Лекция по "История Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:56, лекция

Краткое описание

В сентябре 1916 года писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекается идеей этого балета, втягивается в работу, и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию.[9] Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русских балетов на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы.

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_iskusstv.docx

— 160.69 Кб (Скачать файл)

 Характеризуется предельно  интенсивным звучанием открытых  цветов, сопоставлением контрастных  хроматических плоскостей, сведением  формы к простым очертаниям  при отказе от светотеневой  моделировки и линейной перспективы.  Группа заявила о себе на  парижских выставках 1905-1907 гг., однако  вскоре объединение распалось,  и творческие пути участников  разошлись. Название направление  отражает реакцию современников  на поразившую их экзальтацию  цвета, "дикую" выразительность  красок.

 Картина Мориса де  Вламинка “Цирк”, в котором автор  явно пренебрегает законами перспективы,  сводится к яркому цветовому  пятну, в котором приблизительно  обозначены через элементарные  геометрические формы цирк-шапито  и окружающие его здания. Стремительные широкие синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В 1907 году художник обращается к работам Поля Сезанна и под их впечатлением отказывается от яркого колорита, который становится теперь у Вламинка несколько приглушенным.

 Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано  современной критикой группе  живописцев, выступивших в 1905 году  в парижском "Салоне независимых" (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо,  М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др.). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность  живописным приемам, искусство  фовизма заключало в себе эстетический  протест против художественных  традиций XIX века. Разных по индивидуальному  складу мастеров на короткий  срок (1905-1907 гг.) сплотили тяготение  к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и  острым композиционным ритмам, поиски  свежих импульсов в "примитивном"  творчестве, средневековом и восточном  искусстве. Лепка объема, воссоздание  пространства, воздушная линейная  перспектива оттесняются у фовистов  непосредственной эмоциональной  выразительностью интенсивного  красочного пятна, звучными декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.

 

 Художники:

 

Анри Матисс

 Жорж Руо 

 Альбер Марке

 Морис Вламинк 

 Жорж Брак 

 Рауль Дюфи

 Анри Фриез 

 Жюль Фландрен 

 Кеес ван Донген

 

Экспрессионизм 

 

Экспрессионизм (от лат. expression - выражение) – направление в изобразительном  искусстве, возникшее в Германии в конце 19-чале 20 вв. В основу его  содержания легли: социально-критический  пафос, обостренное самовыражение, субъективная передача духовного мира человека.

 

Экспрессионизм возник как  своеобразный протест против уродства окружающей действительности, унижения человека, неуверенности в завтрашнем дне.

 

Выразителями  идей экспрессионизма стали художественные группировки «Мост» и «Синий всадник».

 

Основателями группировки  «Мост» в 1905 году стали художники: Эрнст  Людвиг Кирхнер – глава и вдохновитель объединения, Фриц Блейль, Карл Шмидт, Эрих Хеккер. Название «Мост» в их понимании  символизировало связь между  прошлым и будущим. В основу новой  эстетики они поставили отрицание  материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля  модерн. Творчество художников этого  объединения носило противоречивый и неоднозначный характер. Они  пытались выразить гражданский протест  через деформацию форм, мистические  образы, болезненное отчуждение от действительности.

 

За период своего существования  объединение провело несколько  выставок. Показанные на них работы вызвали громкие нападки, как  со стороны представителей академического искусства, так и импрессионистов.

 

Новая ассоциация художников была создана в 1909 г. в Мюнхене  Василием Кандинским и Алексеем фон  Явленским. Они начала издавать альманах «Синий всадник», который объединил  во вокруг себя художников-новаторов. В 1911 году в Мюнхене, при участии  В. Кандинского и немецкого художника  Франца Марка была проведена выставка, положившая начало новому сообществу экспрессионистов. Его назвали так  же как альманах – «Синий всадник».

 

Новое сообщество художников объединяло с группировкой «Мост» лишь негативное отношение к реализму и импрессионизму. Если представители  «Моста» ещё не совсем отошли от фигуративного искусства, то художники  «Синего всадника» находились под  влиянием беспредметного искусства.

 

Согласно эстетическим принципам  «Синего всадника», искусство продиктованное чувством, должно раскрыть трансцендентную  сущность вещей (сторону, скрытую за их внешностью). В своих обоснованиях теоретики новой школы, стремились создать искусство, которое отражало бы духовную жизни немецкой нации. Однако в действительности как форма  выражения духовного мира человека черты экспрессионизма был присущи уже в 1890-е гг. бельгийскому художнику Джеймсу Элсору и норвежцу Эдварду Мунку. Новое направление модернизма вовлекло в себя художников разных стран.

 

Экспрессионисты использовали в своих полотнах жесткие, дисгармоничные, пронзительные цвета, будоражащие  чувства людей. Таким путем они  стремились достичь главной цели своего творчества – раскрыть свое нервное напряжение, донести его  до зрителя.

 

В арсенале выразительных  свойств экспрессионистов были: деформация композиций, вычурная стилизация, изломанность форм, контрасты красок и светотени, смещение планов. Творчество художников-экспрессионистов производило на зрителя впечатление  повышенной нервозности. Искажение действительности часто приводило к изображению фантастических кошмарных видений.

 

Одной из тем в творчестве экспрессионистов стала тема «маленького  человека», одинокой личности среди  враждебных ему людей, в огромном и чужом мире. Они сочувствовали  невзгодам и страданиям человека, но изображали его в безнадежном  отчаянии, когда все уже предопределено и непоправимо. Бунтарский протест  экспрессионистов почти всегда сочетался  со страхом перед фатальными противоречиями существующего мира, казавшимися  им предопределенными.

 

В период Первой мировой войны  перестали существовать объединения  «Мост» и «Синий всадник», но влияние  экспрессионизма как направления  творчества в целом выросло. Этому  способствовали лишения и тяготы, принесенные войной во всем мире. Какие  бы изменения и влияния не испытывал  экспрессионизм, одна черта его оставалась неизменной – крайний драматизм. Экспрессионизм был популярен среди  художников до Второй мировой воны. Это направление изобразительного искусства считается одним из самых противоречивых, так как  в нем присутствуют в одно и  то же время страстное обращение  к жизненным проблемам современности  и созерцательность, молчаливое согласие со страданиями народа.

Дадаи́зм, или дада — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 г[1]. Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»[3].

Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его  идеологию и методы. К основателям  дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя  Янко.

Дадаизм возник как реакция  на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись  одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей  дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»[3].

Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его  идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко.

Футури́зм — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начало 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Начало футуризму положил итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти, опубликовавший «Манифест футуристов» в 1908 г. Вскоре к нему присоединились художники Умберто Бочони, Джакамо Белла и Луиджи Руссолио.

 

Футуристы отрицали традиционную культуру, реалистические основы искусства. В своих произведениях они  провозглашали культ машинной цивилизации, больших городов, скоростей, энергии.

 

Футуризм во многом был  схож с кубизмом и экспрессионизмом. Особенно это было заметно по средствам  выразительности: пересечение линий, многократные повторения и наплывы  форм. Но в отличие от кубизма, футуризм являлся в, то, же время и активным общественно-политическим течением. Например, восхваление идеи сверх человека, войны, привело часть итальянских  художников к фашизму.

 

Официальным идеологом и  вождем футуристов был Филиппо Маринетти, который воспевал своей поэзией  дерзость и бунт, он призывал восстать против традиций классического искусства. Этот призыв был подхвачен художниками, потом совершившими прорыв в искусстве. Художники футуристы старались  поместить зрителя в центр  картины, что бы острее ощутил движение и пространство. Изображение расчленялось на множество геометрических фигур  разной формы создающих иллюзию  калейдоскопа. Зритель с большим  трудом может увидеть в картине  какие-либо реальные предметы.

 

По цветовому решению  произведения футуристов значительно  отличаются одно от другого. Одни художники  использовали чистые и яркие цвета, другие однообразность и серо-коричневый тон. Футуристы стремились отобразить в своих произведениях физические явления – звук, скорость, энергию, что привело их к абстрактному искусству. Это, в свою очередь, повлекло за собой создание пластических, цветовых, динамических композиций, которые не передавали какого-либо определенного  содержания. Задача этих композиций –  вызывать свободные ассоциации, порождающие  у зрителя эмоции и мысли. Геометрические мотивы использовались как знаки  непостижимого, высшего духовного  начала мироздания.

 

К началу Первой мировой войны  это течение стало все больше сближаться с кубизмом. Затем эксперименты над разложением движения и формы  привели художников к беспредметной  живописи, к которой они были привержены на закате футуризма. Он устарел уже к 20-м годам ХХ века и стал той самой "классикой", от которой так усердно отказывался в начале своего пути.

 

Последний раз футуристы  громко заявили о себе в 1924 году. Они объявили себя начинателями нового художественного восприятия и выдвинули  понятие – «всемирный футуризм», причислив к нему художников из разных школ.

 

В России к футуристам относят  художников поддержавших новое течение, таких как М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, К.Малевич. Русские художники футуристы  объявили себя независимыми от западных. Они отличались от западных своей идеологией. Они воспевали не превосходство машин над людьми, не воспевание техники, а возмущались одиночеством человека среди машин. В своих произведениях русские художники часто обращались к опыту народного и традиционного искусства. Они стремились определить пульс современной жизни во всей её простоте. Большинство художников, пережив увлечение футуризмом в начале своего творческого пути, в более зрелом возрасте вернулись к традиционной живописи.

 Основные признаки  футуризма:

 

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

 

 — отрицание культурных  традиций, попытка создать искусство,  устремленное в будущее;

 

 — бунт против привычных  норм стихотворной речи, экспериментаторство  в области ритмики, рифмы, ориентация  на произносимый стих, лозунг, плакат;

 

 — поиски раскрепощенного  «самовитого» слова, эксперименты  по созданию «заумного» языка; 

 

 — культ техники,  индустриальных городов;

 

 — пафос эпатажа

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш, Рене Шутценбергер.

 

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) французского поэта Жана Мореаса. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и преходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.

Информация о работе Лекция по "История Искусств"