Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 17:08, реферат
Сложности развития художественной культуры XX в. ярко прослеживаются на искусстве Франции. Во французской литературе XX в. для реалистического направления характерна непрерывная линия развития при всем том, что и оно знало и знает формалистические субъективно-эстетические течения. В изобразительном же искусстве Франции, особенно в живописи, уже с самого начала XX в. обозначился отход от реализма. Французская живопись прошла почти через все этапы и варианты формалистического искусства. Франция явилась родиной фовизма, кубизма и его разновидности — пуризма, она дала своих дадаистов, сюрреалистов, абстракционистов. Менее всего во Франции получили развитие футуризм и экспрессионизм.
Западноевропейское искусство
Разделы: Всеобщая История Искусств
Всемирная История
Рефераты (искусство)
Изобразительное искусство XX века. Основные направления.
Утрату ценностных ориентиров,
характерную для культуры XX столетия,
легче всего проследить в изобразительных
искусствах. Искусство модернизма,
порывающее с традицией и считающее
формальный эксперимент основой
своего творческого метода, каждый
раз выступает с позиций
Было бы, однако, большой ошибкой представлять эволюцию искусства XX столетия в виде противопоставления реализма и модернизма, ибо, как уже отмечалось, многие художники, пройдя увлечение авангардом, пришли к поискам реалистических форм искусства, а, бывает, и наоборот. Это особенно заметно в творчестве тех мастеров, чей жизненный путь совпал с великими испытаниями в мировых войнах, кто принял участие в борьбе сил прогресса с реакцией, кто не остался в стороне от больших проблем социальной жизни своего народа и судеб всего мира.
Сложности развития художественной
культуры XX в. ярко прослеживаются на искусстве
Франции. Во французской литературе
XX в. для реалистического
В 1905 г. на выставке в Париже
художники Анри Матисс, Андре Дерен,
Морис Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо,
Ван Донген и несколько других
экспонировали свои произведения, которые
за резкое противопоставление необыкновенно
ярких цветов и нарочитую упрощенность
форм критика назвала произведениями
«диких» — les fauves, а все направление
получило название «фовизм». У фовистов
с их пониманием соотношения пятен
чистого цвета, сведенным к контуру
лаконичным рисунком, простым, «по-детски»
линейным ритмом, оказались огромные
возможности для решения
Композиция строится на контрасте
цветов. В упомянутом натюрморте это
зеленая обивка дивана, синий узор
драпировки, розовый фон, дополненные
киноварью и зеленью цветка в
белом горшке. Линии рисунка у
Матисса всегда очень лаконичны,
изысканно-ритмичны («Марокканец Амидо»).
Упрощенность формы, однако, не исключает
передачи метко подмеченных характерных
поз, жестов, даже состояний («Семейный
портрет»). Повышенная звучность цвета,
крупные красочные плоскости, не
раздробленные полутонами, условность
формы и пространства с их схематизированными
линиями — все эти качества
в полной мере проявились в декоративных
работах Матисса. Панно «Танец»
и «Музыка» (1910) были написаны художником
по заказу московского собирателя новой
живописи П. И. Щукина, для его особняка.
Панно объединяет не только тема, но
близкие выразительные
Вместе с тем Матисс
— не символист, он не навязывает цвету
символико-аллегорический смысл. Его
картины не надо разгадывать, как
ребус. Это образы, полные спокойствия,
созерцательности, ясности, утонченно-живописные
или бурно оптимистические по
колориту. Справедливо, однако, отмечено
исследователями, что его оптимизм
— результат нарочитого ухода
от трагических коллизий эпохи. И
в этом определенная ограниченность
художественного мировоззрения
и искусства Матисса. Цвет — основное
выразительное средство в полотнах
художника. При всей лаконичности, условности
и обобщенности он дается в сложных
градациях, даже тогда, когда это
как будто большие локальные
пятна, как в «Красной комнате» (1908).
