Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".
Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75
К ведущим свойствам в данном случае относятся свойства художественного воображения, способность оперировать образами, улавливать существенное и характерное в явлениях жизни и т.д.
Как мы видим, опорные свойства не связаны непосредственно с творческой активностью личности. Человек, наделенный этими качествами, может и не обладать высоким уровнем творческой активности. Несмотря на то, что он сможет овладеть изобразительной деятельностью, настоящим художником он не будет, а будет ремесленником, хорошо владеющим техникой.
Следовательно, сложно говорить о собственно творческих способностях, так как, во-первых, творчество не сводится к конкретным способностям, во-вторых, оно может проявляться в любом виде деятельности.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, имеющий способности первого уровня, может овладеть деятельностью, освоить знания, умения и навыки, хорошо выполнять задания по образцу. На втором уровне человек испытывает потребность отойти от стандарта и создать что-то свое, оригинальное. Однако эти уровни взаимосвязаны, так как никакая творческая деятельность не возможна без репродуктивной. Чтобы создать оригинальное произведение, нужно не только овладеть приемами техники, но и изучить приемы мастеров.
Важную роль в системе способностей, являющихся основой творчества, играют когнитивные способности или особенности познавательных процессов и, в первую очередь, мышления.
В течение долгого времени творческую активность личности не только напрямую связывали с интеллектом, но и нередко отождествляли с ним. Однако многолетняя практика тестирования, распространенная за рубежом, показала, что творческая активность и показатели умственных способностей далеко не всегда взаимосвязаны. Методы определения уровня интеллекта не способны выявить людей с высоким творческим потенциалом. История возникновения новых идей в науке и искусстве показывает, что они далеко не всегда являются результатом чисто логических мыслительных операций. Этот иной, своеобразный тип мышления Э. Де Боно назвал «нешаблонным» в отличие от «шаблонного» (логического). Нешаблонное мышление является «более творческим» использованием разума. (7)
В нашей отечественной психологии также наметилось понимание того, что творческая одаренность – это нечто большее, чем простая сумма способностей, но оно не было ни проработано концептуально, ни обеспечено методиками. Лишь в последнее время появились работы, посвященные этой проблеме. (Дружинин В.Н., Пономарев Я.А., Богоявленская Д.Б. и др.)
Важнейшей составляющей творческой одаренности считается творческое мышление. По данным Я.А. Понамарева насчитывается более 20 определений творческого мышления. (См: Понамарев) Основным его критерием считается «субъективная новизна получаемого продукта и формируемость (в противоположность заданности) его основных компонентов». (См: 19; 5) В той или иной степени к разработке проблемы творческого мышления относятся исследования продуктивного мышления (К. Дункер, М. Вертгеймер), дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская), нешаблонного мышления (Э. Де Боно), интуитивного (Я.А. Пономарев), теоретического (В.В. Давыдов)
Одним из первых разработчиков новой концепции творческой одаренности или креативности был Дж. Гилфорд. Согласно его подходу, творческие способности существуют параллельно общим и специальным и имеют свою локализацию. Эти способности связаны с особенностями мыслительной деятельности, но не сводятся к тому, что принято называть интеллектом. Дж. Гилфорд даже вводит коэффициент креативности - Cr, отличный от IQ – показателя интеллекта.
Гилфорд отходит от традиционного изучения мышления, как процесса, основанного исключительно на законах логики. Два основных вида мышления, описываемых психологами и логиками – дедуктивное и индуктивное, – он характеризует как конвергентное (однонаправленное) мышление. Этот тип мышления обеспечивает поиск одного, единственно верного (или наиболее оптимального), решения поставленной задачи. Подобное мышление, с точки зрения Гилфорда, не имеет отношения к творчеству. Основой же творчества, то есть нахождение не единственно верного, а нового решения, является дивергентное мышление. В отличие от конвергентного (однонаправленного) мышления, дивергентное – это мышление, направленное «в разные стороны», мышление «вширь», то есть способность видеть различные стороны объекта и разные способы решения поставленной задачи.
Способность к дивергентному мышлению связана с уровнем интеллекта и умственными способностями, но связь эта не однозначная. Так способность к дивергентному мышлению наблюдается у людей с высоким уровнем интеллекта. Однако человек даже с очень высоким интеллектуальным уровнем может и не обладать способностью к дивергентному мышлению, то есть иметь низкий творческий потенциал и добиваться успехов только в репродуктивной деятельности. Другой американский психолог Э.Торренс ввел понятие «интеллектуального порога» - такого уровня интеллекта, при котором креативность проявляется с наибольшей вероятностью. Согласно его исследованиям, при IQ ниже 115-120 интеллект и креативность образуют единый фактор и взаимосвязаны. При IQ выше 120 творческая активность становится независимой величиной. Таким образом, не может быть творческих личностей с низким уровнем интеллекта, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
Хотя подход Дж. Гилфорда является одним из наиболее популярных в психологии творчества, его теория далека от идеальной и довольно часто подвергается критике. Например, дивергентное мышление может и не быть связано с творчеством, как созиданием нового. Дело в том, что дивергентное мышление предполагает наличие множество идей или путей решения задачи, но они могут быть далеко не новыми, а нередко и вовсе банальными. В настоящее время в отечественной психологии все чаще встречается понятие творческого мышления, которое более широкое, чем дивергентное мышление и не ограничивается им.
С точки зрения Гилфорда, творческое мышление зависит от четырех особенностей мыслительного процесса человека:
Творческое мышление – это весьма своеобразное мышление, которое, в какой-то степени, противоречит природе мыслительного процесса вообще. Мы знаем, что скорость восприятия и переработки информации об окружающем мире в психике человека, зависит от установления условно временных связей между нервными клетками головного мозга, а сигнал от знакомого, привычного раздражителя проходит быстрее. При неоднократном восприятии одного и того же раздражителя возникает условно рефлекторная реакция на него. Таким образом, для человека характерно пользоваться уже готовым решением, применять испытанные способы деятельности, а не «изобретать велосипед». Попадая в привычную ситуацию, человек принимает решение автоматически, не задумываясь; чтобы увидеть новое решение проблемы, он должен преодолеть выработанные стереотипы, а это требует нередко серьезных волевых усилий. Люди, обладающие дивергентным мышлением, в большей степени склонны к высказыванию нетрадиционных идей, но далеко не все обладают такой способностью. Еще меньше людей, способных увидеть необычное в самых обыденных вещах, и выбирать самые невероятные пути решения проблем. Их часто называют чудаками, что говорит о том, что творчество в современном, да и не только современном, обществе вряд ли считается нормой.
Дети, в большей степени, чем взрослых, склонны к творческому мышлению, но, к сожалению, система воспитания требует от них не творческих, а репродуктивных способностей. Главным принципом обучения подрастающего поколения вот уже в течение многих тысяч лет был принцип «делай как я». Не смотря на это, человеческая цивилизация все же развивается. Движущей силой этого развития являются творческие люди, те самые «чудаки», которые, преодолевая сопротивление стереотипов, создают новое и открывают новые пути для развития человечества.
Понятие о креативности
В последнее время это понятие стало популярным среди психологов, занимающихся проблемами творчества. Под креативностью обычно понимают два психических явления: во-первых, совокупность качеств личности, создающих предрасположенность к творчеству; во-вторых, высокий уровень творческой активности, определяемый рядом личностных качеств.
Креативность, как основа творческого потенциала личности, явление комплексное. Она включает в себя, во-первых, ряд врожденных качеств, таких как достаточно высокий уровень интеллекта, хорошую память, наблюдательность и др. Во-вторых, большую роль играют качества, сформированные в процессе взаимодействия с социальной средой, в том числе в процессе воспитания: любознательность, упорство, самостоятельность и независимость, высокий уровень воображения, открытость всему новому. В-третьих, - опыт, то есть знания и умения, сформированные личностью в процессе различных видов деятельности. В.Н. Дружинин определяет креативность как «интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности». (47; 121)
Человек, имеющий высокий уровень креативности, отличается от других людей рядом особенностей:
Креативность как качество личности воспринимается обществом противоречиво. С одной стороны, именно творческие люди с их стремлением к новому являются двигателями прогресса и творцами истории. С другой стороны, общество всегда настороженно относится к новому, так как новое – это всегда отклонение от нормы, от общепринятых стандартов и форм поведения. Поэтому творческие личности часто сталкиваются с сопротивлением группы и негативным отношением общества.
Подводя итоги, можно сказать, что творческая личность – личность противоречивая, для нее характерно наличие не только внешних противоречий (противоречий с социумом), но и внутренних. Это человек, вечно стремящийся к гармонии с миром и самим собой и вечно нарушающий эту гармонию.
Определение творчества как выхода за пределы нормы приводит некоторых исследователей к утверждению о сходстве поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Одним из сторонников этой точки зрения является итальянский исследователь Ч. Ломброзо. Хотя он прямо не отождествлял гениальность с безумием, но подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы. «Седина и облысение, худоба тела и плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей…. Кроме того, мыслителям наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду». (31; 252).
Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Сократ, Сенека, Гендель, Эдгар По. ХХ век добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона. Не менее обширен список гениев, страдающих психическими расстройствами. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Петре Первом, Наполеоне и Юлии Цезаре. Психопатами (по Кречмеру) являлись Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и др.
Другие же исследователи считают, что отклонений в психике у гениев не больше, чем у всех остальных людей, просто гениальные люди на виду, они привлекают к себе внимание, вокруг них формируется ореол слухов и сплетен, которые они не редко сами же поддерживают и даже часто стремятся соответствовать имиджу «священного безумца».
Дружинин выделяет следующие черты, присущие творческим людям:
Следует так же отметить такие черты психики креативов как высокий уровень эмоциональности и высокая сензитивность. Повышенная чувствительность к любому проявлению окружающей действительности в сочетании с эмоциональной возбудимостью приводят к тому, что творческие люди более глубоко переживают проблемы, острее чувствуют, что не может не влиять на состояние их психики. Для большинства творческих людей характерна высокая скорость протекания нервных процессов, что обеспечивает их повышенную реактивность, быстрое переключение внимания и т.д. Но высокая реактивность в сочетании с повышенной возбудимостью и эмоциональностью создают опасность нервных срывов.
«Согласно приведенной выше модели творческого процесса, креативы должны быть склонны к психофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так как творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Следовательно, единственный ограничитель творчества – истощение психофизиологических ресурсов, что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям» (47; 608).
Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные трудности в личной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. (53; 89-106).
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"