Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. Данная тема является актуальной, потому что уроки русского языка, литературного чтения, на которых используется живопись, способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию, обучению средствами изобразительного искусства; на них учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, приобщиться к русской культуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся посредством искусства 5
1.2.Развитие чувств и эмоций в общении с пейзажной живописью 9
1.3.Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературного чтения с использованием пейзажной живописи и с учётом психологических особенностей школьника 11
ГЛАВА 2. методика обучения в содружестве с пейзажной живописью 14
2.1.Анализ школьной программы по русскому языку и литературному чтению 14
2.2. Методика уроков литературного чтения с применением живописи 17
2.3. Живопись и методика уроков русского языка 21
2.4. Методические рекомендации к урокам развития речи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чудаевой Ольги(переделанная)..docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Пензенской области «Белинский многопрофильный колледж»

 

 

Курсовая работа

Тема: Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания

 

 

                                                                         Выполнила:

                                                                         Чудаева О.В

                                                                         Студентка 3 курса «А»

                                                                         Специальность:

                                                                        «Преподавание в начальных

                                                                         классах с дополнительной                  

                                                                         подготовкой в области                 информатики»

                                                                         Научный руководитель:

                                                                         Садова М.Н

 

Белинский, 2013                       

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ                                       5 

1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся посредством искусства                                                               5

1.2.Развитие чувств и эмоций в общении с пейзажной живописью             9    

1.3.Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературного чтения с использованием пейзажной живописи и с учётом  психологических особенностей  школьника                                                11    

ГЛАВА 2. методика обучения  в содружестве с пейзажной живописью                                                                                                                                              14

2.1.Анализ школьной программы  по русскому языку и литературному  чтению                                                                                                           14

2.2. Методика  уроков литературного чтения  с применением живописи 17

2.3. Живопись и методика  уроков русского языка                                    21

2.4. Методические рекомендации к урокам развития речи                        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           34

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                          36                                                  

 

       

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это  весьма сложная педагогическая задача. Данная тема является актуальной, потому что уроки русского языка, литературного чтения, на которых используется живопись, способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию, обучению средствами изобразительного искусства; на них учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, приобщиться к русской культуре.

Основными задачами работы с пейзажной живописью являются:  формирование правильного мировоззрения школьников, развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитание широкой художественно – эстетической культуры и художественного вкуса. Важная роль при их решении отводится изучению мировых достижений изобразительного искусства. Внимание к живописи побуждает у учащихся интерес к искусству, открывает путь правильного понимания произведений искусства, развивает умение видеть красивое в природе,  окружающей жизни.

В ходе обучения производится анализ произведений  изобразительного искусства, что позволяет развивать процесс мышления: школьники систематизируют полученные знания – итогом занятий является формирование индивидуальности, личности.

Эстетические чувства учащихся успешно развиваются в процессе работы над картинами. Дети в ходе беседы учатся выражать свои мысли и чувства, но при проведении уроков с применением живописи учителя начальных классов испытывают трудности.  Вопросам, связанным с проблемой эстетического воспитания и обучения на уроках русского языка и литературного чтения, предшествует работа  с живописью.

  Объектом исследования является  процесс воспитания у школьников эстетических чувств, культуры, художественного вкуса, наблюдательности, гармоничного развития личности с использованием живописи, его теоретическое обоснование.

Предмет исследования – методика обучения с использованием живописи как фактор эстетического развития школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Цель исследования: дать теоретический материал по данной теме;  разработать методику обучения с использованием живописи на уроках русского языка и литературного чтения; помочь учителю начальных классов эффективно осуществлять связь уроков литературного чтения, русского языка с живописью с целью эстетического воспитания, развития учащихся;  дать методические рекомендации к урокам развития речи.

Задачи исследования состоят:

- в анализе теоретического  и практического аспектов проблемы;

- в изучении педагогической, психологической и методической  литературы по исследуемой проблеме;

- в разработке методических  средств обучения: уроков с применением живописи.

Гипотеза исследования:

при реализации психолого-педагогических  условий, грамотном использовании методик, гуманном подходе к ребёнку можно добиться успехов в обучении и воспитании посредством живописи.

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ   НА  УРОКАХ      РУССКОГО ЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ                                                                             

1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся посредством искусства на уроках русского языка   и  литературного чтения             

Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства. Все это показывает, какое огромное значение  придается эстетическому воспитанию общества и особенно подрастающего поколения. Эстетические чувства учащихся успешно развиваются на уроках эстетического цикла – на уроках русского языка и литературного чтения, на которых учитель использует живопись.[13, c.56]

 Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека. [16, c.152]

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Значение слова «эстетика» происходит от греческого aisfliesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство, поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного и в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле эстетическое воспитание состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков. [19, c.36]

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит включение в программу школьного обучения литературы, рисования, музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.[15, c.47]

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества, важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо научить учащихся воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.[19, c.59]

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение учащимися знаний, связанных с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящиеся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности, выработать у них умение анализировать содержание произведений искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся высоких художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить учащихся чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также эстетическую требовательность к культуре поведения.[18, c.81]

Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений на уроках русского языка и литературного чтения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играют пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо обладать умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки литературного чтения, русского языка, владеть навыками музыкального и изобразительного искусства. Художественная подготовка учителя,  его компетентность в различных видах искусства не только порождают у детей развитие интереса к живописи, но и возбуждает у них потребность в приобщении к искусству. [1, c.284]

Для воспитания художественных восприятий у школьников в работе с пейзажной живописью на уроках русского языка и литературного чтения существенное значение имеет использование приема сравнения при рассматривании  картин  и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся является знакомство с творческой деятельностью художников, оно позволяет приобщиться к художественному творчеству и понять его.[13, c.152]

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем.[7, c.382]

Соприкосновение с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. Правдиво передавая красоту природы и вместе с тем выражая эмоциональное отношение к ней художника, пейзаж является и важным средством воспитания любви к Родине. «Зовите меня варваром в педагогике, - говорил К. Д. Ушинский, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».[23, c.9]

Итак, учителю следует знать психолого-педагогические   особенности эстетического воспитания школьника, самому быть художественно подготовленным, чтобы умело строить работу на уроках  русского языка, литературного чтения с использованием живописи.

1.2.Развитие чувств и эмоций в общении с пейзажной живописью на    уроках русского языка   и  литературного чтения

Одной из задач учителя в работе с картиной является точная передача выражения чувств. Важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, являются эмоции. Переживание ученика во время работы над картиной предполагает 2 наиболее существенных компонента:

а) эмоциональное переживание от объекта изображения;

б) общее эмоциональное состояние, выражающееся в легкости эмоционального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального возбуждения.

Работая с картиной на уроках литературного чтения, русского языка  нужно обучать школьников понимать чувства художника, то, что он хотел передать в своём искусстве, учить понимать красоту окружающего мира и желание его беречь, жить в гармонии с окружающей природой.[14, c.92]

Информация о работе Пейзажная живопись на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе как средство обучения и воспитания