Позже, в 20—40-е годы, раскрытие сложных
взаимосвязей цвета усиливается. Именно
утонченными цветовыми
Тяготение к искусству
монументальному характерно для
всей творческой жизни Матисса. Одна
из последних его работ —
Жизнерадостностью мироощущения, солнечностью палитры близок Матиссу Рауль Дюфи с его сценами скачек, морскими пейзажами, парусными регатами, которые он создает на полотне звучным, подвижным мелким мазком («Лодки на Сене», 1925).
Рауль Дюфи (1877—1953) приехал
в Париж из Гавра, как некогда
Моне, и испытал немалое влияние
импрессионистов и
Близок Матиссу и Альбер Марке (1875—1947), воспевший, как и импрессионисты, современный Париж с его Сеной, баржами, церквами, Лувром, небом, людьми. Но это уже взгляд на город не Писсарро или Моне, а человека XX столетия.
Другие художники, экспонировавшиеся
в 1905 г. вместе с Матиссом, тем не
менее имели с ним мало общего.
Это прежде всего Морис де Вламинк
(1876—1958), для которого характерна повышенная
экспрессивность в
Жорж Руо (1871 —1958), учившийся некогда в мастерской Г. Моро, очень быстро отошел от фовистов. Понимание цвета у Руо резко отлично от Матисса или Марке. Мерцающие сине-фиолетовые и вишнево-красные цвета его композиций, в которых фигуры резко оконтурены черным, чем-то напоминают позднеготические витражи. По настроению же они ближе экспрессионистам («Мы сошли с ума»),
Как и Вламинк, большое влияние живописи Ван Гога испытал Андре Дерен (1880—1954), особенно в ранний период, затем последовательно влияние Сера и Синьяка. Через Сезанна Дерен пришел впоследствии к кубизму («Субботний день», 1911—1914).
Особое место среди французских художников начала XX в. занимает Амедео Модильяни (1884—1920). Многое роднит его с Матиссом — лаконизм линии, четкость силуэта, обобщенность формы. Но у Модильяни нет матиссовского монументализма, его образы много камернее, интимнее (женские портреты, обнаженная натура). Линия Модильяни обладает необычайной красотой. Обобщенный рисунок передает хрупкость и изящество женского тела, гибкость длинной шеи, острую характерность мужской позы. Модильяни узнаешь по определенному типу лиц: близко посаженные глаза, лаконичная линия маленького рта, четкий овал, но эти повторяемые приемы письма и рисунка ничуть не уничтожают индивидуальности каждого образа.
Искусство XX века, особенно его начала, вообще знает ряд художников-одиночек, которые не примыкали ни к какому направлению, как, например, Морис Утрилло (1883—1955), певец парижских улиц, вернее, улочек и площадей Монмартра, парижских окрестностей. Еще в большей степени таким одиночкой остался в искусстве Анри Руссо. Анри Руссо, таможенник (таким было его прозвище, ибо после войны он служил на таможне), пришел в живопись поздно, узнал известность лишь незадолго до смерти и позже был объявлен главой примитивизма, нового направления, названного так за «наивность» изображаемого на холсте. Но у Анри Руссо это не слепок с натуры, а либо мир фантастический, почти экзотичный: тропическая растительность, хищные звери, таинственная как бы замершая природа, либо быт парижской улицы со смешными и нелепыми человечками, увиденный, однако, острым взглядом художника, так искусно подчиняющего изображенное законам декоративной плоскости, что вряд ли его можно отнести к «воскресным» самоучкам, как его пытаются иногда характеризовать («Заклинательница змей», 1907; «Двуколка месье Жюне», 1910).
Среди авангардистских направлений
начала XX столетия, возможно, одним
из самых сложных и противоречивых
является экспрессионизм. Экспрессионизм
сложился в Германии. Его идеолог
Кирхнер считал экспрессионизм направлением,
специфически свойственным германской
нации (само латинское слово expressio —
выражение —толковалось как внутреннее
выражение торжества духа над
материей). Своими предшественниками
экспрессионисты считали
В 1910 г. В. Кандинский и Ф. Марк
создали альманах под названием
«Синий всадник», а в следующем
году организовали выставку под тем
же названием. Эта выставка положила
начало второму объединению
Полный отказ от иллюзорного
пространства, плоскостная трактовка
предметов, несгармонированные сочетания,
излюбленные персонажи—