Использование игровых технологий в процессе обучения информатике (на примере изучения темы «Информационная безопасность»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:27, дипломная работа

Краткое описание

В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование игр при обучении информатике. Игра предоставляет возможность учащимся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы.Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам делать ошибки и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников быть взрослыми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Сущность педагогической технологии 6
1.2. Классификация педагогических технологий 13
1.3. Использование игровых технологий в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ») 21
2.1. Место темы «Информационная безопасность» в школьном курсе информатики 21
2.2. Методические аспекты использования игровых технологий в процессе изучения темы «Информационная безопасность» 27
2.3. Примеры игровых технологий при обучении информатике 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 47

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 141.44 Кб (Скачать файл)

Этапы реализации игровой  технологии:

    1. Ориентировочно-мотивационный этап
    2. Операционально-исполнительский этап
    3. Рефлексивно-оценочный этап

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи. (выше)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня проведем нестандартный урок, форму которого я позаимствовала у передачи «Час суда» на канале RenTV. 
На уроке рассмотрим три уголовно-наказуемых ситуации. В роли мировых судей выступят ученики 11 класса, т.е. – вы.

Учитель раздает ученикам карточки с вопросами и определяет первую пару действующих лиц. Им дает карточки 1 ситуации. Участники выходят за импровизированную  трибуну, на которых висят таблички ИСТЕЦ/ОТЕТЧИК. 
1 ситуация (Приложение 1)

Истец – ученик 10 класса Маликов Артём.  
Ответчик  ученик 11 класса Данил, обладатель  новенького ноутбука.  
Два друга, проживающих в одном доме, очень часто ходили, друг к другу в гости, пока не произошло следующее событие…

Учитель: Уважаемые судьи, вам предстоит разобраться в этой ситуации. Ребята пытаются оправдать Данила, защитить Артёма. Доводы убедительные. Ситуация серьезная. Чем вы должны руководствоваться при

 разрешении такого дела?

Ответ учащихся: Законами, принятыми государством.

Учитель: Правильно, мы должны знать законы. Тема урока: «Законодательная база информационной безопасности» (ученики записывают тему в тетрадь).

II. Операционально-исполнительский этап. выше

Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий (вместо традиционного объяснения нового материала).

Учащиеся в процессе собственной  предметно – преобразующей, умственно  – практической деятельности постепенно, пошагово усваивают все свойства, признаки и отношения объекта. Здесь  реализуется три принципа программированного обучения: не усвоив один шаг, т.е. одно задание нельзя переходить к следующему заданию, что гарантирует усвоению материала всеми учениками одновременно; второй принцип – немедленный контроль выполнения задания через систему групповой работы; третий принцип – оперативная, регулярная, пошаговая оценка результатов решения. Все это гарантирует успех школьного учения и укрепляет здоровье школьников. В этом выражается диалектический метод познания, где учащиеся сами постепенно открывают генетическую «клеточку» изучаемого понятия, развивают ее до конкретного познания целого. Это обеспечивает учащимся полное гарантированное усвоение материала, что и создает психологические условия развития высоко положительного эмоционального фона.

На этом этапе учащиеся  загружают на компьютере программу «Консультант–Плюс», находят Уголовный кодекс Российской Федерации и знакомятся с Главой 28 «Преступления в сфере компьютерной информации»

Учитель: Какая статья нарушена в рассмотренной нами 1 ситуации?

Ответ учащихся: Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации.

Учитель: Какие наказания предусматривает данная статья? 
– «Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Учитель:Суд переходит к рассмотрению следующего дела.

Истец – молодой преподаватель  ВУЗа требует с ответчика –  лаборанта кафедры 500 тысяч рублей  за уничтожение оформленной научной диссертации, которая исчезла с рабочего компьютера кафедры.

Назначаются участники, которым выдаются карточки «2 ситуация»(Приложение 2).

Учитель: Под какую статью можно подвести данное дело? (Ученики называют статью 274. «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» и зачитывают наказания.)

Истец – отличница учебы Маша  обвиняет свою одноклассницу Ирину, победительницу  конкурса, в плагиате.

Ситуация 3(Приложение 3)

Ученик:Вопрос истцу Маше, почему вы обвиняете Ирину в плагиате?

Истец: Мы с ней учимся в одном классе и вместе посещаем художественную школу. Обмениваемся своими работами. Мои рисунки всегда получались лучше, и Ирина это признавала. Одну мою работу она отправила на конкурс от своего имени.

Ученик:Ирина, Вы признаете обвинение Маши?

Ирина: Нет, нет и нет! Данный рисунок я создала сама от начала и до конца. А идею работы я увидела в природе, никак не у Маши.

Ученик:В каком конкурсе Вы принимали участие?

Ирина: В Интернет-конкурсе графических работ. Получила диплом I степени.

Ученик: Вопрос истцу Маше, как Вы думаете, как Ирина смогла похитить Вашу работу?

Истец: Я приносила её в художественную школу, показывала учителю. Возможно, там это и произошло.

Учитель: Как расценить данную ситуацию???

Учитель предлагает ознакомиться с Законами РФ «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи», которые находятся на компьютере. Ученики-судьи анализируют ситуацию, делают записи, необходимые для последующих выводов.

III. Рефлексивно-оценочный этап. выше

Здесь имеется в виду шаговая  рефлексия и завершение урока  общей самооценкой. При традиционной методике контроль и оценка учеников возлагается на учителя. Это такая же неблагодарная работа учителя, как и объяснение нового материала или проверка домашнего задания.

Контрольно – оценочную функцию  новая технология также передает самим учащимся через организацию  системы самоконтроля и самооценки. Однако эти действия на уроке производятся не только как особый, третий этап, дети контролируют и оценивают себя в  течение всего урока. Итоговая рефлексия  и самооценка выводится с учетом поэтапной рефлексии пошаговых  миниоценок, выставляемых себе по результатам  степени усвоения или решения  учебной задачи, расчлененной на простые, абстрактные, проблемные задания.

Учитель: Уважаемые судьи, какой же приговор, нужно вынести самим себе?

    • Знать и соблюдать этические и юридические нормы и правила.
    • Знать, что Уголовный кодекс РФ регламентирует преступления в

сфере компьютерной информации.

    • Разработчикам программ необходимо знать, как зафиксировать свое

авторское право на программный продукт.

    • Знать закон «Об электронной цифровой подписи.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание:

1 уровень –  §§ 6.2, 6.3, повторить все изученные на уроке законы. 
2 уровень – §§ 6.2, 6.3, разработать краткий конспект законов. 
3 уровень – §§ 6.2, 6.3, придумать и записать новую ситуацию для «урока-суда».

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Педагогическая  технология - это такое построение деятельности педагога, в которой  все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и  имеет прогнозируемый характер.

Педагогическая  технология функционирует и в  качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и воспитания, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых  в обучении и в воспитании, и  в качестве реальных процессов обучения и воспитания.

Наиболее  существенные признаки, присущие педагогической технологии: концептуальность, системность, дидактическое целеобразование, инновационность, оптимальность, корректируемостъ, воспроизводимость  и гарантированность результатов.

Всем  этим признакам отвечают игровые  технологии в процессе обучения.

Любая игра содержит следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный и, как правило, анализ результатов.

В современной  школе, при изучении темы «Информационная  безопасность», игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля), что облегчает изучение весьма сложной темы, помогает лучше усвоить материал. Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.

Игровая форма  занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые  позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный  материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который  переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом.

Анализируя  выше сказанное, мы пришли к выводу, что наилучшими технологиями для  изучения темы «Информационная безопасность»  являются игровые технологии.

В ходе исследования мы проанализировали сущность и рассмотрели классификацию педагогических технологий, рассмотрели методические аспекты и разработали примеры использования игровых технологий в процессе изучения  темы «Информационная безопасность».

