Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Мы уже отмечали, что воображение традиционно относится к высшим психическим процессам, но оно теснейшим образом связано и с физиологическими, органическими процессами. Известно, что во время возникновения в мозгу человека образов происходит их воздействие на периферические процессы, изменение функционирование различных систем организма (например, сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной). Мы с вами и на собственном опыте знаем, как могут воздействовать на нас образы воображения. Представление о воображаемой опасности приводит к учащению сердцебиения, изменению ритма дыхания, появляется дрожь в конечностях. Таким образом, воображаемая опасность вызывает те же физиологические реакции, что и опасность реальная. Существует описание случаев, когда воображаемые травмы приводили к появлению вполне реальных ран. Одним из ярких примеров являются, так называемые, стигмы – кровоточащие раны на запястьях, которые могут появляться у экзальтированных, фанатически настроенных верующих, представляющих муки распятого Христа. Подобные явления характерны не только для верующих, но и вообще для людей с ярким воображением. М. Горький при описании сцены убийства цыганки в повести «Старуха Изергиль» почувствовал резкую боль, а потом обнаружил на левой стороне груди красный рубец. Венгерский психиатр Иштван Гарди описал случай происшедший с рабочим, который был случайно заперт в неработающем рефрижераторе. Рабочий умер от «переохлаждения», так как был уверен, что холодильная установка включена.

Как бы ни были удивительны и необычны продукты творческого воображения, этот процесс, так же как и другие познавательные процессы, связан с действительностью и является ее отражением. Но действительность в продуктах воображения предстает перед нами видоизмененной, творчески преобразованной. Л.С. Выготский выделил три аспекта связи деятельности воображения с действительностью. (13; 11-12) Во-первых, всякий продукт воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в опыте человека. Например, избушка на курьих ножках, грифоны, кентавры и т.д. существуют только в сказках, но элементы, из которых построены эти фантастические образы, взяты из реального опыта человека, и только их комбинирование носит след фантастического, то есть не соответствующего действительности построения. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как именно этот опыт является кладовой материала, из которого создаются образы воображения.

Во-вторых, опыт, накопленный человеком в процессе восприятия им окружающей действительности, делает возможным представление никогда не воспринимаемых ранее элементов этой действительности только на основе их описания. Так на основе образов, описанных в художественных произведениях, у нас складывается достаточно яркое представление об их героях. Представления эти, несомненно, являются продуктами воображения, но формирование их становится возможным только при наличии достаточного опыта восприятия других людей. Этот опыт содержит обобщенные представления о людях, об их половых, возрастных, социальных особенностях, характере их взаимоотношений, нравственных ценностях и т.д.

В-третьих, связь между деятельностью воображения и реальностью проходит через эмоциональную сферу личности. Наши эмоции и чувства не просто переживаются нами, а стремятся воплотиться в конкретные образы. Можно сказать, что у страха, горя, радости есть свои «лица». А с другой стороны, эмоции, наш чувственный опыт делают продукты нашего воображения яркими, живыми, реалистичными. Достаточно вспомнить, образы, каких кошмарных существ могут возникать в воображении людей под влиянием чувства страха, особенно, если это страх перед неведомым, непонятным. Непонятные, необъяснимые явления предоставляют нашему воображению неограниченную свободу творчества.

В психологической литературе встречается понятие «кристализированного» воображения, продукты которого не имеют непосредственного отношения к какому-либо реальному объекту, существующему в действительности. Чаще всего это понятие имеет отношение к техническому творчеству, продуктом которого являются механизмы или орудия труда. Но и в этом случае новая техническая идея, технический «образ» возникает не на пустом месте, а как переработка прежнего опыта.

Можно выделить две фундаментальные составляющие воображения. Во-первых, - это способность видеть целое раньше частей, строить целостный образ предмета, не на основе полного представления о нем, а на основе отдельных намеков, нескольких характерных деталей. В развитой форме эта способность позволяет увидеть обобщенные связи и закономерности мира и выразить их в специфических символах. Эту способность сначала «схватывать» целое, а уж от него переходить к анализу и синтезу его составных частей И.Кант назвал «интуитивным рассудком». Эта способность имеет важное значение в художественном творчестве.  Целостное восприятие действительности, умение  привести  в единство отдельные разрозненные части и элементы необходимы для создания художественной формы и построения композиции. Даже само понимание красоты не возможно без восприятия мира как единого целого, так как красота – это, в первую очередь, гармония.

