Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 01:28, курсовая работа
Одними из эффективных методов в работе с младшими школьниками являются наглядные методы обучения. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету.
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования наглядных методов в процессе обучения………...........................................................................7
Понятие и классификация методов обучения………………………….7
Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе…….…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе…………………………………..28
2.1. Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ……………………………………………………………………………………28
2.2. Описание педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»…………………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………
Классические и
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
Частота использования ТСО в начальной школе влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему [2, с.43].
Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 мин позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15 и 20 минутами урока и между 30 и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.
Эти положения обусловлены
тем, что в течение каждого
урока у учащихся периодически изменяются
характеристики зрительного и слухового
восприятия (острота, пороги, чувствительность),
внимание, успеваемость. При монотонном
использовании одного средства изучения
нового материала
у учащихся уже на 30-ой минуте возникает
запредельное торможение, почти полностью
исключающее восприятие информации. Правильное
чередование различных средств может
предотвратить это явление. Минуты напряженного
умственного труда необходимо чередовать
с эмоциональной разрядкой, разгрузкой
зрительного и слухового восприятия.
Количество средств обучения,
применяемых на одном уроке, определяется
конкретными образовательными воспитательными
и развивающими целями урока. Вполне возможны
случаи, когда учитель считает достаточным
использовать на уроке лишь учебник, не
прибегая к другим средствам
обучения. Вместе с тем в ряде случаев
необходимо комплексное применение
разных видов наглядности [3, с.58].
Практика обучения выработала множество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Приведем некоторые их них, раскрытые И.П. Подласым:
1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание предметов, представленных в натуре, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
2. Помните, дитя мыслит
формами, красками, звуками, ощущениями
вообще: отсюда необходимость
3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания.
4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью: наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
5. Обучая и воспитывая,
не забывайте, что понятия и
абстрактные положения доходят
до сознания учащихся легче,
когда они подкрепляются
6. Используйте наглядность
не только для иллюстрации,
но и в качестве
7. Обучая и воспитывая,
помните, что наглядные
8. Следите за тем, чтобы
наблюдения учеников были
9. Применяя наглядные средства обучения, рассматривайте их с детьми сначала в целом, потом - главное и второстепенное, а затем снова в целом.
10. Используйте различные
виды наглядности, но не
11. Используя наглядность,
активизируйте чувственный
12. Старайтесь сами изготовлять
вместе с детьми наглядные
пособия: лучше всего то
13. Никогда не показывайте
того, чего сами не знаете; старательно
готовьте наглядность к
14. Научно обоснованно
применяйте современные
15. Применяя наглядные средства, воспитывайте у детей внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
16. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
17. С возрастом учеников
предметная наглядность должна
все более уступать место
18. Помните, что наглядность
- сильнодействующее средство, которое
при невнимательном или
19. При чрезвычайном увлечении
наглядностью оно становится
препятствием для глубокого
Таким образом, под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы обеспечивают объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у младших школьников всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.
Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе
2.1. Использование мультимедийных средств на уроках информатики
Развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения. Одним из наглядных средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах является компьютер [18, с.13].
Компьютер естественно вписывается в
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них, дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире [6, с.34].
Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (киноаппараты, телевизоры, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу. Видеометод может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод, который обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
В последнее время специально для детей создаются сказочно богатые видеоэнциклопедии, разнообразные учебные видеоматериалы, использование которых в умеренных дозах и под опытным руководством может существенно улучшить качество учебно-воспитательного процесса.
Если учитель начальной школы имеет доступ к обучающим медиасистемам, то с помощью видеометода будет решать дидактические и воспитательные задачи. Метод полезен для:
Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств [29, с. 201-203]
Значительное место среди
учебно-наглядных пособий в
к кодоскопу) имеет свою специфику.
Информация о работе Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах