Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:11, дипломная работа
Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся при обучении компьютерному моделированию с использованием учебно-творческих задач в школьном курсе информатики.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи: - выявить сущность творческих способностей школьников; - определить место и значение, цели и задачи обучения компьютерному моделированию;
- изучить перечень базовых знаний и понятий компьютерного моделирования, раскрыть их сущность; - раскрыть роль использования учебно-творческих задач при обучении моделированию в развитии творческих способностей;
Введение
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников в процессе обучения компьютерному моделированию
1.1 Творчество и творческие способности
1.2 Обучение компьютерному моделированию в школьном курсе информатики Место и значение компьютерного моделирования в школьном курсе информатики
1.2. 1 Цели и задачи обучения моделированию и формализации
1.2.2 Формирование основных понятий при обучении компьютерному моделированию
1.3 Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования
Глава II. Практическая работа по исследованию роли учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию в развитии творческих способностей учащихся
2.1 Описание практической работы
2.2 Методические разработки для обучения графическому моделированию в курсе информатики
2.3 Результаты практики и их анализ
Заключение
Библиография
______________________________
______________________________
______________________________
4 этап. Анализ
результатов (место для
______________________________
______________________________
______________________________
Задания для самостоятельной работы:
1. Построить равнобедренный
треугольник по заданному
2. Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету.
3. Построить равнобедренный
треугольник по боковой
4. Построить треугольник по трем сторонам.
5. Построить правильный
восьмиугольник с заданной
6. Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними.
7. Построить параллелограмм по заданным сторонам и углу между ними.
8. Построить треугольник
по стороне, противолежащему
9. Построить треугольник по двум сторонам и высоте, опущенной на одну из них.
10. Построить равнобедренный треугольник по основанию и радиусу описанной окружности.
Лабораторная работа № 2 "Компьютерное конструирование"
Задача. "Моделирование паркета"
1 этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
В Санкт-Петербурге и его
окрестностях расположены великолепные
дворцы-музеи, в которых собраны
произведения искусства великих
русских и европейских
Паркет составляется из деталей разной формы и породы дерева. Детали паркета могут различаться по цвету и рисунку древесины. Из этих деталей паркетчики на специальном столе собирают блоки, совместимые друг с другом. Из этих блоков уже в помещении на полу компонуется реальный паркет.
Одна из разновидностей паркета
- из правильных геометрических фигур
(треугольников, квадратов, шестиугольников
или фигур более сложной формы)
Задача относится к типу "Как сделать, чтобы…".
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Разработать эскиз паркета.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ
Разработать набор стандартных деталей паркета - меню паркета.
Рис.1. Меню паркета
Разработать стандартный паркетный блок из деталей.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Уточняющий вопрос |
Ответ |
Что моделируется? |
Геометрический объект - многоугольник |
Какими свойствами он обладает? |
Многоугольник правильный. Количество сторон многоугольника - 3, 4, 6 |
Что задано? |
Отрезок, равный стороне многоугольника |
Что надо получить? |
Детали паркета, паркетный блок, геометрический паркет |
В какой среде можно осуществить построение? |
На бумаге или в среде графического редактора |
Какие инструменты нужны для |
Линейка, циркуль |
Какие инструменты нужны для |
Циркуля нет. Циркуль заменяет квадрат с вписанной окружностью |
2 этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Объект |
Параметры |
Значения |
Многоугольник |
Количество сторон Длина стороны Цвет Фактура |
3, 4, 6 a Оттенки различных пород древесины Рисунок, имитирующий срез древесины |
КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
Для моделирования набора совместимых деталей, паркетных блоков и паркета в целом можно использовать среду графического редактора Paint.
МОДЕЛЬ 1. Моделирование геометрических объектов с заданными свойствами для создания стандартного набора деталей паркета с совместимыми размерами.
Полный набор деталей,
необходимых для моделирования (см.
рис.2) создайте самостоятельно (по известным
вам алгоритмам), используя возможности
поворотов и отражений
Рис.2. Объекты меню паркета
Построение квадрата, наклоненного на 300 (600), выполните по алгоритму (см. рис.3).
Рис.3. Алгоритм построения квадрата, наклоненного на 300 (600)
Готовые фигуры раскрасьте, имитируя фактуру различных пород дерева.
Созданное меню сохраните в файле "Меню паркета" и защитите от записи.
МОДЕЛЬ 2. Моделирование паркетного блока.
Количество деталей в паркетном блоке зависит от количества сторон многоугольника.
Блоки могут компоноваться из деталей одной, двух или трех разновидностей (см. рис.4).
Рис.4. Модели паркетных блоков
МОДЕЛЬ 3. Компоновка паркета из созданных блоков.