Вторая составляющая воображения – умение переносить свойства, отношения, функции с одного предмета на другой, видеть одно через другое. Метафора создает «особый познавательный контекст, позволяющий соединить тот или иной признак с такими объектами, которым вообще-то не принято приписывать его». (36; 44) Это часто оказывается эвристически плодотворным, помогает увидеть объект или ситуацию под совершенно новым, неожиданным углом зрения. В искусстве же метафора вообще имеет огромное значение. С ее помощью создаются чувственно-конкретные образы, передается их многозначность и глубинные смыслы.

Воображение – это сложный процесс, состоящий из ряда этапов, которые описал Л.С. Выготский. (13; 20-24) Любое воображение начинается с накопления информации, опыта, исходного материала творчества. Следующим этапом является обработка накопленного материала, в которой выделяются два взаимосвязанных процесса: диссоциация и ассоциация. Всякое представление, образ действительности – это сложное образование, состоящее из множества элементов, сторон, граней. «Диссоциация – это процесс «рассечения» целого на составные части, одни из которых выделяются, сохраняются, другие забываются» (13; 20) Так как воображение основано на соединение элементов прежнего опыта в некую новую целостность, то явление диссоциации играет важную роль в воображении. Но это явление важно и для мышления в целом, так как оно лежит в основе образования понятий.

За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются диссоциированные элементы. «Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений… Следы от внешних впечатлений не складываются в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их».  (13; 21)

Следующий процесс воображения – ассоциация, то есть объединение диссациированных и измененных элементов. Формы ассоциации могут быть разными: от совершенно произвольного, субъективного объединения, до объективного, обоснованного научными законами. Характер ассоциации определяется целями и задачами деятельности, степенью произвольности и многими другими факторами.

Заключительным этапом воображения является «комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины». (13; 23.) На этом процесс творчества не завершается, человек всегда стремится воплотить образы воображения в реальность, если только это творческое воображение, а не простая мечта. Переход воображения в действительность Л.С. Выготский называл «кристаллизацией». 

Выделение этапов воображения условно. На самом деле – это целостный процесс,  в котором слиты все его стадии, и, с точки зрения хронологии, они могут протекать практически одновременно.

Таким образом, воображение – это сложный и удивительный процесс, который не только является источником рождения новых образов и идей, но и в определенной степени управляет нашими поступками. Влияние воображения можно заметить в любой деятельности человека даже тогда, когда она не является не только творческой, но даже и вполне осознанной. Богатство и разнообразие психических явлений, попадающих под определение воображения, обуславливают необходимость классификации его видов.

 

 

Виды воображения.

 

Воображение как познавательный процесс тесно связано с мышлением, с аналитико-синтетической деятельностью головного мозга. Но связь эта проявляется в различной степени. В зависимости от степени осознанности и целенаправленности  процесса конструирования новых образов выделяют пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение связано с неосознанными или мало осознанными потребностями и, как правило, не реализуется в активной творческой деятельности. Его образы так и остаются исключительно продуктами деятельности головного мозга. Пассивное воображение может носить как непроизвольный, так и произвольный характер. К пассивному непроизвольному воображению можно отнести такие явления как сны и галлюцинации.

Во сне, когда кора больших полушарий находится в состоянии торможения, на поверхность сознания «всплывают» образы, хранящиеся на уровне подсознания; под влиянием сложных психических процессов происходит взаимодействие и комбинирование сознательной и подсознательной информации. Обрывки воспоминаний прошлого, образы, когда-то мелькнувшие перед нашим взором, причудливо сочетаются в сновидениях. Они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда в совершенно бессмысленные или фантастические сочетания. Однако нередко сны бывают настолько ярки и реалистичны, что, проснувшись, мы не всегда сразу осознаем грань между сном и явью.

Сны – это продукт здоровой психики, их видят все люди, хотя и не всегда запоминают. В отличие от сна галлюцинация – это порождение больного сознания, она связана с какими-то отклонениями в работе нашей психики. Душевнобольной человек или, например, человек, находящийся в горячечном бреду, воспринимает образы своей больной психики как реальность, он как бы видит сны наяву. Галлюцинации могут возникнуть не только как следствие болезни, но и под влиянием очень сильных отрицательных эмоций (страха, горя, тоски и т.д.), которые так же способствуют снижению уровня рационального контроля в психике человека.

