Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи: 1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания детей средствами искусства. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей и подростков к искусству.
стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Основы эстетического развития детей и подростков…………….
1.1. Сущность эстетического воспитания……………………………….
1.2. Роль искусства в эстетическом становлении личности…………...
1.3. Детские школы искусств: анализ проблем жизнедеятельности и пути развития……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Детская школа искусств в городе …………………………………
2.1. Формирование эстетической личности в детской школе искусств.
2.2. Роль музыкального образования в эстетическом воспитании …...
2.3. Воспитание изобразительным творчеством ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..
1.2. Роль искусства
в эстетическом становлении
Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают своё эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы».19 Искусство …даёт огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их в такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своём месте и назначении в жизни».20
Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая своё произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство.
Встреча с произведениями искусства, бесспорно, не делает школьника сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания запоминается, оставляет неизгладимым след в душе и ребёнку хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Жизненный опыт ребёнка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребёнка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Рассматривая вопрос эстетического
воспитания средствами искусства необходимо
учитывать возрастные особенности
школьников. Нельзя требовать от ребёнка,
чтобы он оценил картину Рафаэля
«Сикстинская мадонна», но можно и
нужно так развивать его
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объёмную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру: «Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное полотно, скажем «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Всё это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд её трудно уловим, что младенец серьёзен. Мадонна как будто стоит на месте и идёт вперёд. И все-таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии человека с миром и представление о человеке как о центре природы. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несёт в жертву людям… В движении её рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребёнка, вместе с тем ощущение того, что сын её принадлежит только ей…».22
Приведённый отрывок подтверждает тезис о том, что каждый вид искусства в целом обращен к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого состоит в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребёнка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Способности ребёнка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь не одинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно, без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребёнка будут развиваться более или менее равномерно.23
Искусство, действуя через психофизиологический механизм, является мощным, стимулирующим общественную деятельность человека средством. Отсюда вытекает объективная закономерность и необходимость формирования нравственных взглядов человека при помощи искусства. С этой точки зрения искусство есть неотъемлемый компонент нравственного воспитания, и в этом также состоит одна из важнейших его функций, определяющих место искусства в системе воспитания.
Искусство активно способствует организации жизни человека, пробуждает у него внутренние стимулы, расширяет его кругозор и даёт определённые примеры для подражания. Благодаря своему содержанию, искусство превращается в эффективный метод педагогического воздействия, стимулирующий положительные и тормозящий отрицательные поступки людей.
В различных видах искусства отразились общечеловеческие непреходящие ценности, среди них – гуманизм, коллективизм, труд, семья, патриотизм, доброта, взаимопомощь, сплочённость и др. Искусство входит в жизнь людей как продукт духовной деятельности, формируя сознание человека нравственно и эстетически.24
Таким образом, искусство является эффективным средством формирования нравственных ценностных ориентаций личности и способно оставить глубокий след в её становлении, поможет реализовать возможности, приобщить к накопленному человеческому опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам. Искусство также может стать способом профилактики и коррекции поведения личности, помочь компенсировать негативные психические состояния, регулировать эмоциональные проявления, дать ценный опыт позитивных изменений.25
1.3. Детские школы искусств: анализ проблем жизнедеятельности и пути развития.
17 июня 2011г. был принят Федеральный закон №145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании”26». Изменения определили новый правовой статус детских школ искусств, который устанавливает границу между ДШИ и другими образовательными учреждениями дополнительного образования детей.27
Долгие годы ДШИ функционировали
в системе дополнительного
При разработке Закона РФ “Об образовании” в нём не нашлось места детским школам искусств: они растворились во внешкольном образовании, призванном организовывать содержательный досуг детей.28
Министерство образования РФ, а затем и министерство образования и науки РФ, к которому перешли полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в образовании вообще и в образовании в сфере культуры и искусства в частности, ”не видели” ДШИ. Отсутствие в разрабатываемых документах упоминаний о ДШИ объяснялось “технической ошибкой”. Особенно ярким примером таких “неточностей” являются так называемые СанПиНы, т.е. санитарные правила и нормы для учреждения дополнительного образования детей, разработанные в 2003г. И действующие до сих пор. В них школьное образование в части режима занятий детей в детских школах искусств не представлено. В результате действия данного нормативного акта проверяющие требуют от школ искусств значительно сократить учебные планы, как не соответствующие объёмам времени, разрешённым СанПиНами для внешкольных учреждений. Кроме того, СанПиНы разрешают только получасовое индивидуальное занятие. Совершенно очевидно, что при выполнении таких норм невозможно подготовить музыканта к поступлению в профессиональное учебное заведение.
Исходя из этого, можно было сделать вывод, что государство не заинтересованно в обучении юных музыкантов, танцоров, художников; дополнительное образование в любой момент могло лишиться государственной поддержки и лечь на плечи родителей .Чтобы доказать, что это не так, и сохранить свой статус и программы, ДШИ начали борьбу за выживание. В 2011г. Благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действиям Министерства культуры РФ школам искусств наконец-то определили статус, достойный их миссии, - предпрофессиональное образование. Предпрофессиональное – значит обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусств.
Закон №145 – ФЗ внёс изменения в одну из статей закона “Об образовании”, посвященную образовательным программам. К четырём видам образовательных программ: общеобразовательным основным, общеобразовательным дополнительным, профессиональным основным, профессиональным дополнительным – был добавлен пятый, как разновидность общеобразовательных дополнительных. Этим пятым видом стали дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств.29
Введение в законодательство нового понятия – предпрофессиональные программы – вызвало вопросы у педагогического общества: значит ли это, что все учащиеся детской школы искусств должны готовиться к поступлению в профессиональные учебные заведения? Должна ли школа искусств выполнять “стопроцентный план” по поступлению выпускников в профессиональные учебные заведения?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к истории школы, вспомнить, для чего в начале ХХ века Императорским русским музыкальным обществом повсеместно в России создавались музыкальные классы, как развивало школьную систему Советское государство.
Школьная система создавалась как культурная “питательная среда” для поиска и развития талантливых и одарённых детей. Талантливые и одарённые ученики пополняли ряды профессионалов, менее талантливые и не очень способные становились любителями, заполняли концертные и выставочные залы, театры, музеи.30
Для того чтобы выполнить задачи, поставленные перед школами искусств, для ДШИ были разработаны учебные планы по образцу и подобию учебных планов в профессиональном образовании – с необходимым комплексом предметов, промежуточной и итоговой аттестацией, требованиями к выпускнику, графиком учебного процесса.
Опыт прошлого определяет
особенность
Сложность ситуации для руководителей и преподавателей ДШИ заключается в том, что за последние 20 лет школа искусств находилась в постоянной борьбе за выживание, в ситуации хронического недофинансирования, демографического спада. Всё это привело к отсутствию конкурса при приёме, падению качества образования, “сворачиванию” программ академического образования. В целях самосохранения школам искусств пришлось открывать общеэстетические отделения, где учат “всему понемногу”. 32
Проблемы детской школы
искусств неразрывно связаны с нормами
законодательства, а также социально-
С целью поддержки материально-
ГЛАВА 2. Детская школа искусств в городе.
2.1. Формирование эстетической личности в детской школе искусств.
В современных условиях,
когда социально-экономические
Эстетическая культура –
понятие необычайно сложное и
многогранное. В широком смысле,
«под эстетической культурой понимается
вся совокупность феноменов, институтов,
практик, поведения, мироощущения, текстов
так или иначе относящихся
к актуализации, реализации, фиксации
эстетического опыта
Информация о работе Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе