Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Мир стремительно меняется, и, переходя в стадию информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека, независимо от того ребенок это или взрослый. Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Каждая единица информации, каждое слово, знак, текст несет смысловую нагрузку, воздействующую на ценности человека, его привычки, мотивацию. Устное или печатное слово влияет на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………11
1.1. Понятие информационной безопасности личности и педагогические аспекты защиты от негативных воздействий информации……………………………………………………………..….11
1.2. Система педагогических условий формирования информационной безопасности школьника………………………………………………..…21
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………26
2.1 Исходные позиции исследовательской работы……………………...26
2.2 Результат итогов деятельности………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Информационная безопасность.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Как правило, следствием реализации информационных угроз выступает политическое и социальное напряжение в обществе, девиантное поведение личности (социальной группы, класса), усиление национальных, этнических, демографических и других коллизий, возникает и развивается предкризисная или кризисная ситуация в обществе в целом.

Можно констатировать, что информационная безопасность - это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных либо стихийно возникающих информационных потоков, осуществляемых в интересах регрессивных, реакционных или экстремистки настроенных политических и социальных сил и направленных на осознанную деформацию общественного и индивидуального сознания, следствием чего выступает девиантное поведение личности, усиление социально-политических, экономических и духовных коллизий, нарастает, развивается и закрепляется психологическая и психическая напряженность социума.

Актуальность  проблемы безопасности инициирует соответствующие управленческие решения и научные поиски в сфере педагогики и психологи.

К настоящему времени разработаны теоретические основы и методические аспекты преподавания таких предметов как "Безопасность жизнедеятельности", "Экология", ведется прикладная научная работа по повышению эффективности обучения в этих предметных отраслях.

Но как  показывает анализ, теоретические и  прикладные вопросы, отсутствие единого концептуального базиса не позволяет вести целенаправленную работу по привитию иммунитета от негативного информационного воздействия.

Под информационно-психологической  безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий в связи с использованием специальных средств и методов воздействия на психику, и защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Используя это  понятие, можно интерпретировать иммунитет (защиту) от негативного информационного воздействия как умение личности выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации, и защититься от угроз5.

Прежде всего, речь идет об умении личности понимать информационные воздействия в различных сферах жизни общества. Рассмотрим сферы общественной жизни: Политическая сфера. Является в настоящее время весьма уязвимой, все чаще объектами информационного воздействия становятся политическое и общественное сознание людей, системы формирования общественного мнения, политические партии, технологии проведения выборов. Социально - экономическая сфера. Используются такие методы, как промышленный шпионаж, (принявшая в настоящее время катастрофические размеры, переориентирующая потребителей с использования национальной продукции на зарубежную), а также навязывание ложных стратегий социально-экономического развития. Культурно-идеологическая сфера. Общество, лишенное культурных устоев, ценностей, духовно-нравственных принципов теряет устойчивость и приходит в упадок. При помощи информационных воздействий становится возможным влиять на общественное сознание, формировать желательные духовные ценности и культурные традиции. Психологическая сфера. Здесь целенаправленное информационное воздействие осуществляется на психику человека с целью управления его сознанием, изменением воззрений и ценностных ориентиров, морально-этических ценностей. Может носить как самостоятельный характер (например, провоцирование гражданского неповиновения), так и осуществляться в качестве составной части комплексного информационного воздействия для усиления эффективности других акций. Целью является побуждение к совершению не мотивированного поступка, зачастую противоречащего убеждениям, но выгодного для воздействующей стороны. В целом эффективность информационных воздействий в психологической сфере достигается за счет обретения контроля над информационным пространством противоположной стороны путем проведения комплекса мероприятий с учетом необходимого объема и степени достоверности информации, ее источников; дифференциации объектов воздействия с точки зрения господствующих ценностей; степени внушаемости, адекватности восприятия и возможной реакции. Управленческая сфера - применение информационных технологий становится важнейшим фактором эффективной управленческой деятельности. Наиболее остро проблемы осуществления и противодействия информационным воздействиям стоят в обществах со слабой государственной властью и неразвитым гражданским обществом. Научно-техническая сфера - информационное воздействие представляет собой целенаправленное влияние на инфраструктуру противоположной стороны в виде несанкционированного ввода информации, нарушения информационных потоков и функционирования критически важных систем.

