Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:11, дипломная работа
Цель исследования: исследовать возможности развития творческих способностей учащихся при обучении компьютерному моделированию с использованием учебно-творческих задач в школьном курсе информатики.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи: - выявить сущность творческих способностей школьников; - определить место и значение, цели и задачи обучения компьютерному моделированию;
- изучить перечень базовых знаний и понятий компьютерного моделирования, раскрыть их сущность; - раскрыть роль использования учебно-творческих задач при обучении моделированию в развитии творческих способностей;
Введение
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей школьников в процессе обучения компьютерному моделированию
1.1 Творчество и творческие способности
1.2 Обучение компьютерному моделированию в школьном курсе информатики Место и значение компьютерного моделирования в школьном курсе информатики
1.2. 1 Цели и задачи обучения моделированию и формализации
1.2.2 Формирование основных понятий при обучении компьютерному моделированию
1.3 Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования
Глава II. Практическая работа по исследованию роли учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию в развитии творческих способностей учащихся
2.1 Описание практической работы
2.2 Методические разработки для обучения графическому моделированию в курсе информатики
2.3 Результаты практики и их анализ
Заключение
Библиография
Проанализировав полученные
результаты и сравнивая их с максимально
возможными (для индекса оригинальности
- 1, для индекса уникальности - 3),
можно сделать вывод, что компоненты
творческих способностей у учащихся
недостаточно развиты, и результаты
контрольной и
На втором этапе для экспериментальной группы были проведены факультативные занятия, где для развития творческих способностей учащихся в лабораторных работах использовались учебно-творческие задания.
В результате на заключительном, контрольном, этапе экспериментальной работы для проверки эффективности проведенного обучения мы снова выявили уровень развития творческих способностей школьников с помощью теста "Диагностика невербальной креативности". Получили следующие результаты: (см. табл.4).
Таблица 4.
Данные исследования уровня развития творческих способностей школьников (среднее значение)
Индекс оригинальности |
Индекс уникальности | |||
Учащиеся |
Х1 |
Х2 |
Х1 |
Х2 |
1 |
0,88 |
0,8 |
3 |
2 |
2 |
0,88 |
0,67 |
2 |
1 |
3 |
0,6 |
0,71 |
1 |
1 |
4 |
1 |
0,87 |
3 |
2 |
5 |
0,73 |
0,73 |
1 |
1 |
Среднее значение |
0,818 |
0,756 |
2 |
1,4 |
Примечание. Х1 - экспериментальная группа; Х2 - контрольная группа |
Результаты проведенного педагогического эксперимента представлены в виде диаграмм (см. рис.1, рис.2).
Рис.1. Динамика компонентов творчества (экспериментальная группа)
Рис.2. Динамика компонентов творчества (контрольная группа)
Итак, в сравнении с контрольной группой, у экспериментальной группы уровень оригинальности и уникальности на контролирующем этапе нашего эксперимента значительно возрос. Это позволяет нам сделать вывод о том, что разработанные дидактические и методические материалы, подобранные учебно-творческие задачи достаточно полно обеспечивают организацию и проведение занятий по изучению графического моделирования, содействуют эффективному развитию творческих способностей учащихся.
Сформулированная нами гипотеза
подтвердилась: использование учебно-