Таким образом, задачи, поставленные в работе, нами выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Беспалько, В. П. Педагогика и  прогрессивные технологии обучения [Текст]: учебное пособие / В. П. Беспалько. – М. 1995.
  2. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – Mн. :«Соврем, слово», 2005. – ….с.
  3. Большой толковый словарь русского языка[Текст] / С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с
  4. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст]: учебное пособие/ В. М. Букатов.– М., 2003. – ….с.
  5. Букичева, О. Дидактические игры и дети [Текст]: учебное пособие / О. Букичева. -М.: 2006. – 66 с.
  6. Глоссарий терминов по технологии образования. - Париж, ЮНЕСКО, 2001. – 215с.
  7. Гребенюк, О.С. Общая педагогика [Текст]: курс лекций / О.С. Гребенюк. – Калининград, 2009. - 390 с.
  8. Гребенюк, О.С. Теория обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384с.
  9. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / В.В. Гузеев. — М.: Знание, 1992. -60с.
  10. Ибрагимов, Г.И. Инновационный потенциал образовательной системы: проблемы и перспективы [Текст]: учебное пособие /  Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова. – Набережные Челны, 2000. – ….с.
  11. Качалова, Л.П., Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие /  Л.П. Качалова, Е.В. Телеева, Д.В. Качалов. - Шадринск: ШГПИ, 2001. - 220с.
  12. Кларин, М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения[Текст]: научный сборник / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1984. - 122 с.
  13. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.Ю. Ксензова. – М., 2005. – ….с.
  14. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика подготовки и оформление [Текст]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - М., 2004. – ….с.
  15. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Б. Т. Лихачев. – М.  1992. – ….с.
  16. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ: [Текст] учебник для 10 класса. Базовый уровень / Н.В. Макарова. - СПб., Питер, 2010. - 223 с.
  17. Машарова, Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании[Текст]: Материалы семинара / Т.В. Машарова. - Киров, 2000. – ….с.
  18. Монахова, В.М. Педагогические технологии в образовательном пространстве Кызылординской области [Текст]: монограф. сб. трудов науч.-практ. конф. /В.М.Монахов. - Кызылорда: Тумар, 2008. – 75 с.
  19. Педагогический словарь [Текст]/ Г.М. Коджаспиров, Коджаспирова А.Ю. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. - 176с.
  20. Персиваль, Ф. Руководство по образовательным технологиям [Текст]: научный сборник / Ф. Персиваль. - London, N.Y., 1984.
  21. Савельев, А.Я. Новые информационные технологии в обучении [Текст]: учебное пособие / А.Я.  Савельев. – Варшава, 1990. – ….с.
  22. Семакин, И. Г.  Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 9 класса / И.Г.  Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. –175 с.
  23. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Сериков. — М., 1999.– 94с.
  24. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002. – 125с.
  25. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. -  М., «Русский язык», 1982. – 708 с.
  26. Смирнова, С.А. «Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии» [Текст] : учебное пособие;  под ред. С.А.Смирнова. -  М., 2000. – 247 с.
  27. Советский энциклопедический словарь[Текст] М., 1981. – с.1338. АВТОР?
  28. Телеева, Е.В. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / Е.В. Телеева,  Н.В. Залесова. – Шадринск, 2007. – 90с.
  29. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. Даль. - М. «Русский язык», 1991. - 404 c.
  30. Угринович, Н.В. Информатика и ИКТ - 10. [Текст]: учебник для 10 класса. Профильный уровень./ Н.В. Угринович. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006. – ….с.
  31. Фридман, Л.Н. Технология педагогического труда [Текст]: учебное пособие / Л.Н.  Фридман. – М.: Народное образование 1990. – 79 с.
  32. Цветков, Д. Общепедагогические проблемы в педагогических технологиях [Текст]: учебное пособие / Д. Цветков. - 1987.– 237 с.
  33. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры [Текст]: учебное пособие / С. А. Шмаков. — М., 1994.- 237с.
  34. Энциклопедия  педагогических  средств, коммуникаций и  технологий [Текст]  / П. Митчелл. -  Лондон, 1978. — 745 с.
  35. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]  / Г.К. Селевко. -  М.: НИИ школьных технологий, 2006г.- 816с.
  36. Юдин, В.В. Сколько технологий в педагогике? [Текст]/В.В.  Юдин //Школьные технологии. 1999. – №3. – 34 с.

 

Приложение 1

1 ситуация

 

Ученик:1 вопрос истцу. – Что же все-таки произошло между вами?

Артём: - Данилу родители подарили на день рождения новый  ноутбук. Данил попросил установить некоторые игровые программы  с моих дисков. Я его пригласил  с  компьютером ко мне в гости  и предоставил ему коллекцию  всех дисков, находящихся в боксе. Пока отвлекся, Данил стал устанавливать  антивирусник с лицензионного диска, в результате диск был испорчен и  не подлежит восстановлению.  

Ученик: -  Теперь вопрос ответчику: Данил, Вы получали разрешение от Артёма пользоваться данным диском?

Данил: - Он сам  мне предоставил все диски. Я  не знал, что среди множества дисков - один лицензионный.

Артём (встревает): - А фирменный знак ты на нем не увидел? Ты знаешь, прекрасно закон  о нелегальном копировании и  использование лицензионного оборудовании.

Ученик: Вопрос истцу. А вы имеете право на пользование данным лицензионным диском.

Артём:- Да, я  приобрел этот диск в компьютерной фирме за 3 тыс руб.

Данил: - Диск стоит три тысячи, а вы требуете с Данила 10 тыс. Откуда взялась эта суммы?

Артём: - Это  за моральный ущерб. Вы понимаете, что  деньги на этот диск дали мне родители, узнав про эту ситуации, обвинили меня в том, что я не умею беречь вещи, и пригрозили больше не выделять мне средства на приобретение дисков.

  Ученик: Вопрос  ответчику Данилу: Вы признаете себя виновным  в этой ситуации?

Данил: -Я  частично признаю. Я уже предлагал  Артёму, что я куплю тебе новый  диск, но это будет примерно через  полгода, потому что мои родители и так  в данный момент платать  кредит за компьютер и только через 6 месяцев должны рассчитаться полностью. Но Артём не соглашается.

Приложение 2

 

2 ситуация

 

Ученик: Вопрос истцу. Что у Вас  произошло?

Преподаватель: -Я уже третий год работаю на нашей кафедре, и третий год пишу и оформляю свою диссертацию на рабочем компьютере. Мы очень часто задерживаемся на работе, все было хорошо, пока не появился у нас этот лаборант. В том, что компьютер стал работать нестабильно, виноват он и только он, постоянно появляются ненужные игровые программы, с ними вирусы.

Ученик: Вопросы ответчику. 1. Скажите,  вы давно работаете на данной кафедре  института?

Лаборант: Я между прочим в прошлом году  закончил колледж статистики и информатики с отличием, защитил свой диплом с отличием. Проходил практику на данной кафедре и завкафедрой лично пригласил меня на работу. Я с удовольствием принял данное предложение.

Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения информатике (на примере изучения темы «Информационная безопасность»)