Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".
Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75
О роли бессознательного в процессе творчества написано много, но изучение этой проблемы эта далеко от завершения, в связи со сложностью наблюдения за процессами, происходящими на уровне подсознания. Известный отечественный исследователь творчества Я.А. Пономарев выделил два вида опыта, то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта: интуитивный и логический. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным по двум причинам: во-первых, он образуется помимо воли субъекта и вне поля его внимания; во-вторых, он не может быть произвольно актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть сознательно применен при возникновении соответствующей задачи. Интуитивный опыт значительно обширнее, чем логический, так как лишь незначительная часть воспринимаемой и обрабатываемой мозгом информации осознается человеком. Если перед субъектом стоит достаточно простая задача и логического опыта достаточно для ее решения, то оно осуществляется на уровне сознания. А если логического опыта недостаточно, в работу над решением задачи включается интуитивный опыт и она протекает в значительной степени на уровне бессознательного. Так как произвольного доступа к этим знаниям у человека нет, то он не может управлять этим процессом и контролировать его.
В сфере интуиции опыт менее структурирован, но более богат, поэтому субъекту иногда удается найти ключ к решению задачи. Видимо, дело не только в богатстве интуитивного опыта, но и в том, что при обработке информации на бессознательном уровне возникают разнообразные, подчас неожиданные комбинации различных элементов вербальных и других символов, эмоций, образов и т. д. На уровне же сознания этому мешает именно логика, не допускающая сочетание противоречивой информации, ограничивающая мыслительный процесс стереотипами мышления и законами формальной логики.
3. Несмотря на ряд общих закономерностей творческого процесса, существуют и специфические особенности присущие творчеству в различных сферах деятельности. Принято выделять несколько видов творчества.
Научное творчество связано с открытием ранее неизвестных явлений и их связей, процессов и закономерностей. Это наиболее рациональный из всех видов творчества, и ведущую роль в нем играет мышление, что не исключает наличие общих для любого творчества процессов вдохновения и воображения.
Техническое творчество или изобретательская деятельность, как правило, опирается на результаты научного творчества. Изобретатель создает новые материальные ценности, которые как бы впитывают в себя научные открытия, реализуют их. Основной целью изобретательской деятельности является создание нового на основе усовершенствования или изменения старого или использование качественно нового принципа деятельности.
Художественное творчество объединяет такие виды творчества как литературное, музыкальное, изобразительное и творчество в сфере танца. У этих видов творчества есть немало общего, о чем мы будем подробно говорить ниже, но немало и специфического.
Литературное творчество – это один из наиболее изученных видов творчества. Оно существенно отличается от научного, хотя во многом тоже опирается на знания о жизни, умение видеть и чувствовать, сопоставлять и обобщать. Основа литературного творчества – образ, что роднит его с изобразительным или музыкальным. Главные источники литературного творчества – наблюдение и фантазия. К. Паустовский писал: «Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный мудрый рассказ. Нет ничего, чем бы пренебрег бы сказочник, будь-то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль – самая могучая и великолепная может быть выражена при дружеском соответствии этих скромных вещей».
Изобразительное творчество проявляется в сфере так называемых изобразительных искусств: живописи, графике, скульптуре и т. д. Художник воплощает образы своего воображения в материале, что делает необычайно важной проблемой данного вида творчества проблему зрительного восприятия.
Музыкальное творчество предполагает создание оригинального музыкального произведения или его интерпретации. Образ в музыкальном творчестве – звуковой, в отличие от зрительного в изобразительном творчестве и вербального в – литературном. В сознании композитора окружающий мир отражается в форме звуков, которые и создают неповторимый музыкальный образ.
Таким образом, различные виды творчества, имея общие черты, отличаются друг от друга по целому ряду характеристик. Эти отличия обусловлены различными задачами, которые решаются людьми в процессе того или иного вида творчества. В.Н. Дружинин считает, что наибольшие отличия можно наблюдать, сравнивая творчество в науке и в искусстве. «В случае научного творчества задача заключается в познании, в случае искусства – в созидании… В искусстве познание (как сбор впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно творчеству. В случаях познания, описанных Пуанкаре и другими, цель точно определена, вернее, определяется интеллектуально до творчества. В искусстве произведение не отвечает никакой особой цели». (46; 223)
Подобные утверждения очевидны только на первый взгляд, да и то для людей, не имеющих отношения к искусству. Во-первых, наука – не только область познания нового, но и область созидания нового (новых идей, законов, теорий и т.д.)
Во-вторых, можно поспорить с утверждением об отсутствии в искусстве познавательного компонента. Естественно, объект познания, как и методы познания в науке и искусстве различаются. Искусство играет важную роль в познании внутреннего мира человека (его чувств, стремлений, желаний, страстей), смысла человеческой жизни и его отношения к окружающему. Именно искусство, а не наука может помочь человеку лучше понять самого себя. В этом искусство близко к философии, но в процессе познания пользуется иными средствами, нежели она.
И последнее, у науки и искусства различные цели и задачи (что и определяет их специфику как видов творчества), но это не значит, что в искусстве они вовсе отсутствуют. Цели в искусстве менее четко выражены и «интеллектуализированы», их сложнее сформулировать, но они, несомненно, есть. «Формулировка» этих целей и задач часто осуществляется на бессознательном уровне и субъективно переживается человеком, как потребность «выразить душу».
«Люблю безудержно горящих,
Люблю неистовых людей.
Для них огонь благотворящий
Оставил мудрый Прометей».
(В. Сорокин).
Личность – это главный объект изучения многих наук, в том числе и психологии. Формирование личности является главной задачей любого социума. В широком понимании личность – это человек как продукт взаимодействия социальной среды и биологических, врожденных задатков. Личность – это активный, самостоятельный индивид, играющий определенную социально-значимую роль в обществе. Каждая личность неповторима, а значит и индивидуальна. Но процесс формирования личности происходит в социуме и, следовательно, предполагает усвоение стереотипов поведения, социальных норм, установок, идеалов существующих в обществе. Этот процесс в социальной психологии называется социализацией. Таким образом, личность является частью своей социальной среды, но своеобразие конкретного социума, отражаясь человеком, проходит через призму его индивидуального сознания, что делает его уникальным и неповторимым субъектом и является психологической основой творчества, своеобразным творческим потенциалом каждой личности.
Насколько правомерно деление людей на творческих и нетворческих? По-видимому, в каждом человеке от рождения заложен определенный творческий потенциал, позволяющий проявить себя в той или иной сфере деятельности. Потребность созидать новое хорошо заметна у всех детей: с каким удовольствием малыш стучит погремушкой по кроватке, радуясь новому звуку, сотворенному им, собирает пирамидку, строит из кубиков домик, раскрашивает картинку. Он – творец, так как творит новое, создает порядок из хаоса, целое из разрозненных частей, форму из бесформенного. Потребность в творчестве можно считать одной из главных движущих сил человеческой цивилизации. Именно эта потребность, а вовсе не стремление приспособиться к неблагоприятным условиям обитания побуждала человека создавать вещи отсутствующие в окружающей его природной среде. Эволюция живой природы знает более простые формы адаптационного поведения, связанные с эволюционным изменением вида, а не с преобразованием среды обитания.
Проявление творчества чрезвычайно многообразны и зависят от особенностей личности. В науке существует множество типологий творческой личности. Одной из наиболее популярных является типология В. Освальда. Его классификация строилась на таком критерии как скорость умственных процессов. «Романтик творит скоро и много. Классик создает немногое, но зрелое… Романтики – это те, кто революционизирует науку. Классики же непосредственно этого не делают, хотя следствием их работы довольно часто оказывается коренной переворот». (6; 134)
Более развернутую классификацию дают Х. Гоу и Г. Вудсвортс:
Предложенная классификация, как мы видим, имеет отношение скорее к типологии ученого-исследователя, а не к творческой личности вообще и лишена единого критерия.
Успешная реализация творческого потенциала зависит от многих внешних и внутренних факторов, поэтому уровень творческой активности взрослых людей различный. К внешним факторам относятся воздействия социальной среды (особенности воспитания, социально-значимые мотивы, поощрение или осуждение общества, социальные условия деятельности). В процессе воспитания именно взрослые могут создать благоприятные условия для реализации естественной потребности ребенка в творчестве и поощрять процесс творчества.
К внутренним факторам следует отнести наличие задатков, которые являются биологической основой способностей и, как правило, бывают врожденными. К таким задаткам можно отнести, например, музыкальный слух, особенности физического строения, делающие возможными успехи в том или ином виде спорта, особенности зрительного восприятия и зрительной памяти, являющиеся основой художественных способностей и т.д. Задатки связаны со склонностями, то есть предрасположенностью человека к занятию определенным видом деятельности, которым, в силу имеющихся у него задатков, он легко овладевает и получает удовлетворение от результатов этой деятельности.
Таким образом, человек с детства нередко испытывает тягу к той или иной деятельности, осваивает ее, развивая, тем самым, свои способности. Однако нередко человек с высоким творческим потенциалом проявляет свою творческую активность в разных видах деятельности. Это позволяет ему добиться успехов даже в той сфере деятельности, задатки к которой у него развиты слабо, так как творческий человек находит нестандартные решения, его поведение вариативно, он использует усвоенные им навыки в совершенно новой для него деятельности и добивается успеха там, где отступил бы более способный, но не творческий человек. Есть одна интересная поговорка: «Все знали, что это сделать нельзя, но пришел тот, кто не знал - и сделал».
Способности и их роль в творчестве
Несмотря на сказанное выше, способности занимают важное место в структуре творческой личности. Существует два основных подхода к проблеме творческих способностей.
Однако все психологи признают, что способности играют важную роль в творческом процессе. Способность – это совокупность качеств и свойств человеческой личности, обеспечивающие возможность заниматься определенным видом деятельности и добиваться в ней высоких достижений. Способность имеет сложную структуру, ней можно выделить опорные и ведущие свойства, связанные именно с конкретным видом деятельности. Так, например, опорным свойством способности к изобразительной деятельности является высокая чувствительность зрительного анализатора, который состоит из светочувствительного рецептора (глаза), проводящих нервных путей и соответствующего участка головного мозга. Видит не только глаз, а мозг в целом. Именно там перерабатывается полученная информация и возникает зрительный образ не только на основе непосредственных чувственных данных, но и прошлого опыта, воображения и т. д. К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и высокоразвитая зрительная память.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"