Произвольное воображение отличает осознанность и контролируемость. Человек прекрасно отличает образы произвольного воображения от реальности. Произвольное воображение может быть как активным, так и пассивным. К пассивному виду произвольного воображения относятся грезы и мечты. Грезы и мечты – это образы желаемого будущего, возникающие у человека. Грезы, обычно, мало связаны или вообще не связаны с реальной ситуацией и возможностями человека. Они не являются целью деятельности человека и не побуждают его к активности. Грезы существуют как бы сами по себе, удовлетворяя какие-то потребности человека исключительно на иллюзорном уровне. Так, например, подросток может воображать себя героем, представлять свое поведение в различных фантастических ситуациях (освоение иных планет, схватки со злодеями, путешествие в прошлое и т.д.). Все эти представления, несмотря на осознанность и произвольный характер, не связаны с волевыми усилиями по претворению воображаемых образов в реальные.

В большей степени с реальностью связан такой вид воображения как мечта. Мечта всегда обусловлена потребностями индивида и направлена на будущее. Образы мечты, в отличие от грез более конкретны, предметны и реальны. Они побуждают человека к активности, направлены на достижение желаемой ситуации, образ которой воплотился в мечтах. Мечты могут быть очень разнообразны; их отличают различные уровни воображения, степень фантастичности образов и близости к реальности. Например, девушка может мечтать о прекрасном принце, который приплывет к ней на корабле под алыми парусами или о новой губной помаде. Но даже самая обычная, «приземленная» мечта – это продукт воображения.

Таким образом, пассивное воображение (даже если оно произвольное) – спонтанно, подчинено, в значительной степени, внутренним, субъективным факторам. В образах пассивного воображения компенсируются неудовлетворенные в реальности и, чаще всего, неосознанные потребности человека. Пассивное воображение тесно связано с эмоциональной сферой: его образы направлены на поддержание положительных эмоций и на вытеснение отрицательных. Пассивное воображение занимает важное место в различных механизмах психологической защиты.

Нас с вами интересует, прежде всего, активное воображение, которое лежит в основе продуктивной творческой деятельности. Активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью. Этот вид воображения, относящийся к произвольным психическим процессам, довольно рано проявляется у детей в игровой деятельности. В ролевых играх дети «примеряют» на себя различные роли, строя свое поведение  в соответствии с ними. Для этого у ребенка должно сформироваться яркое представление о поведении, типичном для данной роли и данной ситуации. Именно воображение делает это возможным. Воображение также помогает детям компенсировать недостающие детали, необходимые для наиболее яркой демонстрации ролевого поведения. Карандаш, например, может стать медицинским шприцем, стул – лошадкой, а коробок - кроваткой для куклы – спички.

Воображение – это всегда процесс создания новых образов, но степень новизны может быть различна. В зависимости от степени новизны выделяют репродуктивное и творческое воображения.

Репродуктивное или воссоздающее воображение – это построение образа предмета по заранее заданному образцу (словесному описанию, схеме, чертежу и т.д.). Инженер, прочитав чертеж, представляет механизм, географ на основании карты, может судить об особенностях местности. Читая описания героя в литературном произведении, мы представляем его облик. Этот образ может быть очень ярким, колоритным, но, тем не менее, это продукт не творческого, а репродуктивного воображения. При восприятии художественного произведения репродуктивное воображение редко встречается в чистом виде. Поэт или писатель, как правило, не дают полное описание предмета или явления, оставляя простор нашей фантазии. Талантливые писатели намеренно избегают детальных характеристик образа героя, чтобы дать возможность читателю домыслить недостающие детали. Литературные образы всегда в известной степени субъективированы, они не только несут на себе отпечаток индивидуальности автора, в субъективном восприятии, они отражают индивидуальность читателя. Поэтому у каждого, кто читал «Мастер и Маргарита» С. Булгакова, свое представление об образах Воланда и Иешуа Го-Ноцри, Маргариты и Азазелло. Субъективированность образов литературных персонажей – это одна из причин того, что экранизация литературных произведений и художественные иллюстрации к ним воспринимаются не однозначно. Иногда у нас может возникнуть стойкое неприятие иллюстраций персонажей книги, потому что образы героев в представлении художника не совпадают с нашими.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"