Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:43, курсовая работа
В таком понимании режиссерское искусство сформировалось сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помрежа (помощника режиссера). Творческие функции, составляющие главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя, обычно явочным порядком, кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы — автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер.
Крайне важным в становлении и развитии теории режиссуры было появление в 20-30-е годы целого ряда театроведческих работ сначала об отдельных театрах, а затем о ведущих режиссерах: это книги Н.Эфроса о МХТ, А.Гвоздева о театре Мейерхольда, Б.Алпер-са "Театр революции" и "Театр социальной маски", К.Державина "Книга о камерном театре", целая серия исследований и воспоминаний о Станиславском (работы Н.А.Попова, Ф.Ф.Комиссаржевского, Л.Я.іуревичг, первое научное театроведческое исследование В.Я. Виленкина "Вя.И.Немирович-Данченко. Очерк творчества , двухтомная монография Н.Д.Волкова "Мейерхольд"4, Б.Е.Захавы "Вах-тангов и его студия"0, Н.Г.Зографа "Вахтангов"0, ряд статей о
1933. 1 История советского
Попов Н.А. О Станиславском. - М., 1948. Комиссаркевский Ф.Ф. Творчество актера и теория Станиславского. - Пг., 1916. :Суревич Л.Я. К.С.Станиславский. -М., 1929; К.С.Станиславский. - В кн.: Мастера МХАТ. - М.-Л., 1939. w Виленкин В.Я. М.И.Немирович-Данченко. Очерк творчества. -М., 1941. 4 Волков Н.Д. Мейерхольд : В 2-х т. - М.-Л., 1929. Захава Б.Е. Вахтангов и его студия. - Л., 1927. 6 Зограф Н.Г. Вахтангов. - М.-Л., 1939. - 18 -Станиславском, Мейерхольде, Вахтангове П.А.Маркова и другие.
Предвоенный этап в развитии советского театроведения, таким образом, достаточно полно охватил и осмыслил театральный процесс в целом, выявил его основные идейно-эстетические течения и осуществил анализ индивидуальной неповторимости и творческой направленности ведущих режиссеров страны К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, В.Э.Мейерхольда, А.Я.Таирова, Е.Б. Вахтангова. Вся эта огромная работа советских театроведов предвоенного времени включала в себя и осмысление теоретических позиций советской режиссуры.
Обобщая значение театроведческих трудов по истории и теории режиссуры, Анастасьев отмечает, что при значительном количестве недостатков, проявившихся в них, в целом названный круг работ констатировал существенные свойства ооветской режиссуры предвоенного периода: "Режиссер вошел в советский театр не только как "автор спектакля", создатель и организатор целостного художественного произведения, не только как педагог, но и как идеолог... Дцейные и творческие позиции режиссера, как и любого художника, неразрывны ... й уж само то, что крупнейшие советские режиссеры, как и театроведы, приняли революцию, было историческим фактом"1.
Сама по себе констатация этих главных обстоятельств развития советской режиссуры давала несомненный богатый материал дои понимания особой природы режиссерского творчества, исследования его как процесса, выявления его главных этапов. Но, ведь, кроме собственно театральной практики, театроведением были осмыслены и теоретические позиции режиссуры, выявлены и сопоставлены взгляды режиссеров на свою профессию, ее роль в организации те-
История советского театроведения, - М., 1981, с.236-237. - 19 -атрального дела. Главные, узловые проблемы теории режиссуры на этом этапе были не только остро поставлены, но и решены. Это проблемы - театр и революция, природа режиссерского творчества, режиссер и драматург, режиссер и актер. Важнейшим свойством высказанных в предвоенные годы идей о новом театре было утверждение направленности режиссуры на творческое раскрепощение актера. "Моя работа как режиссера и актера протекала отчасти в плоскости внешне-постановочной, но главным образом, в области душевного актерского творчества", - писал К.С.Станиславский1. "Одно из моих любимых положений, которые я много раз повторял, что режиссер должен умереть в актерском творчестве", - утверждал В.И.Немирович-Данченко . Гвоздев особенно подчеркнул в своей работе о Мейерхольде, что "другой задачей (его творче-ства - В.Н.) являлось общественное перевоспитание актера" . Ццинонаправленность режиссуры в ее практических исканиях и идеях режиссерского театра, несмотря на то, что складывалась она в острых противоречиях систем, методов, теорий, выступала в предвоенные годы, как главное свойство театрального процесса и вполне обеспечивала возможность дальнейшего углубления теории режиссуры, развития ее отдельных проблем.
В послевоенном периоде развития советского театроведения появляется значительное количество театроведческих трудов по истории отдельных театров, творчестве режиссеров предвоенного времени и тех мастерах советской режиссуры, чья деятельность определяла театральную ситуацию 50-70-х годов. В их числе моно- х Цит. по кн.: История советского театроведения. - М., 1981,с.226. 2 Там же, с.266. 3 Там же, с.261. - 20 -графические работы К.Л. Рудницкого о Мейерхольде1, ряд исследований о Станиславском (В.Н.Прокофьев, Н.Н.Сибиряков, Е.И.Поля-кова, М.Н.Строева, Н.А.Крымова) , книга Ю.А.Головашенко о Та-ирове .
В 60-70-е годы советское театроведение начинает последовательную разработку вопросов теории и истории режиссуры, осуществленную в целом раде сборников и очерков по проблемам теории и практики режиссуры4. Ряд статей в них имеет принципиальное значение для нового уровня понимания природы и особенностей профессии режиссера, творческого процесса создания спектакля, специфики режиссерского замысла. В их числе предпринятое по инициативе С.В.Владимирова многотомное, незавершенное еще исследование теории и практики советской режиссуры, открывшееся публикацией сборника "У истоков режиссуры"5 и продолженное затем серией сборников о проблемах теории и практики русской со- х Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. - М., 1969; Мейерхольд. - М., 1981. * Прокофьев В.А. В спорах о Станиславском. - М., 1980. Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского. - М., 1974. Полякова Е.И. Станиславский. - М., 1977. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского (I898-I9I7). -М., 1973; (1917-1938). -М., 1977. Крымова Н.А. Станиславский режиссер. - М., І97Ї.
Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. - М., 1970. 4 Вопросы режиссуры. - М., 1954; Мастерство режиссера. -М., 1956; Режиссер и коллектив. - М., 1961; Режиссер, коллектив, спектакль. - М., 1961; Режиссура в пути. - Л.-М., 1966. У истоков режиссуры. - Л., 1976. - 21 -ветской режиссуры. К числу этих работ, несомненно, необходимо приобщить и работы самого Владимирова, книгу "Действие в драме" и посмертно изданный в 1975 г. сборник его наследия "Драма. Режиссер. Спектакль" . В статьях "Об исторических предпосылках возникновения режиссуры", "Театральные размышления", "О творческой режиссуре", "Сегодня, сейчас, здесь ..." (три последние шлели ранее журнальную публикацию), по сути дела, последовательно обобщены и развиты идеи великих режиссеров советского театра, создана первая научная концепция проблемы "творческая режиссура".
Оценивая значение трудов Владимирова в развитии театроведения на современном этапе, автор послесловия Е.С.Калмановский подчеркивает как важнейшие свойства его работ "... прежде всего идеи обусловленности всех сторон произведения искусства социально-историческими обстоятельствами; представления о художественной целостности произведения, то есть сложной соотнесенности и взаимосвязи всех его моментов; понимание диалектики внешнего и внутреннего в произведении ..." и показывает, что Владимиров считает настоящим только тот театр, в котором имеет место подлинное ежедневное творчество актера ... Творческой режиссурой Владимиров называет создание в спектакле именно "реальных сценических отношений", целеустремленную активизацию актера - художника и гражданина.
Предложенная Владимировым концепция "творческой режиссуры" позволяет утверждать, что на сегодняшнем уровне научного знания осуществлено единство подхода к проблеме со стороны самих режи- ± Владимиров СВ. Действие в драме. - I., 1972; Драма. Ре жиссер. Спектакль. -І., 1976.
Владимиров СВ. Драма. Режиссер. Спектакль. - Л., 1976. - 22 -ссеров и теоретиков театра, сформулирована методологическая платформа для построения теории режиссуры в целом и решения ее отдельных проблем.
Работы Владимирова, естественно, не единственные, отличающиеся концептуальностью подхода к проблемам режиссуры. К числу созвучных Владимирову по пафосу и теоретической выстроенности работ принадлежат и книги С.Л.Цимбала , появившиеся в 70-80-е годы работы по теории драмы, внесшие существенные коррективы в понимание самой природы театра. Это исследования Г.Д.Гачева, р Сахновского-Панкеева, А.А.Карягина, В.Е.Хализева, В.Б.Блока .
Крайне важным в них для разработки проблемы замысла является новый уровень понимания театральности как явления эстетического и драматизма как свойства театра (а отнюдь не только драматургии как рода литературы). Именно в контексте новых представлений о театральности, драматизме, театральном синтезе проблема замысла начинает высвечиваться тоже по-новому. В концепциях теоретиков сегодняшнего театра режиссура проявляет себя как самостоятельное искусство, результатом которого является межвидовая форма режиссерской драматургии. "Современный драматический театр нуждается не только в диалогической, но и в сценарной форме драматургии... Режиссерская партитура для актеров - это завер- х Цимбал С.Л. Разные театральные времена. - Л., 1969; Театральность. Время. - Л., 1977.
Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр). - М., 1968. Сахновский-Панкеев В.А. Драма (Кон фликт. Композиция. Сценическая жизнь). -Л., 1969. Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. - М., 1971. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М., 1978. Елок В.Б. Диалектика театра. -М., 1983. . - . - 23 -шенное драматургическое произведение, тогда как для читателей она выступает как промежуточное явление, своего рода набросок будущего спектакля уже не художественная литература как тако- вая, но еще не произведение театрального искусства .
Ряд диссертационных исследований последних лет, в частности Ю.В.Соболева и Т.А.КлявиноІг, вносят существенный вклад в исследование проблемы режиссерского замысла.
Первое - развертывает вполне убедительно гипотезу психологии режиссерского творчества в работе над замыслом и предлагает последовательную пространственно-временную схему его. Во второй диссертации сформулирован ряд положений, имеющих несомненное методологическое значение в разработке проблемы замысла. В частности Т.А.Клявиной отмечена актуальность исследования спектакля как идейно-художественной целостности, подчеркнута необходимость единства идейного типа во всех слагаемых спектакля, которое обусловливает идеологический характер всех компонентов произведения, выявлен характер целенаправленности спектакля, охарактеризованный диссертантом "... как последовательное развитие единства общей идеи спектакля и творческой активности всех компонентов, создающих сценическое произведение.
Особое место в разработке проблемы творческого процесоа создания произведения искусства принадлежит марксистско-денин- х Хализев Б.Е. Драма как явление искусства. - М., 1978, с.208.
Соболев Ю.С. Режиссерский замысел как творческий процесс. - Л., 1975. Клявина Т.А. Ццейно-художественная целостность современного спектакля: Автореф. диос. ... канд. искусствовед. -Л., 1981, с.8. з Громов Е.С. Художественное творчество. - М., 1970. - 24 -ской эстетике. Наиболее общие закономерности творческого процесса нашли отражение как в фундаментальных исследованиях, так и в монографических трудах, в числе которых следует отметить несколько последних изданий, таких, как работы Е.С.Громова "Художественное творчество , Б.С.Мейлаха "Талант писателя и про- цесс творчества" , Г.Л.Ермаш "Творческая природа искусства"^ и другие.
Исторический опыт изучения художественно-творческого процесса широк и многообразен, истоками своими уходит в античную философию, получил существенное развитие в немецкой классической философии, является одной из центральных проблем современной буржуазной эстетики (психоаналитическая концепция, интуити-вистская модель и др.).
Марксистско-ленинская эстетика, рассматривая искусство как деятельность, художественное творчество определяет как процесс, словами Маркса, "угасающий" в своем продукте (произведении), которое и является носителем художественной ценности. Процесс создания произведения искусства, как одна из форм человеческой деятельности, воплощает в себе общие закономерности деятельности, начальным этапом которой является зарождение замысла произведения. Этот этап, с точки зрения марксистско-ленинской эстетики, общий и обязательный момент не только художественного творчества, но всякой деятельности. "Специфическим же в каждом случае может быть только характер замысла, его структура, которая должна соответствовать структуре созидаемого произведения". 1 Громов Е.С. Художественное творчество. - М., 1970. р Мейлах Б.С. Талант писателя и процесс творчества. - Л.,
1968. з Ермаш Г. Л. Творческая природа
искусства. - М., 1977. 4 Каган М.С. Лекции
по марксистско-ленинской
Представляется необходимым подчеркнуть особое значение диссертации Г.А.Праздникова "Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности", защищенной в 1974 г.. Проблеме замысла в работе посвящен раздел, в котором замысел рассматривается в рамках специфики художественной деятельности на стадиях непосредственно-чувственного контакта художника с миром в формах восприятия, художественного видения, на уровне психологических механизмов формирования идеального художественного образа. В работе выявляется направленность содержания художественного произведения, реализующая творческую активность автора.
Таким образом, постановка проблемы вполне задана практикой и теорией режиссуры, современной советской эстетикой, искусствоведением, театроведением. И не только задана, но и определяет необходимые аспекты исследования проблемы режиссерского замысла.
История отечественной режиссуры, хотя и не представшая пока в исследованиях как последовательно развернутый на всех его
I., 1971, с.447. 1 Праздников Г.А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности: Диес. ... канд.филос. наук.
Информация о работе Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину