Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:38, курсовая работа
Цель исследования: исследовать нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить основы нравственно-эстетического воспитания.
2. Раскрыть нравственно-эстетическое развитие личности
3. Изучить методы нравственно-эстетического воспитания.
4. Проанализировать педагогические условия нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства
5. Изучить методики нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 4
1.1. Основы нравственно-эстетического воспитания 4
1.2. Нравственно-эстетическое развитие детей 10
1.3. Методы нравственно-эстетического воспитания 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 26
2.1 Педагогические условия нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства 26
2.2.Методики нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации художественно-творческой деятельности. Художественно-творческая деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их умения и навыки. При этом художественно-творческая деятельность должна быть направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.
Дошкольные учреждения играют важную роль в интеллектуальном, эмоциональном, творческом и личностном развитии детей. Существенной особенностью программ нравственно-эстетического воспитания является содержательное единство творческого познания, ассоциативного мышления и эвристической деятельности, ориентация на социально-нравственные аспекты, как при восприятии явлений искусства, так и в собственных оригинальных творческих опытах детей.
Методы нравственно-эстетического воспитания зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
В принципе, эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы и пр. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их поведение, повадки, на нравственную оценку поступков и пр.
Н. А. Ветлугина указывает, что по тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [2, с.26].
Меняются методы нравственно-эстетического воспитания и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки. Но в любом случае воспитатель заботится и о нравственной стороне воспитания.
Существо методов нравственно-эстетического воспитания зависит также от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.
Итак, мы видим много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать методы трудно, поскольку, как уже отмечено, они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, воспитатель использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий. Подчеркивая, что дети проявляют заботу о рыбках, воспитатель развивает нравственные чувства детей.
Н. А. Ветлугина [2] определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
— метод побуждения к сопереживанию, нравственно и эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
Особенность метода убеждения применительно к нравственно- эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать, в равной мере, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.
Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.
Важно знать, что методы убеждения и приучения в нравственно- эстетическом воспитании не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.
Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Как ни важно непосредственное общение ребенка с прекрасным, одного этого недостаточно. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования личности будущего строителя коммунизма. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям. Рассматриваемые методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по-своим, детским, но законам красоты. Д. Б. Кабалевский говорит: «Прекрасное пробуждает доброе» [2, с.19].
В целом в системе методов приобщения детей к нравственно- эстетическим ценностям можно выделить пять основных:
- эвристический (проблемно-поисковый метод) - основной метод развития творчества; выдвигает мотивирующее отношение к процессу обучения, которое рассматривается как совместная заинтересованная деятельность педагога и воспитанников в процессе познания; позволяет осознать и прочувствовать творческую задачу, что создает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности;
- объяснительно-иллюстративный (беседа, лекция, рассказ, ведущие к усвоению готовых знаний);
- наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) метод используется для усиления впечатления от произведений разных видов искусства;
- репродуктивный (организованное повторение на основе серии упражнений);
- эмпирический (метод подражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д.) [14, с.112].
Все методы тесно связаны между собой. Поэтому важным фактором, характеризующим программы нравственно-эстетического воспитания, является интеграция различных методов художественно-эстетического образования между собой, их использование в тематических блоках, что способствует расширению знаний о предмете изучения, а также нравственно-эстетическому развитию детей.
Практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе творческих занятий различных видов, среди которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная и взаимопроникающая [1].
.
1. Линейная. Сущность данной формы заключена в познании какой-либо духовной ценности на примере произведений искусства различных видов, стилей, жанров, эпох. Таким образом, ребенок, присваивая данную ценность, "выстраивает" своеобразную линию из художественных впечатлений, не ограниченную рамками какого-либо вида искусства, временными рамками, а затем уже осознанную, прочувствованную, реализует эту ценность в своем творчестве. Такая форма приобщения к мировому духовному наследию видится нам наиболее приемлемой исходя из космополитичности, всеобщности самих духовных ценностей, существовавших во все времена, существующих и ныне. Как показывают исследования, осуществление работы с детьми данным способом требует от педагога обеспечить гармоничность развития интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сфер личности, а также разнообразие содержания изучаемого материала.
2. Индуктивно-дедуктивная. Особенность этой формы состоит в том, что познание ценности происходит в разных видах деятельности двумя возможными путями: от частного к общему (педагог на основе различных примеров произведений искусства, игровой деятельности, собственного жизненного опыта и т.д. дает характеристику какому-либо качеству, затем определяет его как общее понятие) или от общего к частному (педагог дает детям определенное понятие, затем подтверждая его примерами какой-либо деятельности, поведения, давая ему характеристику на примере различных видов искусств).
3. Контрастная. Отличается от первых двух форм тем, что познание какой-либо ценности осуществляется «от противного». При данной форме организации педагогического процесса очень важно помнить о мотивационном принципе: ребенок должен почувствовать и осознать, почему ценность, познаваемая им на контрасте, вызывает уважение у других людей и собственную положительную самооценку.
4. Взаимопроникающая. Характеризуется организацией одного вида деятельности, в которую органично вплетаются другие виды. Эта форма, используемая во многих новаторских разработках предполагает одновременное использование нескольких видов художественного творчества. Особенность этой формы состоит еще и в том, что данная форма может быть использована одновременно с одной из вышеперечисленных.
Выводы. В целом в системе методов приобщения детей к нравственно- эстетическим ценностям можно выделить пять основных: эвристический (проблемно-поисковый метод); объяснительно-иллюстративный (беседа, лекция, рассказ, ведущие к усвоению готовых знаний); наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) метод используется для усиления впечатления от произведений разных видов искусства; репродуктивный (организованное повторение на основе серии упражнений); эмпирический (метод подражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д.).
Все методы тесно связаны между собой. Поэтому важным фактором является интеграция различных методов нравственно-эстетического воспитания между собой, их использование в тематических блоках, что способствует расширению знаний о предмете изучения, а также нравственно-эстетическому развитию детей.
Развитие нравственно-эстетической культуры происходит в процессе системного приобщения ребенка к миру искусства и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом дошкольника, обеспечивающее органичное вхождение ребенка в многогранный мир искусства.
Задачи
работы педагога при этом
1. Выработка у детей потребность в приобретении знаний.
2. Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность и приобщения их к эстетической культуре.
3. Развитие у них вкуса, творческих способностей.
4. Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности (формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, обоняния) на основе сенсорных эталонов; расширение эмоционального опыта; формирование представления о звуке, цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах) [18, с.33].
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств [12, с. 8].