Особенности ознакомительного чтения на французском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Чтение как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания.
Для понимания иноязычного текста необходимо наличие определенной перцептивно-смысловой базы, т.е. владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным.

Содержание

Введение.....3

Глава 1 Теоретические основы ознакомительного чтения на уроках французского языка в старших классах .....5
1.1 Обучение чтению на уроке иностранного языка....5
1.2 Ознакомительное чтение на уроке иностранного языка в старших классах.....10
1.3 Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения.....14

Глава 2 Методика обучения ознакомительному чтению текстов на уроках французского языка в старших классах.....19
2.1 Методические рекомендации по обучению ознакомительному чтению на уроке французского языка в старших классах.....19
2.2 Пример урока французского языка развивающего навыки ознакомительного чтения в 11 классе.....24

Заключение.....30

Список литературы.....32

Вложенные файлы: 1 файл

ознакомительное чтение на французском.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)

Для этого вида чтения, как показывают данные «Настольной книги преподавателя иностранного языка», подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении [14, 96 с.].

Н.Д. Гальскова, рекомендует для изучающего чтения привлекать тексты интервью и репортажей, инструкций, образцов художественной прозы. В этой связи, представляется целесообразным проводить изучающее чтение на текстах научно-популярного характера, а также на текстах, связанных с будущей профессией учащихся [6, 236-237 с.].

Исследователь О.Н. Лукьянова также пишет, что обучение чтению проходит на частично адаптированных аутентичных текстах различной функциональной направленности, среди которых тексты из газет и журналов, научно-популярной и художественной литературы [11].

При выборе текста для того или иного вида чтения играют важную роль его объём, логико-композиционная структура, сложность языкового материала. Мы согласны с исследователем Е.Н. Соловова, в том, что учащиеся должны быть знакомы с разными типами текстов: информационными, научно-публицистическими и научно-популярными, художественными [22, 4 с.]. В то же время, как подчеркивает А.Н. Азовкина, при отборе текстов необходимо также учитывать их методическую и воспитательную ценность, доступность содержания и формы [1, 48 с.]. Е.М. Масленникова предлагает отбирать для учебной текстовой коммуникации тексты, имеющие национально-универсальное культурное значение [13, 19 с.].

Как сообщают М.К. Бородулина и А.Л. Карлин, работа по учебным текстам служит выполнению основных методических задач обучения – введению и закреплению языкового материала, отработке речевых умений и навыков на основе речемыслительной и учебно-познавательной деятельности студентов. Таким образом, главным требованием к учебным текстам является их образцовость, т.е. максимальное соответствие текста по содержанию и по форме как общей методической концепции системы обучения, так и узкой цели, которую надо достичь в ходе работы с текстом [5, 135 с.].

 

 

 

 

Глава 2 Методика обучения ознакомительному чтению текстов на уроках французского языка в старших классах

 

2.1 Методические  рекомендации по обучению ознакомительному  чтению на уроке французского языка в старших классах

 

Развитие умения читать было и есть одной из главных целей обучения, для всех этапов обучения и, особенно, для учащихся девятых, десятых и одиннадцатых классов.

Введение же единого государственного экзамена (ЕГЭ) заставляет нас обратить пристальное внимание на этот вид аттестации, поскольку в задачу единого государственного экзамена входит проверка уровня сформированности умений учащихся в трех видах чтения[11]:

- с общим охватом содержания;

- с полным пониманием  прочитанного;

- с извлечением необходимой  информации.

Ознакомительное чтение является:

во-первых, одним из основных моментов в ходе подготовки учащихся девятых, десятых и одиннадцатых классов к экзаменам;

во-вторых, важным навыком, который может быть востребован и необходим выпускникам школы в последующем для практического использования в жизни, вне зависимости от рода их дальнейшей деятельности.

Особенностями ознакомительного чтения являются[23, 110 c.]:

  • отсутствие установки на последующее использование полученной информации;
  • быстрый темп чтения;
  • выбор информации: извлечение из текста наиболее важной информации и пропуск остального, несущественного; фиксация только тех языковых фактов, которые дают возможность судить о теме текста.

Для того чтобы ознакомительное чтение протекало успешно, то есть отличалось быстротой и имело выборочный характер, необходимо предварительно сформировать у учащихся следующие умения в данном виде чтения:

1. Предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации.

2. Просмотрев текст, сказать, о чем он, определить его тематику и основную цель.

3. Определить самые общие сведения, которые соотносят текст с определенной областью знаний.

4. Выделить важную информацию и определить второстепенную.

5. Оценить содержащуюся в тексте информацию с точки зрения актуальности, правдоподобности и перспективности ее использования.

Важнейшим условием формирования указанных умений является обильная практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам. Это могут быть[26, 94 c.]:

а) задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации;

б) задания, используемые с целью контроля понимания содержания текста.

Задания первой группы помогают учащимся вырабатывать стратегию понимания текста, то есть направляют их внимание на те его элементы, которые являются в том или ином отношении значимыми для осмысления текста и создают тем самым условия для прогнозирования содержания читаемого материала.

Центральное место в этой группе заданий принадлежит упражнениям, связанным с осмыслением экстралингвистической информации и заголовка текста.

Как известно, экстралингвистическая информация в виде схем и иллюстраций дублируют информацию вербальную, и играет, поэтому важную роль в понимании текста. Она способствует антиципации (предвосхищению того, о чем пойдет речь в тексте) и, главное, помогает установить ассоциативные связи. В процессе обучения ознакомительному чтению необходимо обратить внимание учащихся на эту «подсказку» и научить их пользоваться ею.

Для этого могут быть выполнены следующие задания[17, 105 c.]:

1. Ознакомьтесь со схемой или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.

2. По иллюстрации и ряду ключевых слов сделайте несколько предложений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.

3. Посмотрите на картинки к тексту и расположите их в логической последовательности. Придумайте заголовок и составьте возможный план текста.

Заголовок текста также служит основой запуска механизмов прогнозирования общего содержания текста. Его роль состоит в создании содержательной установки, которая превращает чтение в активный процесс. В составе заголовка фигурируют, как правило, главные тематические слова, ключевые слова текста. Поэтому можно считать, что заголовок способствует развитию мысли учащихся в нужном направлении, а это благоприятно сказывается на понимании общего содержания читаемого.

При работе с заголовком целесообразно предложить старшеклассникам такие упражнения:

1. Прочитайте заголовок. Скажите, о чем идет речь в тексте.

2. Внимательно прочитайте заголовок и выделите в нем доминирующее слово (смысловую доминанту).

3. В тексте с заголовком подчеркнуты главные тематические слова. Проследите, как основные тематические слова, фигурирующее в заголовке, повторяются в тексте и развивают его центральную идею. Обратите особое внимание на перефразированные варианты выражения темы.

4. Прочитайте подчеркнутые в тексте тематические слова и придумайте заголовок к нему.

5. В тексте с заголовком выделите основные тематические слова, а затем, обобщив их основное содержание, сформулируете главную мысль текста в одном предложении (или словосочетании). Сравните вашу формулировку с приведенным заголовком и сделайте вывод о том, выражает ли заголовок смысл текста.[17, 108 c.]

Хочется оговорить тот вариант, когда заголовок не является информативным, то есть не может помочь учащимся в предвосхищении (антиципации) того, о чем пойдет речь в тексте. Тогда учащимся могут быть предложены следующее задания на предвосхищение содержания с помощью выборочного чтения отдельных предложений, абзацев и выводов. Например:

1. Просмотрите текст. Сформулируйте гипотезы о содержании его пропущенных частей. Обсудите варианты в группе.

2. Прочитайте первый абзац текста и скажите, о чем может идти речь дальше.

3. Прочитайте последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.

4. Составьте резюме к тексту и сравните его с уже имеющимся и т.д.

Кроме того, комплекс заданий к тексту для ознакомительного чтения можно дополнить упражнениями такого типа:

1. Просмотрите статью и скажите, о чем в ней идет речь, какая проблема в ней рассматривается (время просмотра 3-4 минуты).

2. Определите, какие основные проблемы ставятся автором статьи.

3. Определите характер текста (общественно-политический, научно-популярный и т.д.).

4. Просмотрите первый абзац текста, первое и последнее предложение абзаца/текста. Определите тему текста.

Объектами контроля в случае ознакомительного чтения являются «темы» отдельных частей текста и всего текста в целом или его ключевые моменты, отражающие общую информацию. Для проверки понимания можно предложить следующие задания:

1. Определите среди данных предложений те, содержание которых связано с содержанием прочитанного текста.

