика. Как и говорение, письмо является продуктивным видом деятельности, но еще более осложненным целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения [10].

Между говорением и письмом есть существенные различия и в психологическом, и в лингвистическом планах. Профессор Е.И. Пассов говорит о том, что, прежде всего, следует отметить отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи [11]. Говорящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий может эту реакцию лишь предугадывать, поэтому его речь более обоснована, развернута. Пишущий должен часто сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это также заставляет его описывать все более полно, иначе он будет неверно понят.

Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства.

Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени; пишущий практически во времени не ограничен. Поэтому его внимание направлено не только на содержание, но и на форму речи. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько адекватно использованная форма передает заданное содержание, смысл. Пишущий часто пользуется, так сказать, долгосрочным планированием своей речи, отчего она более логична. Он может подобрать точное слово, разнообразить лексический состав своей речи.

Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может недоговаривать фразы, поэтому его речь грамматически оформлена всегда более строго.

Все условия функционирования письменного общения и качества письменной речи обусловливают не только определенную трудность или легкость, но и специфику работы по обучению письму.

Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Именно продуктивной стороне письма пока еще мало обучают на уроках иностранного языка. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности [16].

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста [3].

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи [23].

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком [9].

Для конкретизации задач обучения письменной речи необходимо принимать во внимание и особенности тех умений в области письменной речи, которые предусмотрены программой: умение написать дружественное письмо зарубежному корреспонденту, составить аннотацию, реферат, заметку в стенгазету, написать резюме, изложение прослушанного и прочитанного текста, сочинение и т.д.

Так, для писем и заметок в стенгазету характерно широкое использование речевых клише побудительного и оценочного характера, эпистолярных формул, наиболее типичных для стиля письменной речи, преимущественное употребление изъявительного наклонения и личных форм глагола, отсутствие прямой речи, распространенность вопросительных и отрицательных конструкций [18].

Основной лингвистической характеристикой текста-резюме, аннотации и реферата, в основе которых лежит языковая и смысловая компрессия текста, является почти полное отсутствие сложных фразеологизмов, общая синтаксическая простота, широкое использование оценочной лексики [25].

Для пересказа и учебного сочинения характерна полнота и развернутость изложения за счет употребления сложный синтаксических конструкций (большого количества сложноподчиненных предложений), употребление речевых клише для выражения личностного отношения к описываемым событиям и фактам.

Задачи обучения письменной речи состоят, таким образом, в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки:

  1. Употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;
  2. Строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;
  3. Пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;
  4. Придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
  5. Пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;
  6. Логически последовательно излагать письменное высказывание.

Умение в области письменной речи предполагает определенный уровень сформированности всех навыков, входящих в его структуру. Понимая под навыком вслед за И.А. Зимней «оптимальный уровень совершенства выполняемого действия» необходимо определить те действия, которые в структуре письменной речевой деятельности составляют механизм построения и реализации речевого высказывания [4].

Информация о работе Методика обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе