Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".
Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение не просто свободный полет фантазии, оно всегда опирается на опыт человека, его знания, накопленные в процессе познавательной и трудовой деятельности. И само творчество – это упорный труд, если речь идет о творческом воображении, то, труд, в первую очередь, умственный.
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением. Выделяют несколько типичных приемов или способов творческого воображения. Эти приемы являются общими как для произвольного, так и для непроизвольного воображения. Однако, в произвольном, творческом воображении, человек их использует сознательно, в зависимости от целей и задач своей деятельности. Знание основных приемов воображения помогает человеку более эффективно и осознанно использовать свой творческий потенциал. Совокупность этих приемов иногда называют «техникой» воображения.
Одним из таких приемов воображения является агглютинация (склеивание) – «комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях». (51; 304) Примеры агглютинации мы легко можем найти как в фольклоре различных народов, так и в авторских произведениях. Путем комбинирования, «склеивания» были созданы образы таких мифологических и сказочных существ как русалка (женщина с рыбьим хвостом), сфинкс (лев с головой человека), кентавр (полуконь, получеловек) и т.д. «Комбинирование – это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно, но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения». (51; 305)
Эффективность этого приема творческого воображения зависит от двух факторов. Во-первых, от опыта индивида: чем богаче сенсорный опыт, чем больше образов хранится в памяти, тем больше материала будет для комбинирования новых образов и богаче воображение. Во-вторых, успешность творческого воображения зависит от развития навыков мыслительной деятельности, от степени овладения индивидом такими мыслительными операциями как анализ, синтез, обобщение. Агглютинация в художественном творчестве, как правило, не сводится к простому комбинированию элементов, а предполагает их творческую переработку.
Другим приемом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует его общий облик. Акцентуирование – это заострение внимания на определенных чертах, что приводит, например, к изменению пропорций изображаемого объекта. Этот прием широко используется в таких видах изобразительного искусства как карикатура, шарж, а в литературном творчестве в эпиграммах, фельетонах и т.д. Главное условие успешности данного приема – значительность акцентуирования, то есть художник должен выделять, подчеркивать наиболее важные, существенные черты объекта.
Акцентуирование довольно близко к другим приемам воображения – литтоле (преуменьшению) и гиперболе (преувеличению). Эти приемы широко используются при создании фантастической реальности (гномы, лилипуты, великаны и т.д.). «Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией» (51; 306). Внешность великана (например, Святогор-богатырь из русских былин), его грандиозные размеры, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядней его внутреннюю силу и значительность поступков. Но иногда дело обстоит как раз наоборот. Сильно преуменьшенные размеры главного героя (мужичок-с-ноготок, мальчик-с-пальчик) подчеркивают, оттеняют его внутренние достоинства: смелость, ум, доброту, благородство. Таким образом, отклонение от действительности, фантастическое уменьшение или увеличение размеров служит для того, чтобы реальнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.
Следует также обратить внимание на такой прием творческого воображения как типизация, то есть специфическое обобщение. Этот прием используется тогда, когда художник, создавая единичный образ, придает ему обобщенное значение за счет соединения в нем наиболее типичных черт этого класса объектов или явлений. Нетипичные же, второстепенные черты опускаются, образ освобождается от деталей, частностей, не носящих типического характера. Богата примерами типических образов литература. Это и образы помещиков в романе Н.В. Гоголя «Мертвые души» и образы купцов и мещан в произведениях Н.А.Островского, образы лермонтовского Печорина, Онегина А.С.Пушкина и многие другие. Типизация свойственна и произведениям изобразительного искусства. Даже в портрете, написанном талантливым художником, мы наряду с чертами индивидуальными, находим черты, являющиеся типическими для людей данного сословия, профессии, склада характера.
Выделяя существенные, типические черты, воображение объединяет их в обобщенном значении, которое выражается не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе. Образы воображения, носящие сенсорный (чувственный) характер различаются по своей модальности. Выделяют зрительные представления, слуховые, осязательные (например, ощущение прохладной воды, укол иглы и т.д.), вкусовые и двигательные. Образы воображения отличает тенденция к символизму, иносказанию, метафоре, олицетворению. Все эти средства широко используются в художественном творчестве, что позволяет художникам выражать свои мысли и идеи через понятные всем конкретные чувственные образы.
Индивидуальные особенности воображения
Воображение присуще всем людям, но степень развития этого психического явления различна.
Одной из характеристик воображения,
имеющих индивидуально-
Л.С. Рубинштейн считал, что важное место среди индивидуальных особенностей воображения занимает «соотношение между ролью, которую в воображении данного индивида играет, с одной стороны, эмоциональность, а с другой – критический контроль интеллекта». (51; 308). Это соотношение определяет наличие у людей двух типов воображения: субъективного, «слабо подчиняющегося критическому контролю мышления» и реалистичного, «которое не бесконтрольно подчиняется субъективности чувства, а, преобразуя данное, учитывает закономерности и тенденции развития объективной действительности». (51; 308)
Важным индивидуальным различием, с нашей точки зрения, является степень легкости, с которой различные люди формируют образы воображения. Для одних людей фантазирование, мысленное преобразование действительности – насущная необходимость и привычные психические процессы. Они постоянно видят необычное в обычном, с восторгом замирают, глядя на искрящееся кружево снега в свете уличных фонарей, на сухое дерево, похожее на сказочного героя, на «слезы» дождя стекающие по оконному стеклу. Таких людей нередко считают чудаками, над ними посмеиваются, а то и, отвернувшись, крутят пальцем у виска. К сожалению, в нашем рациональном и прагматичном мире свободный полет воображения не слишком ценится. А ведь именно в этих людях заключен колоссальный творческий потенциал. Люди же чрезмерно рациональные, как правило, не обладают способностью к свободному полету фантазии, им даже мысленно трудно что-либо изменить в привычной реальности. В окружающих их вещах они видят только наиболее очевидное, их внешнюю форму. Эти люди напоминают ослика из детского стихотворения, который на вопрос друга, что он видел в сказочном зимнем лесу, ответил, что он видел только деревья: «Деревья - вверху, деревья – внизу, и ничего больше нету в лесу».
Другой индивидуальной особенностью воображения является широта. Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которых оперирует человек. Люди с широким воображением одновременно могут использовать представления из различных сфер реальности. Это позволяет им создавать наиболее оригинальные и интересные образы, эффективно и нетрадиционным способом решать возникающие задачи, проявлять творческие способности в различных областях и на стыке разных видов деятельности.
Индивидуальной особенностью воображения может считаться степень его произвольности, то есть умение индивида подчинять свое воображение поставленной задаче. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на многообразие рождающихся в их сознании образов, не отклоняются от поставленной цели, придерживаясь в своем воображении выбранного направления мысли. Установлено, что продуктивность творческого воображения зависит, в первую очередь, именно от степени его произвольности, от способности человека управлять образами своего воображения. Это, несомненно, нелегкий труд, требующий волевых усилий.
Индивидуальные особенности воображения в определенной степени зависят от ряда врожденных факторов (особенностей мышления, памяти и т.д.), но главную роль в их формировании играет воспитание. В любом ребенке заложен огромный творческий потенциал, поэтому развитие у него навыков воображения и потребности в творческой деятельности является важнейшей задачей общества.
Этапы художественного творчества в целом совпадают с этапами творчества вообще, но можно отметить и ряд специфических особенностей. Эти особенности обусловлены рядом факторов. Во-первых, художественное творчество в большей степени, чем, например, научное, связано с эмоциональной сферой. Поэтому процесс художественного творчества во многом более стихиен и спонтанен по сравнению с другими видами творчество. В силу этого довольно трудно бывает четко отделить один этап от другого в рамках конкретного творческого процесса.
Во-вторых, в художественном творчестве большую роль играют бессознательные процессы, интуитивное мышление (о чем подробнее будет изложено ниже). Это приводит к тому, что нередко тот или иной этап творчества представлен в скрытой, латентной форме и для самого художника остается незаметным и неосознанным.
В-третьих, художественное творчество всегда связано с практическим воплощением идеи, замысла, образа, поэтому в художественном творчестве важную роль играет предметная деятельность, которая визуально и является воплощением самого творческого акта (художник пишет картину, музыкант – музыку, писатель – роман и т.д.). Даже сам художник нередко воспринимает свое творчество исключительно как практическую деятельность, не понимания значения других его этапов. Осознание художником значимости всех этапов его творчества играет важную роль в повышении продуктивности творческого процесса.
В художественном творчестве выделяют четыре стадии или этапа: период первоначальных художественных накоплений, этап формирования замысла, период окончательной разработки сюжета и авторедактирование.
Период первоначальных художественных накоплений.
Скульптор М.Г. Манизер назвал этот период этапом «нахождения изобразительного пластического мотива» Он предшествует созданию произведения и характеризуется непроизвольностью, разноплановостью поисков, большим удельным весом случайностей, накоплением разнообразных наблюдений впечатлений, знаний. Поскольку у художника еще не сложился определенный сюжетный замысел, все, что привлекает его внимание, воспринимается с точки зрения общего эстетического смысла и значения. На этом этапе художник отчасти сознательно, а отчасти стихийно «складывает в копилку» материал действительности, еще не зная, пригодятся ли ему эти знания и когда они ему понадобятся. Хотя это процесс во многом неосознанный и нецеленаправленный, психологи считают, что в нем присутствует «установка на наблюдение». Эта установка активизирует внимание, зрительную память, способствует появлению новых мыслей, идей, суждений и оценок.
Качество и продуктивность первоначальных накоплений во многом зависит от творческой энергии, проявляемой художником в момент наблюдения и в процессе познания реальной жизни в ее различных аспектах и проявлениях. Изобилие накопленного материала дает возможность художнику выработать свое индивидуальное представление об окружающем мире, дать ему эстетическую оценку. Накопленные знания, эмоциональный и эмпирический опыт, полученный в этот период, становятся информационной базой для будущей творческой деятельности.
Несмотря на то, что в этот период главную роль играет процесс восприятия окружающей действительности, его нельзя назвать чисто созерцательным. В сознании художника происходит отбор и переработка информации; на основе этого художник делает наброски, эскизы, зарисовки. Эти эскизы, заметки отражают мыслительную деятельность художника, смутные идеи и представления облекаются в зрительные или слуховые образы, становятся более отчетливыми. Психологи знают, что мысль только тогда становится понятной, когда она облекается в слова. В художественном творчестве мысли облекаются в образы. Наброски и эскизы – это не просто тренировка руки, без них не возможно полноценное образное мышление художника, решение поставленной им задачи и сам процесс творчества.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"