Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 08:12, реферат
Ее актуальность можно обосновать следующим образом:
- во-первых, не существует одной и наиболее полной теории, которая могла бы объяснить этнические и политические процессы на рассматриваемой территории,
- во-вторых, особенной актуальностью и необъяснимостью в науке обладает вопрос о причинах, последовательности и окончательных результатов великого переселения народов.
Введение………………………………………………………………………………….………...3
1. Историки о великом переселении народов………………………………………….……….4
2. Особенности славянской колонизации. Соседи славян…………………………….………7
3. Феномен славянского этнического единства………………………………………………11
4. Языческая Русь……………………………………………………………………………….13
5. Общественный строй………………………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………………………..19
Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских набегов и были окончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляют теперь слабое и мало развитое племя.
Литовские племена
(литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и
др.), составляющие особую ветвь арийского
племени, уже в глубокой древности (во
II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых
их позднее застали славяне. Поселения
литовцев занимали бассейны рек Неман
и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили
до р. Припяти и истоков Днепра и Волги.
Отступая постепенно перед славянами,
литовцы сосредоточились по Неману и Зап.
Двине в дремучих лесах ближайшей к морю
полосы и там надолго сохранили свой первоначальный
быт. Племена их не были объединены, они
делились на отдельные роды и взаимно
враждовали. Религия литовцев заключалась
в обожествлении сил природы (Перкунь
— бог грома), в почитании умерших предков
и вообще находилась на низком уровне
развития. Вопреки старым рассказам о
литовских жрецах и различных святилищах,
теперь доказано, что у литовцев не было
ни влиятельного жреческого сословия,
ни торжественных религиозных церемоний.
Каждая семья приносила жертвы богам и
божкам, почитала животных и священные
дубы, угощала души умерших и занималась
гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев,
их бедность и дикость ставили их ниже
славян и заставляли литву уступать славянам
те свои земли, на которые направлялась
русская колонизация. Там же, где литовцы
непосредственно соседили с русскими,
они заметно поддавались культурному
их влиянию.
По отношению
к финским и литовским своим соседям русские
славяне чувствовали свое превосходство
и держались наступательно. Иначе было
дело с хазарами.
Кочевое тюркское племя хазар прочно осело
на Кавказе и в южнорусских степях и стало
заниматься земледелием, разведением
винограда, рыболовством и торговлей.
Зиму хазары проводили в городах, а на
лето выселялись в степь к своим лугам,
садам и полевым работам. Так как через
земли хазар пролегали торговые пути из
Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие
на этих путях, получили большое торговое
значение и влияние. Особенно стали известны
столичный город Итиль на нижней Волге
и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа)
на Дону близ Волги. Они были громадными
рынками, на которых торговали азиатские
купцы с европейскими и одновременно сходились
магометане, евреи, язычники и христиане.
Влияние ислама и еврейства было особенно
сильно среди хазар; хазарский хан («каган»
или «хакан») со своим двором исповедовал
иудейскую веру; в народе же всего более
было распространено магометанство, но
держались и христианская вера и язычество.
Такое разноверие вело к веротерпимости
и привлекло к хазарам поселенцев из многих
стран. Когда в VIII столетии некоторые русские
племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи)
были покорены хазарами, это хазарское
иго не было тяжелым для славян. Оно открыло
для славян легкий доступ на хазарские
рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком.
Многочисленные клады арабских монет
(диргемов), находимые в разных местностях
России, свидетельствуют о развитии восточной
торговли именно в VIII и IX вв., когда Русь
находилась под
прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские сами стали нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.
Перечень
соседей русских славян необходимо дополнить
указанием на варягов
,
которые не были прямыми соседями славян,
но жили «за морем» и приходили к славянам
«из-за моря». Именем «варягов» («варангов»,
«вэрингов») не только славяне, но и другие
народы (греки, арабы, скандинавы) называли
норманнов, выходивших из Скандинавии
в другие страны. Такие выходцы стали появляться
с IX в. среди славянских
племен на Волхове и
Днепре, на Черном море
и в Греции в виде военных
или торговых дружин. Они торговали или
нанимались нарусскую
и византийскую военную службу или же
просто искали добычи и грабили, где могли.
Трудно сказать, что именно заставляло
варягов так часто покидать свою родину
и бродить по чужбине; в ту эпоху вообще
было очень велико выселение норманнов
из Скандинавских стран в среднюю и даже
южную Европу: они нападали на Англию,
Францию, Испанию, даже Италию.
Среди же русских славян
с середины IX столетия варягов было так
много и к ним славяне так привыкли, что
варягов можно назвать прямыми сожителями
русских славян. Они вместе торговали
с греками и арабами, вместе воевали против
общих врагов, иногда ссорились и враждовали,
причем то варяги подчиняли
себе славян, то славяне
прогоняли варягов «за
море» на их родину.
При тесном общении славяне варягами можно
было бы ожидать большого влияния варягов
на славянский быт. Но такого влияния вообще
незаметно — знак, что в культурном отношении
варяги не были выше славянского населения
той эпохи.
3. Феномен славянского этнического единства.
Наличие цельной мировоззренческой системы послужило формированию западноевропейского (западнохристианского) суперэтноса. В Восточной Европе сильнейшего динамического напора тогдашних процессов не выдержали гунны, авары, хазары, печенеги и другие, исчезнув с этнической карты. Славянству динамика его тогдашнего существования не принесла катаклизмов благодаря действию такого относительно устойчивого фактора, как славянское этническое единство. Кроме того, проводником стабилизирующих тенденций в Восточной Европе была Византия, переживавшая культурный и военно-политический расцвет и являвшаяся ядром православной культуры. Византия втягивала в орбиту своего влияния - несмотря на неизбежные трения - южных и восточных славян, внося заряд своеобразия в их дальнейшую историю. После того как в 795-796 гг. аварский каганат пал под ударами франков, во главе которых стоял король Карл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвище Великого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение в мире. Важным показателем самосознания славян как этнического целого явилось формирование классического общеславянского языка. На его основе сложился литературный старославянский язык, единый для всех славянских народов. Это непосредственно связано с созданием в 60-х годах IX в. Кириллом и Мефодием славянской письменности. Вскоре вслед за переводами Священного Писания и богослужебных текстов появились первые собственно славянские литературные произведения. До сих пор в исторической и лингвистической литературе широко распространено мнение об исходном единстве всего восточноевропейского славянства, о распространении всех восточных славян из единого центра, каковым признается Поднепровье. В соответствии с указанным представлением находится и господствующая в славянском языковедении концепция, согласно которой в древнейший период (до XIII в.) язык восточных славян был единым, без разделения на диалекты. Последние якобы возникли в эпоху раздробленности русских земель, когда разные княжества и области оказались разделены политическими, экономическими и культурными барьерами. Между тем, еще в начале века высказывалась и иная точка зрения. Так, основываясь на изучении этнографии и диалектологии восточных славян, Д.К. Зеленин утверждал: “южнорусское население (т.е. русское население Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тульской, Орловской и Калужской губернии)... отличается от северорусского (в Новгородской, Владимирской, Вятской, Вологодской и др. губерниях) значительно больше, чем от белорусов”. Из этого он сделал вывод о существовании двух “русских народностей” и, следовательно, четырех восточнославянских народов: “украинцы, белорусы, севернорусские (окающий диалект) и южноруссие (акающий диалект)”. Исторические корни такого этнического деления ученый видел в том, что восточные славяне в VII-VIII вв. распались на три “племени”: “Восточная группа русских, фигурирующая в древнейших рукописях под названием вятичи, проникла на восток и заселила области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала Тьмутаракань -третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр Древней Руси. Северные русские распространились к северу; летописец называет их словенами (на оз. Ильмень возле Новгорода), кривичами и полочанами. Южные русские остались на древней территории, т.е., согласно терминологии летописи, поляне - на Днепре, около Киева, древляне - в Полесье, дулебы - на Буге, уличи и тиверцы - на Днестре, северяне - на Десне, Сейме и Суле, дреговичи - между Припятью и Двиной”. Выводы о неоднородности восточных славян, основанные на этнографических наблюдениях и данных диалектологии, хорошо согласуются с результатами исследования языка берестяных грамот древнейшего периода, предпринятого в последние годы А.А. Зализняком. Он установил существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского не менее чем двумя десятками существенных признаков. В то же время этот диалект был сходен многими элементами с языками балтийских славян, а также сербско-словенской группы южных славян. Таким образом, становится ясно, что начальная история расселения славян в Восточной Европе была более сложной, нежели представлялось ранее. Северо-Западная Русь, сохранившая древние вечевые порядки на многие столетия, вобрала в себя не днепровский, а главным образом западнославянский контингент населения. Северу и Югу были присущи различавшиеся между собой традиции, а Древнерусское государство возникло в результате объединения в IX-X вв. двух систем славянства. К сожалению, письменные источники далеко не всегда дают достаточный материал, чтобы можно было уточнить, о каком именно из указанных групп идет речь в каждом конкретном случае. В частности, это было, вероятно, связано с тем, что цивилизованные соседи не всегда могли отличить их друг от друга, а самих восточных славян гораздо больше занимало не то, что объединяло в этническом плане формировавшийся союзы племен, а локальные различия между собой.
4. Языческая Русь
Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца — Дажьбог или Даждьбог, Хорс, Велес или Волос. Трудно сказать, почему ему давались различные имена: Дажьбога почитали, как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса — как покровителя стад или "скотьяго бога"; "великим Хорсом" по-видимому называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество — Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса, как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, "идолы". Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Замечательно, что варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую, несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, что языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варяги очень легко меняли свое язычество на славянский культ, если не принимали греческого христианства. Князь Игорь, варяг по происхождению, и его варяжская дружина уже клялись славянским Перуном и поклонялись его идолу.
Более культа
видимой природы у русских славян был
развит культ предков, связанный с родовым
бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся
и считался как бы живым покровителем
своего потомства. Его звали родом, щуром
(отсюда наше слово
пращур)
и приносили ему жертвы. Прародительницы
рода назывались рожаницами
и так же почитались, как и род.
С падением родовых связей, когда семьи
обособлялись в отдельных дворах, место
рода
заступил семейный предок — дедушка
домовой,
покровитель своего двора, невидимо
управляющий ходом его хозяйства. Вера
в загробную жизнь, проникавшая весь этот
культ предков, сказывалась и в том веровании,
что души умерших будто бы бродили по земле
и населяли поля, леса и воды (русалки).
Веря в существование таинственных
хозяев человеческих жилищ, славянин искал
таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие),
в воде (водяные).
Вся природа казалась ему одухотворенной
и живой. Он вступал с ней в общение, хотел
участвовать в тех переменах, которые
совершались в природе, и сопровождал
эти перемены различными обрядами. Так
создался круг языческих праздников, связанных
с почитанием природы и с культом предков.
Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали "поворот солнца на лето" особым праздником — колядою (от латинского calendae; другое название этого праздника "овсень" — от "о весень"). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца — проводы зимы, встреча весны ("красная горка"), проводы лета (праздник "купалы"). Одновременно шли праздники и в воспоминание об умерших, носившие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам — "радуница", был летний праздник "русалий", такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили самое язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда — к Святкам, проводы зимы — к масленице, красная горка и радуница — к Святой и Фоминой неделям, "купала" и русалий — к Иванову дню.
5. Общественный строй
Все феодальные
общества были строго стратифицированы,
т.е. поделены на сословия, права и обязанности
которых четко определялись законом как
неравные по отношению друг к другу и к
государству. Каждое сословие имело свой
юридический статус. Рассматривать феодальное
общество как поделенное на исключительно
эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение.
Представитель феодального класса при
всем своем материальном благополучии
мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный
крестьянин. Монашество же проживало в
таком аскетизме и лишениях, что его положение
вряд ли могло вызвать зависть простых
сословий. Рабы и холопы.
Не став преобладающим способом производства,
рабство на Руси получило распространение
только как общественный уклад. На то были
свои причины. Содержание раба обходилось
слишком дорого, долгой русской зимой
занять его было нечем. Неблагоприятные
для использования рабского труда климатические
условия дополнял упадок рабства в сопредельных
странах: не было наглядного примера для
заимствования и распространения этого
института в славянских землях. Его распространению
препятствовали также развитые общинные
связи, возможность получения урожая силами
свободных общинников. Рабство на Руси
носило патриархальный характер. Для обозначения
рабского состояния использовались термины
"раб", "челядин", "холоп".
Впрочем, некоторые историки полагают,
что эти термины разного происхождения:
челядь и холопы были из соплеменников,
рабы - из военнопленных. Кроме плена, источником
рабства было рождение от рабыни. В рабство
попадали также преступники и банкроты.
Зависимый человек (закуп) мог стать рабом
в случае неудачного бегства от своего
хозяина или кражи. Были случаи
самопродажи в рабство.
Правовой статус раба
со временем менялся.
Начиная с XI в. в русском
праве стал действовать
принцип, согласно которому
раб не мог быть субъектом
правоотношений. Он
был собственником господина,
своей собственности
он не имел. За уголовные
преступления, совершенные
холопом, нанесенный
им материальный ущерб
ответственность нес
хозяин. За убийство
холопа он получал возмещение
в 5-6 гривен. Под влиянием
христианства происходило
облегчение участи холопов.
Применительно к XI в.
можно уже говорить
о защите личности холопа
по прагматическим причинам.
Появилась прослойка
холопов, выдвинувшихся
на административной
службе у господина
и имевших право повелевать
от его имени другими
категориями зависимого
населения. Церковь
усиливает преследования
за убийство холопов.
Рабство перерождается
в одну из форм тяжелой
личной зависимости
с признанием за холопами
некоторых прав, прежде
всего права на жизнь
и имущество. Феодалы.
Класс феодалов формировался постепенно.
В него входили князья, бояре, дружинники,
местная знать, посадники,
тиуны и т.д. Феодалы
осуществляли гражданское
управление и отвечали
за военную организацию.
Они были взаимно связаны
системой вассалитета,
собирали дань и судебные
штрафы с населения,
находились в привилегированном
положении по сравнению с остальной массой
населения. Русская Правда, например, устанавливает
двойную виру в 80 гривен за убийство княжеских
слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о самих
боярах и дружинниках она молчит, из чего
можно заключить, что вероятнее всего
за посягательство на их жизнь полагалась
смертная казнь. Господствующий класс
древнерусского общества носил название
"бояре". Наряду с этим, наиболее распространенным
наименованием, в источниках встречаются
и другие: лучшие люди, нарочитые мужи,
княжьи мужи, огнищане. Было два пути формирования
класса бояр. Во-первых, боярами становилась
родоплеменная знать,
выделявшаяся в процессе
разложения родового
строя. Это и были нарочитые
мужи, градские старцы,
земские бояре, выступавшие
от имени своего племени.
Вместе с князем они
участвовали в военных
походах, обогащаясь
за счет захваченных
трофеев. Вторую категорию
составляли бояре княжеские -
бояре-огнищане, княжьи
мужи. По мере укрепления
власти киевских князей
земские бояре получали
из рук князя иммунитетные
грамоты, закреплявшие
за ними в качестве наследственной
собственности (вотчин)
находившиеся у них
земли. В дальнейшем
слой земских бояр полностью
сливается с боярами
княжескими, различия
между ними исчезают.
Княжеские бояре, входившие
во вторую категорию
бояр, были в прошлом
дружинниками князя,
а во время военных походов
становились ядром русского
войска. Постоянно находясь
при князе, дружинники
выполняли различные
его задания по управлению
государством, были
советниками князя по
вопросам внутренней
и внешней политики.
За эту службу князю
дружинники наделялись
землей и становились
боярами. Духовенство.
Его правовое положение как привилегированной
социальной группы оформилось с принятием
христианства, которое стало важным фактором
укрепления отечественной государственности
на начальном этапе ее развития. Христианское
вероисповедание, сменившее язычество,
принесло с собой учение о божественном
происхождении верховной государственной
власти, смиренном к ней отношении. После принятия
христианства в 988 г.
князья стали широко практиковать раздачу
земли высшим представителям церковной
иерархии и монастырям. В руках у митрополитов
и епископов было сосредоточено большое
количество сел и городов, у них имелись
свои слуги, холопы и даже войско. Церковь
получила право взимать десятину на свое
содержание. Со временем она была изъята
из княжеской юрисдикции и стала сама
судить своих иерархов, а также вершить
суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Во главе церковной организации стоял
митрополит, назначавшийся константинопольским
патриархом. При митрополите действовал
собор епископов. Территория страны была
разбита на епархии во главе с епископами,
которых назначал митрополит. В своих
епархиях епископы управляли церковными
делами совместно с коллегией из местных
священников - клиросом. Городское население.
Киевская Русь была страной не только
деревень, но и городов, которых насчитывалось
до трехсот. Города были военными опорными
пунктами, очагами борьбы против иноземного
вторжения, центрами ремесла и торговли.
Здесь существовала организация, подобная
гильдиям и цехам западноевропейских
городов. Все городское население платило
налоги. Церковный устав князя Владимира
говорит об уплате пошлин с мер и весов;
существовал также и особый общегородской
налог - погородие. Древнерусские
города не имели своих
органов самоуправления,
находились под княжеской
юрисдикцией. Поэтому
городского ("магдебургского
права") на Руси не
возникло. Свободные
городские жители пользовались
правовой защитой Русской
Правды, на них распространялись
все ее статьи о защите
чести, достоинства
и жизни. Особую роль
в жизни городов играло
купечество, которое
рано начало объединяться
в корпорации (гильдии),
называвшиеся сотнями.
Обычно "купеческое
сто" действовало
при какой-либо церкви. "Ивановское
сто" в Новгороде
было одной из первых
купеческих организаций
в Европе. Крестьянство.
Основную массу населения составляли смерды.
Некоторые исследователи полагают,
что смердами именовались все сельские
жители. Другие считают, что смерды - это
лишь часть крестьянства, уже закабаленная
феодалами. Русская Правда нигде конкретно
не указывает на ограничение правоспособности
смердов, есть указания на то, что они выплачивают
штрафы, характерные для свободных граждан.
Но всвидетельствах
о смердах проскальзывает
их неравноправное положение
постоянная зависимость
от князей, которые "жалуют"
села со смердами. Смерды
жили общинами-вервями.
Община в Древнерусского
государстве носила
уже не кровнородственный,
а территориальный,
соседский характер.
В ней действовал принцип
круговой поруки, взаимопомощи
Обязанности крестьянского
населения по отношению
к государству выражались
в уплате налогов (в
форме дани) и оброков,
участии в вооруженной
защите в случае военных
действий. В основе формирования категорий
зависимого крестьянства лежало "закупничество"
- договор с господином,
обеспеченный личностью
самого должника. Закуп -
обедневший или разорившийся
крестьянин, попавший
в зависимое положение;
он брал у господина
инвентарь, лошадь, другое
имущество и отрабатывал
проценты с долга. Закуп
сохранял частичную
правоспособность: мог
выступать свидетелем
по некоторым видам
тяжб, его жизнь охранялась
вирой в 40 гривен (как
и жизнь свободного
человека). Oн имел право
уходить от хозяина
на заработки, его нельзя
было бить без "вины"
закон охранял его имущество.
Однако за побег от господина
закуп превращался в
холопа. При князе Владимире
Мономахе положение
закупов было облегчено (ограничение
процентов с суммы долга,
пресечение необоснованной
продажа закупа в холопы
и т.п.).
Заключение
Условия русского юга, благоприятные для развития человеческой деятельности, очень рано привлекали туда разноплеменное население.
На всем пространстве южной России находится громадное количество «древностей», т. е. памятников, оставшихся от древнейшего населения, в виде отдельных погребальных насыпей (курганов), целых кладбищ (могильников), развалин городов и укрепленных мест (городищ), различных предметов быта (посуды, монет, драгоценных украшений) и т. п.
Наука об этих древностях (археология) успела определить, каким именно народностям принадлежат те или другие предметы древности.
Список литературы:
1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Вселенная степь. -М., 1989.
2. Гринин Л. Е. История России с древнейших времен. В 3-х частях. Ч. 1. –Волгоград, 1995.
3. Ключевской В. О. Сочинения в 9 томах, том 1. Курс русской истории. -М., 1987.
4. Платонов С. Ф., Полный курс лекций по русской истории. –С.-П., 1997.
5. Рыбаков В. А. Мир истории. Начальные века Русской истории. -М., 1987.
6. Седов В. В. Восточные славяне в YI-YIII в. -М., 1982.