2. Выберите предложение из ряда данных, в котором сформулирована главная мысль текста.

3. Исходя из содержания текста, выберите для него подходящий заголовок из предложенных.

4. Прочитайте следующие абзацы. Из слов, перечисленных после каждого абзаца, выберите одно, которое лучше других отражает основную мысль прочитанного.[20, 107 c.]

Или:

1. К какой области знаний относится текст? Обоснуйте ответ.

2. Как вы представляете себе общее содержание текста? Обоснуйте ответ.

Еще раз хочется подчеркнуть ту последовательность действий учащихся при ознакомительном чтении текста, которую целесообразно им прививать в целях достижения желаемого результата:

а) как начинать работу над текстом;

б) выделение основного содержания;

в) сокращение текста, то есть умение передать смысл абзаца или текста ограниченным количеством предложений;

г) умение интерпретировать прочитанное;

д) оценка его содержания учащимися.

При работе с ознакомительным чтением целесообразно задания предлагать сначала менее подготовленным ученикам, высказывания которых дополняются и расширяются более подготовленными, что способствует, по опыту, лучшему охвату смысла менее подготовленными учащимися.

И, конечно же, степень сложности заданий зависит от уровня подготовленности группы.

В заключение хочется отметить, что все вышеизложенные аспекты обсуждаемой темы:

являются одним из вариантов, способствующих развитию языковой догадки учащихся;

учат их последовательности в работе с текстом, умению вычленить из незнакомого текста основное, отбрасывая частности, не акцентируясь на них;

и в целом вырабатывают умение передавать смысл текста ограниченным количеством предложений и интерпретировать прочитанное.

Это в конечном итоге, позволяет рассматривать ознакомительное чтение, как средство получения информации, являющееся само по себе одним из важных умений выбора необходимых сведений, особенно, в наше время – век информации, когда поток ее безграничен.

 

2.2 Пример урока  французского языка развивающего  навыки ознакомительного чтения  в 11 классе

 

Урок «Профессии»

Цели:

1.активизировать лексику  по изучаемой теме;

2.расширить кругозор учащихся  о профессиях;

3.развивать навыки ознакомительного  чтения;

4.познакомить со словообразованием  с помощью суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент (вопросы учителя).

II. Презентация проекта «Профессии, которые мы можем выбрать»

III. Словообразование.

IV. Аудирование.

V. Ознакомительное чтение текста.

M: Chèrs amis ! Cette année vous etes en classe terminale. Cette année est très grave pour vous. Pourquoi ?

E: Nous devons passer les examens d’Etat.

E: Cette année nous quittons nos maisons pour continuer nos études après l’école dans d’autres villes.

E: Nous devons choisir un métier ce qui est très difficile.

M: Je crois que vous avez déjà choisi votre future profession ?

E: Je voudrais etre architecte ou ingenieur de batiment.

E: Je suis forte en sciences humaines et je tacherai d’entrer à la faculté juridique.

E: Et moi , je m’intéresse à l’art. Je voudrai  restaurer les monuments historiques .

E: Je ne sais pas encore dans quel domaine je voudrais etre spécialiste. C’est très compliqué de trouver une profession qui me correspondrait plus que les autres.

M: Alors, dites-moi de quoi dépend le choix du métier  ?

E: Je pense que le choix dépend des qualités du caractère. Je veux dire tout les métiers ne conviennent pas à tout le monde.

E: Avant tout on choisit des professions préstigieuses. Il faut s’intéresser au marché du travail. A-t-on besoin des représentants de ce métier ?

E: Les questions matérielles ne sont pas à négliger, car le travail c’est la possibilité de gagner sa vie et la vie de sa famille.

M: Savez-vous qu’il existe près de 2000 professions. Vous avez un grand choix ! Nous allons voir quelques métier.

II. Le projet «Les professions»

b)Quelle est leur profession ?

1. Ma soeur travaille dans un hopital. Elle travaille                   Elle est médecin.

beaucoup et elle a un grand salaire.

2 . Mme Green travaille à l’université. Elle a beaucoup            Elle est professeur

d’étudiants.

3. Voilà Mireille. Elle parle au juge tous les jours.                    Elle est avocate.

Quelquefois ses clients sont des criminels.

4. Elle répond au téléphone, écrit des lettres et                          Elle est secrétaire

Информация о работе Особенности ознакомительного чтения на французском