Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".
Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75
Аналогичные выводы о высокой тревожности и плохой адаптированности творческих людей приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, как Ф.Баррон, утверждает, что для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; эмоциональные нарушения, искажающие «нормальное» видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности. Однако В.Н. Дружинин считает, что здесь, возможно, перепутаны причина и следствие, и невротические синдромы – это побочный результат творческой активности. Он, тем не менее, признает, что «сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушение психической регуляции поведения» (47; 608).
Духовно-психический потенциал личности.
С проблемой творческой активности личности связано такое понятие как духовно-психический потенциал. Под духовно-психическим потенциалом личности Д.Б. Парыгин понимает «определенный уровень ее психических возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение». (41; 179).
Наличие признаков креативности, в частности творческого мышления, не означает, что данная личность отличается творческой активностью. Творческая активность только тогда становится жизненной позицией человека, когда у него есть для этого психические возможности, складывающиеся из интеллектуального, эмоционального и энергетического потенциала. Это и есть составляющие духовно-психического потенциала, который складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий.
Определяющими факторами духовно-психического потенциала являются природные, которые можно рассматривать как «исходные конституционно-психологические предпосылки индивидуального своеобразия». (41; 181) Однако, при всей важности генетических, физиологических и общепсихологических механизмов, которые обеспечивают реализацию духовно-психического потенциала, его природа далеко не исчерпывается ими. Духовно-психический потенциал – это не результат простой реализации генетических предпосылок. Огромное влияние на него оказывает жизненный опыт личности и процесс ее взаимодействия с социальной средой. Поэтому можно говорить о формировании и развертывании духовно-психического потенциала личности, который имеет не меньшее значение, чем развитие ее способностей или самосознания.
Важнейшим фактором развития духовно-психического потенциала Б.Д. Парыгин считает механизм самосознания личности, уходящий «своими корнями уже в самочувствие ребенка, который научается отделять себя от окружающего, у которого формируется стремление сохранять свою внутреннюю сбалансированность и себетождественность» (41; 181)
Следующим фактором, влияющим на развитие духовно-психического потенциала личности, можно считать интеллектуальные способности человека. Ряд ученых, в том числе Н.М. Амосов, считают, что есть основания говорить об ограниченности человеческого интеллекта. По сравнению с компьютером, например, у человека меньший объем памяти, медленное обучение, малая скорость переработки информации. Однако подобный подход не учитывает принципиальные отличия мыслительной деятельности человека от совершения операций машиной, которая ограничивается простейшим перебором вариантов, хотя и делает это с большой скоростью. Интеллектуальная деятельность человека опирается не только на сферу логических операций, единственно доступную машине, но и на работу подсознания, интуицию. Это позволяет ему почти мгновенно находить не только оптимальное, но и оригинальное решение. Правда, для этого нужны особые условия, создать которые целенаправленно часто бывает затруднительно (например, человек может «увидеть» решение во сне, или при совершенно случайном стечении обстоятельств). Процессы, происходящие в подсознании (или бессознательном), которое хранит массу разнообразной информации, далеко еще не изучены, и о тех каналах, через которые подсознание влияет на процессы сознания, например мышление, можно пока только догадываться. Кроме этого следует так же отметить, что резервы человеческой психики огромны: по разным данным человек использует от 4 до 10% из 15 миллиардов нейронов головного мозга. «В коре головного мозга, - по мнению Г.Селье, - заключено столько мыслительной энергии, сколько физической силы содержится в атомном ядре, и… центральная задача науки заключается в том, чтобы найти способ высвобождения и использования этой энергии». (Цит.по: 41; 183)
Важное место в духовно-психическом потенциале занимает эмоциональная сфера. Б.Д. Парыгин считает, что, являясь мощным инструментом самореализации личности, эмоциональный фактор, вместе с тем, «может тормозить саму потребность в получении новой информации на основе интеллектуальной деятельности, поскольку способен компенсировать ее отсутствие». (41; 185) Так образное, эмоционально окрашенное мировосприятие людей снижает уровень его потребности в чисто интеллектуальной деятельности. Однако, с другой стороны, сам процесс творчества, в том числе в сфере науки, (то есть в интеллектуальной сфере) является источником ярких эмоций.
Важную роль в реализации духовно-психического потенциала играет волевая сфера личности. Какими бы потенциальными возможностями не обладал человек, их реализация осуществима только благодаря его активной, целенаправленной деятельности. Успех в творчестве может быть достигнут только тогда, когда личность прилагает усилия и к развитию у себя необходимых способностей, и к преодолению внешних препятствий, таких как косность и консерватизм общества. Именно волевые усилия позволяют сделать потенциальные задатки и творческие способности реальными.
Художественное творчество в широком понимании включает в себя все виды творчества, в основе которых лежит создание художественного образа. К ним относятся творчество писателя, поэта, художника, музыканта, творчество в области танца и т. д. Так же как слово является первичным элементом формального языка, образ можно считать основой языка искусства.
«Увидишь ты очами духа
То, что незримо для очей,
Непостижимое для слуха
Услышит слух души твоей».
(К. Павлова)
Сущность образа
О сущности образа следует поговорить особо, так как эта психологическая категория занимает совершенно особое место в структуре человеческой психики. Образ – это результат элементарных перцептивных процессов, то есть процессов восприятия, первичный кирпичик в отражении и познании мира человеком. В силу этого образ наиболее приближен к отражаемой действительности, но не является ее слепком, фотографией. Уже на уровне формирования образов начинается активная обработка человеком получаемой информации. Образ не сводится к совокупности чувственных данных, а представляет собой результат сложной аналитико-синтетической деятельности головного мозга.
Именно наше сознание, например, восполняет неполноту, фрагментарность чувственных данных. «Так мы не видим провала в том участке зрительно воспринимаемого пространства, который соответствует «слепому пятну»; мы не замечаем исчезновения образа в момент перевода взгляда из одной точки пространства в другую, хотя во время скачка глаз ничего не может видеть из-за смазывания изображения на сетчатке и вследствие так называемого «саккадического подавления». (55;4) Образ предмета остается неизменным, константным, даже при изменении условий восприятия. Белая бумага в сумерках воспринимается нами как белая, несмотря на то, что отражает в тысячи раз меньше света, чем уголь под прямыми лучами солнца, хоть он и кажется нам черным. Все это доказывает, что образ предмета строится не только на основе чувственных данных, но и в значительной мере обусловлен деятельностью нашего сознания.
В основе формирования образа – деятельность нашей нервной системы, то есть все процессы, которые обеспечивают построение и функционирования образа локализованы в границах человеческого тела, а вот продукт их деятельности – образ – как бы проецируется во внешнем мире. Воспринимаемые нами дерево или дом находятся вне нас, хоть представление о них, их образ, продукт деятельности нашего мозга. Это свойство восприятия называют его предметностью или объективированностью. Большинство психологов объясняют его активностью восприятия, участием в этом процессе, двигательной сферы. Если зафиксировать положение глаза, то через некоторое время мы начинаем видеть не целостный образ, а размытое цветовое пятно. Для полноценного зрительного восприятия предмета или явления необходимо, чтобы глаз двигался, как бы ощупывая объект.
На основе чувственных данных формируются и образы-представления, которые хранятся в нашей памяти. Они отличаются от образов – продуктов непосредственного восприятия. Представления менее четки, фрагментарны, имеют в значительной степени обобщенный характер; какая-то отдельная черта может заменить образ в целом. Степень приближения представления к первичному образу зависит от развития образной памяти (зрительной, слуховой, обонятельной и т. д.). На формирование представлений большое влияние оказывает воображение, которое не только восполняет не сохранившиеся в памяти детали образов, но и способно создавать совершенно новые образы на основе уже имеющейся информации.
На образы нашего сознания оказываю влияние разнообразные факторы: общее психическое состояние субъекта, ситуация, в которой он находится, его жизненный опыт, интересы, желания, влечения, цели и характер его деятельности, установки и т.д. Хранящиеся в нашей памяти образы иногда существенно отличаются от тех явлений и объектов окружающего мира, отражением которых они являются. Можно сказать, что творческий процесс у человека начинается уже на этапе восприятия. Связь между содержанием нашего сознания и реальной действительностью обоюдная. Одним из законов, управляющих процессом формирования образов, можно считать закон проекции, согласно которому все разнообразие психической жизни человека так или иначе оказывает влияние на его деятельность и находит отражение в продуктах этой деятельности. Художественный образ, следовательно, не только и не столько отражение реальных процессов и явлений, сколько проекция духовного мира художника. «Каждый писатель, до известной степени, изображает в сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле», - писал И.В. Гете. Чем богаче и разнообразнее духовный мир человека, тем шире его возможности в создании художественных образов.
Своеобразие художественного образа
Художественный образ – это не просто результат восприятия мира художником, это так же форма выражения идей и чувств художника, своеобразное средство передачи информации в искусстве. Таким образом, можно отметить двойственную природу художественного образа: с одной стороны, он, как и любой образ, отражает действительность. Это объективный компонент художественного образа. С другой стороны, художественный образ есть выражение субъективных переживаний художника, воплощение и преобразование его личного опыта.
Именно субъективный компонент художественного образа обуславливает его метафорический и символический характер. Метафоры позволяют художнику облекать свои мысли и переживания в сенсорные образы. Эти образы могут быть отражением вещей и явлений, наделенных художником, помимо собственного, еще и особым смыслом, определенным замыслом художника. Так в картине Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» зритель не только видит женщину с ребенком, но и ощущает нежность и радость материнства, которые смог передать художник. «Художник мыслит ассоциативно. Облако для него, как для чеховского Тригорина похоже на рояль, а «на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса – вот и лунная ночь готова»; судьбу же девушки он раскрывает через судьбу птицы. «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка,…любит озеро как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее как вот эту чайку» (8; 139)
Наряду с реалистическим, художественный образ может носить и фантастический характер, что не мешает ему быть отражением реальности или представлений художника о ней. Более того, фантастические образы более гибкие, они не привязаны к знакомым, обыденным объектам и позволяют художнику легче передавать свои мысли и чувства. Изображение фантастических существ занимает важное место в искусстве древности. Достаточно вспомнить «звериный стиль» скифских мастеров, и фантастических животных и птиц в каменной резьбе на стенах древнерусских храмов, драконов и горгулий, украшающих готические соборы и изображения зверобогов Древнего Египта.
Нередко художественная мысль в фантастическом образе находит свое наилучшее воплощение. Древнеегипетский сфинкс, сочетая в себе черты льва – царя зверей и человека, становится отражением извечного стремления людей к господству над природой, желания ощущать свою мощь и силу, символом сверхъестественного могущества.
Для художественного образа характерна такая особенность как единство формы и содержания. Художественный образ воплощает в себе некую идею, мысль «зашифрованную», «закодированную» творцом в конкретной форме. Подбор формы, отвечающей определенному содержанию, – ведущий элемент творческой деятельности. Поэтому простое копирование, каким бы искусным и техничным оно не было, не является творчеством, так как не содержит в себе уникальной, авторской идеи. А с другой стороны, многие интересные, творческие идеи не были воплощены в жизнь только потому, что у их автора не хватило способностей или умения облечь эти идеи в соответствующую форму.
Художественный образ наполнен не только идейным, но и эмоциональным содержанием, его форма должна пробуждать у зрителя (слушателя, читателя) определенные чувства, настроения. Так, например, картина И.И. Левитана «Золотая осень» - это не просто изображение березовой рощи на берегу реки, она наполнена особым эмоциональным содержанием: светлой грустью по уходящему лету, восторгом красотой природы и т.д. Картину Сурикова « Боярыня Морозова» вряд ли можно считать просто иллюстрацией исторического события. Она буквально пронизана идей протеста, неистового отрицания, упорного сопротивления. И в то же время композиция картины подчеркивает идею движения, уход старого, отжившего, трагедию и неизбежность этого ухода.
Еще одной характерной особенностью художественного образа можно считать единство общего, конкретного и единичного. Для художественного образа всегда характерно обобщение. Портрет человека, созданный художником или писателем, при всей своей конкретности, всегда претендует на типичность, носит черты обобщающего характера. Обобщение, с точки зрения психологии, представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам предметов и явлений действительности. Особенностью художественного образа является то, что он не только отражение конкретного, единичного события или явления, но и в силу аналитико-синтетической деятельности сознания художника, носит типические черты всех явлений или объектов данного класса. Поэтому произведения искусства так хорошо понимаются людьми, принадлежащими не только разным культурам, но и разным историческим эпохам.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"