Паркет собирается из готовых блоков на полу. Образовавшиеся пустоты в углах и у стен заделываются деталями из стандартного набора.
Компьютерный эскиз паркета формируется по такому же принципу на рабочем поле графического редактора (см. рис.5).
Рис.5. Образцы паркетов
3 этап. Компьютерный эксперимент
План ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Тестирование стандартного набора деталей - проверка совместимости.
2. Разработка паркетного блока.
3. Тестирование блоков - проверка их совместимости.
4. Моделирование эскизов паркета.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Разработайте несколько вариантов паркетного блока и эскизов паркета.
2. Предложите их на выбор заказчику.
4 этап. Анализ результатов
Если вид паркета не
соответствует замыслу
Если вид паркета
Задания для самостоятельной работы:
1. Представьте, что Вы
- глава фабрики по производству
ткани. Разработайте образцы
2. Представьте, что Вы
- мастер по созданию витражей.
Разработайте набор стекол для
составления витражей и
3. Представьте, что к
вам пришел директор фабрики
игрушек. Он просит, чтобы Вы
разработали набор деталей
4. Создайте меню чайного или кофейного сервиза (вид сверху) и "накройте" праздничный стол на шесть персон по правилам этикета.
5. Представьте, что Вы
- художник фабрики по
6. Представьте, что Вы - художник мастерской, специализирующейся на производстве ковров. Разработайте образец ковра.
7. Представьте, что Вы
- главный специалист фабрики,
производящей ковровое
8. Одно из последних
направлений в дизайне
9. Как преображается город,
когда тротуары, скверы, площади
вымощены брусчаткой (тротуарной
плиткой). Попробуйте свои силы
в качестве художника завода
по производству брусчатки.
10. Линолеум - очень практичное
покрытие, не требующее специального
ухода. Но, говоря о практичности,
нельзя забывать о красоте.
Разработайте несколько
Лабораторная работа № 3 "Моделирование объемных конструкций"
Задача. "Создание набора кирпичиков для конструирования"
1 этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Создать набор кирпичиков, с заданными параметрами a, b, c (см. рис.1).
Рис.1. Меню кирпичиков
Задача относится к типу "Как сделать, чтобы…".
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Построение объекта с заданными свойствами.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Уточняющий вопрос |
Ответ |
Что моделируется? |
Кирпичик |
Какими свойствами он обладает? |
Кирпичик имеет форму |
Что задано? |
Отрезки, равные длине, ширине и высоте кирпичика |
Что надо получить? |
Набор кирпичиков |
Сколько положений может принимать кирпичик? |
6 |
В какой среде можно осуществить построение? |
На бумаге или в среде графического редактора |
Какие инструменты нужны для |
Линейка |
Какие инструменты нужны для |
Инструмент Линия |
Какие особенности графического редактора можно использовать? |
Возможность поворотов фрагментов рисунка на определенные углы и их отражения |
Сколько положений кирпичика достаточно построить? |
3 |
2 этап. Разработка модели
Построить кирпичик в трех положениях по алгоритму. Инструментом Заливка окрасить грани краской одного тона, но разных оттенков (см. рис.2).
Рис.2. Алгоритм построения кирпичика
Используя возможность поворотов фрагментов рисунка на определенные углы и их отражения получить все шесть положений кирпичика.
Общее задание:
Построить модель по рисунку:
Задания для самостоятельной работы:
Построить объемную модель из кирпичиков.
Рекомендации по выполнению построений в среде графического редактора:
Для построения точных горизонтальных, вертикальных и расположенных под углом 450 линий, а также кругов и квадратов используется клавиша <Shift>.
Для построения параллельных прямых используется копирование и вставка имеющейся линии.
Для построения фигур с заданными размерами исходные отрезки заданной длины желательно располагать в верхней части листа как эталоны и использовать их копии.
При построении правильных многоугольников учитывать их свойство вписываться в окружность, которую можно использовать в качестве дополнительного построения.
При решении графических задач часто необходимо использовать дополнительные построения. Для дополнительных построений выбирается вспомогательный цвет, который удаляется по окончании работы методом заливки белым цветом (цветом фона).
Индекс оригинальности |
Индекс уникальности | |||
Учащиеся |
Х1 |
Х2 |
Х1 |
Х2 |
1 |
0,88 |
0,74 |
2 |
2 |
2 |
0,58 |
0,59 |
2 |
0 |
3 |
0,75 |
0,69 |
0 |
1 |
4 |
0,63 |
0,67 |
1 |
1 |
5 |
0,91 |
0,87 |
2 |
2 |
Среднее значение |
0,75 |
0,712 |
1,4 |
1,2 |
Примечание. Х1 - экспериментальная группа; Х2 - контрольная группа |