Таким образом, для снижения негативных последствий информационного воздействия на личности необходимо проводить профилактическую работу с учащимися. Для этого необходимо было разработать программу информационной безопасности для школьников. Куда бы вошли условия формирования информационной безопасности и практическая система условий защиты. Ведь на сегодняшний день именно дети больше всего страдают от информационного негатива. А остановить это влияние можно только объединив усилия школы, семьи и государства.

 

1.2. Система педагогических условий  формирования информационной безопасности  школьника

 

Для формирования навыков  информационной безопасности у школьников используются различные средства и  меры. Их можно структурировать в  определенную систему педагогических условий

Первое условие - содержательное, включает содержательный компонент программы занятий для учащихся  (уроки, систему внеклассных мероприятий, направленных на умение выявлять информационную угрозу). В качестве второго условия  выделяется технологическое, направленное на эффективность использования  методов, приемов и средств проведения занятий с учетом особенностей развития школьников.  В третью группу объединились психолого-педагогические условия, такие как гуманно-ориентированное и доброжелательное взаимодействие педагога и учащихся. Дополнительным условием  явилась организация работы с родителями.

Рассмотрим более подробно выявленные условия. Сущностью первого  условия  является разработка и реализация программы внеклассной работы по информационной безопасности.

Целью обучения школьника информационной безопасности, на наш взгляд, является формирование соответствующей системы противодействия информационным угрозам. Существуют определенные методы проведения внеклассных занятий по обучению информационной безопасности. Первым методом, наиболее важным для начальных этапов занятий, является объяснительно-иллюстративный, его значимость для нашего исследования заключается в том, что на первоначальном этапе обучения, знания учащимся предлагаются в «готовом» виде, педагог различными способами организует восприятие этих знаний, учащиеся осмысливают знания, фиксируют их в памяти.

Знания учащимся об информационных видах опасностей, влиянии на здоровье и др. учитель предлагает в «готовом» виде, объясняет их, учащиеся сознательно осваивают и правильно воспроизводят полученную информацию.

Вторым методом служит метод проблемного изложения материала, на втором этапе учащиеся еще не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений учителя. Третий метод – частично-поисковый становится основным методом обучения на последующих этапах. В данном случае, педагог организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. Учащиеся под руководством учителя решают познавательные задачи, проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. 

В качестве формы организации  обучения учащихся информационной безопасности предлагаются занятия во внеурочное время. Проведение обучения во время внеклассных мероприятий дает педагогу возможность организации занятия в форме экскурсий, которая включит такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, сбор наглядно-иллюстрационного материала с использованием основных положений теории.

Предполагается выявить  специфику проведения занятий: создание реальных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, духовно-нравственное самоопределение, наличие наглядных пособий: детской периодической литературы, компьютерных дисков, имитированных моделей сотовых телефонов и т.д.

Кроме этого, специфика  развития информационной безопасности школьника состоит в учете таких особенностей, как: доверие ребенка взрослому, сверстникам, недостатке опыта осознания возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, в возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Еще она состоит из особенностей возрастного и психологического развития учащихся. Занятия для младших школьников будут, конечно же отличаться использованием специальных методов и приемов. А для старших, например, возникновению специфической формы информационного познания способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни ребенка этого возраста от образа жизни младшего школьника.6 Прежде всего, это повышенные требования как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, его взглядами, способностями, характером, умением соблюдать "кодекс чести", принятый среди сверстников. Всё это порождает мотивы и тенденции, побуждающие обратиться к анализу самого себя, к сравнению себя с другими. Так, постепенно формируются жизненно значимые ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки начинают предъявлять к окружающим их людям и к самим себе. Педагоги и родители – значимые взрослые, способствующие становлению информационной безопасности. Но сами педагоги и родители не всегда компетентны в вопросах информационной безопасности.

Таким образом, возникает необходимость в разработке специальных занятий для педагогов, включающих теоретические семинары и практические занятия по теме «Информационная безопасность». Подготовка родителей включит в себя: проведение тематических родительских собраний, совместное проведение занятий с детьми.

Для организации работы с родителями существуют темы, обуславливающие раскрытие проблем и сущности информационной безопасности. Работа носит просветительский характер, рекомендации, предлагаемые педагогическим коллективом, объединят усилия  педагогов и родителей для достижения более высоких результатов по обучению информационной безопасности. 7

Все это позволит ребятам лучше адаптироваться в обществе, наиболее эффективно социализироваться.

Таким образом, анализ проблемы информационной безопасности позволил определить основные теоретико-концептуальные идеи работы. Прежде всего, информационная безопасность школьника является значимой проблемой в глобальном информационном мире, но ее исследований в педагогическом аспекте не выявлено. Понятие информационной безопасности школьника логично и обоснованно должно войти в понятийно-педагогическое пространство, так как является методологически значимым для организации опытно-экспериментальной работы. Разработанные условия развития информационной безопасности представляют определенный интерес не только для педагогов, но и для широкой общественности.

Для более  подробного решения проблемы информационной безопасности в целом не достаточно только внеклассных мероприятий. Любое занятие по любому предмету может содержать в себе элементы обучению информационной защиты (см. приложение 1). Также в этом вопросе могут помочь психологические тренинги и тесты на выявление подверженности манипулятивным явлениям.8 Действенным является применение ТСО, примером может служить установка в холле школы телевизора, где будут транслироваться положительные информационные образы. Что в свою очередь позволит занять детей в случае образовавшегося перерыва между занятиями.

Можно сделать  вывод, что система педагогических условий формирования информационной безопасности школьника ввиду возрастающей информационной нагрузки очень актуальна и требует реализации на практике. Ее детальная проработка и внедрение в школьную программу может дать эффективную защиту от негативного воздействия информации и реально развить у школьников навыки взаимодействия с ней.

Таким образом, понятие информационной безопасности, система условий педагогической защиты составляют единую структуру для взаимодействия с информацией. На сегодняшний день такое явление как информационное воздействие на личность доказано научно и закономерно. И для реализации такого взаимодействия должен быть создан практический курс или основа системы условий защиты от информационного воздействия.

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

2.1.  Исходные позиции исследовательской работы

 

Информационная безопасность учащихся является важным фактором в  образовательном процессе. Ее практические разработки и внедрение на практике позволит защитить наших детей от неконтролируемого потока различной информации, научить их правильно и логично обрабатывать ее и делать выводы.

Для реализации вышесказанного следует создать систему изучения и систему условий против негативных информационных аспектов. Которая будет включать в себя различные элементы. Таким образом, эта система может представить собой элективный курс, где главным звеном могут стать уроки информатики. Этот курс может иметь название «Информационная безопасность учащихся». Наиболее полно эта работа будет реализована через определенные задачи и средства:

1. Контроль поступающей информации и минимализация информационного риска, связанного с внешними и внутренними жизненными факторами (обстановка в государстве, в обществе, в семье). Вся информация, поступающая к ребенку из вне, должна быть изучена педагогом и родителями и объяснена ребенку в доступной форме с точки зрения нравственных позиций и социальных норм. Создание положительных информационных образов для ребенка, при помощи ТСО. Взаимодействие с родителями.

2. Исследование влияния информации на личностно – поведенческие составляющие и их психологическая коррекция (карта интересов и мотиваций ребенка, определение социального положения, определение стремления к лидерству, конфликтности, девиантности, психологического состояния ребенка, определение влияния информации и др.). В этом может помочь психологическое тестирование, документирование информации об учащихся, психологический контакт учителя и ученика, работа с родителями.

3. Исследование воздействия информации на коллективные составляющие и их коррекция (психологическая  характеристика коллектива, отношения в коллективе, сплоченность, лидерство, влияние информации на коллектив и др.) Здесь так же актуальны психологические тесты, различные мероприятия, классные часы.

4. Выявление и контроль заведомо негативной информации, замена ее на позитивные, положительные информационные образы (это информация расистского, непристойного, уголовного и подобного характера). Включает в себя систему условий защиты.

5. Обучение детей правильному взаимодействию с информацией, развитие у детей ЗУНов, связанных со знанием и применением способов защиты от информационного воздействия на личность. Система условий или элективный курс способов защиты от негативных аспектов воздействия информации (внеклассные мероприятия, применение ТСО, внедрение этой информации на любом уроке, взаимодействие с родителями и др.).

Информация о работе Информационная безопасность