Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Ко времени I династии Ура относятся две гробницы: в одной был погребен лугаль Мескаламдуг, в другой – некая знатная женщина по имени Пуаби (имя, безусловно, семитское). Пуаби была погребена в подземном сводчатом склепе, где она лежала на спине на деревянном ложе, в плаще из синих лазуритовых бус, в пышном головном уборе из золотых листьев, венков и заколок в виде цветов. Вокруг склепа было выкопано довольно обширное помещение, в котором с серебряными лентами в волосах и в цветных плащах сидели трупы десятков женщин свиты, музыкантш и т.п; усыпленных или добровольно отравившихся. Здесь же найдены арфы тонкой работы, к резонаторам которых были приделаны золотые или серебряные головы быков с лазуритовой бородой. Найдены были также золотые туалетные приборы, доски для игры в кости и разная драгоценная утварь. В засыпанном землей пологом спуске-коридоре, ведшем с поверхности земли в склеп, были обнаружены повозки, скелеты волов и их погонщиков, а также воинов в шлемах-шишаках и с копьями, как бы охранявших вход.

Вложенные файлы: 1 файл

Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга.docx

— 228.02 Кб (Скачать файл)

Тем временем Леонард Вулли  исследует гробницу дальше и приходи  в полный восторг от шумерской  посуды. Арабский стиль возник не вчера  и не сегодня, а много тысячелетий  назад основные принципы, которого как раз и заложили жители Шумеро-Аккадского государства. Столько изящества  утонченности и мастерства приложили  древние мастера к созданию этой казалось бы обычной кухонной утвари, что вкушать из нее надо с особенным трепетом. Все эти, чайники кувшины кастрюли и стаканы неважно из какого металла создавались, но изготовлены были не на коленках кузнецом, а на специальном оборудовании – будь то пресс или токарно-давильный станок. Судя по достаточно большим объемам посуды в захоронениях можно смело говорить о промышленном способе изготовления этих предметов повседневного быта. Но при всем многообразии ритуальной и трапезной посуды обязательно чувствовался Восточный колорит. Как, например, на этом замечательном золотом кубке с высоким длинным носиком, рис. 4.33 из которого можно пить только небесный нектар, но не пиво! «За сундуком стояли жертвенные приношения. Там было много медных, серебряных, золотых и каменных сосудов. Причем среди последних оказались великолепные образчики, выточенные из лазурита, обсидиана, мрамора и алебастра. Один серебряный набор, по-видимому, служил для ритуальной трапезы. Он включал в себя узкий поднос или блюдо, кувшин с высоким горлышком и длинным носиком и несколько высоких стройных серебряных кубков, вставленных один в другой. Среди сокровищ, обнаруженных в этой донельзя загроможденной могиле, оказался еще один кубок — золотой, с насечкой по верху и низу и коваными вертикальными желобами. А также похожий на него сосуд для воды, чаша, гладкий золотой сосуд и две великолепные серебряные головы львов, по-видимому, некогда украшавшие царский трон. 

 

 

 Качество изготовления посуды было настолько высоким, что греки  потом переняли технологию ее изготовления в меру своих способностей, но до конца ее освоить так и не смогли. Гомер даже описал их посуду в своей  Илиаде и Одиссее как неповторимый шедевр фригийских мастеров. Они изготовляли  кратеры — большие сосуды для  вина, фиалы — малые сосуды, кипеллоны, киссибионы, галейсоны (глубокий кубок в форме чаши), депасы и много всего другого. Гомер писал: « Златыми гвоздями, покрытый сверху вниз, четыре ручки он имел высоких, а на них по паре голубиц, сидящих золотых, кивающих друг дружке главами в знак любви. Тяжелым кубок, двоедонный тот был на вес златой, что с трапезы богатой поднять его не смог, не каждый гость желанный наполненный вином». Надо так понимать, что депас тот был литой, поэтому и представлялся эмигрантам с Эллады столь тяжелым. А может, просто доверху наполнен был вином, что оторвать от пола не хватило сил. В Греции такие сосуды были доступны только богам, а здесь почти у каждого третьего в доме были подобные золотые и серебряные сервизы, которые вызывали зависть и восхищение у всех приезжих. Впрочем в те времена когда создавался этот депас, или кратеры, никакой Греции не существовало и в помине – тогда пеласги ходили нагишом и кушали желуди вместе с медом диких пчел. Понятия о красоте они еще тогда не имели, и все достижения шумеров для них были как дары богов. Однако по ту сторону Понта Эвксинского существовала другая цивилизация, в которой люди могли оценить работу арабских мастеров, поскольку те были их учениками. Потому, что северные мотивы присутствуют в шумерских изделиях, но особенно ярко они проявились в ювелирных украшениях. 

 Интересно одно ожерелье, обнаруженное Леонардом Вулли  в одной из гробниц. Оно сделано  из лазурита, сердолика, так любимые  в Египте и на Ближнем Востоке  и золотыми листьями. Работа действительно  блестящая. 

Только складывается впечатление, что это не шумерские мотивы, а  подмосковные «напевы». Листочки так  грамотно изготовлены, да еще и с  прожилками, что несложно догадаться с какого дерева они упали. Это  не пальма и не банановое дерево, а настоящая береза, хотя некоторые  полагают, что это Бук. Возможно, но на березу похоже больше. Наша родная березка с листочками и сережками. Изумительный подарок северных мастеров, был ей особенно дорог, потому, что  был подарен к ее совершеннолетию  одним купцом, торговавшим в Ниппуре сибирскими соболями, выразивший таким образом свое восхищение ее красотой. Очень красивая работа и настолько близка сердцу, что навевает самые добрые чувства. Листочки, как ни странно не похожи один на другой, скорее всего они не штамповались с одной матрицы, а каждый вырезался отдельно. Для такого тонкого прокатанного в вальцах листа, вполне сойдут ножницы по металлу. Ножницы, само собой разумеется, должны быть стальными закаленными. Не исключено, что они выпиливались лобзиком. Тогда это еще более кропотливая работа , но для ювелиров она не представляет особых трудностей, поскольку с этим инструментом они работают каждый день. Естественно, что пилка для лобзика должна быть стальной. Прожилки, вполне возможно, выполнены просто чеканкой. Для большого мастера это не составит особых проблем, а вот низка бус стилизованных под бруньки, гораздо интереснее, рис. 4.34.  

 

 

 Потому, что лазурит в виде цилиндриков просверлен вдоль оси. Сердолик в данном случае просверлить намного проще, так как он представлен в виде шайб. А вот лазурит пришлось сверлить вдоль, что подразумевает помимо большого мастерства еще и наличие определенных слесарных приспособлений, как например тиски с мягкими губками, или вообще на токарном станке деталь зажималась в суппорт. Пальцами такую заготовку удержать довольно сложно. Ну и конечно сверло должно быть только стальным. Операции не очень сложные по нашим представлениям, только все это происходило в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Таким образом, получается, что шумерская цивилизация находилась на одном уровне развития со своими соседями, замыкая с востока ряд государств, образующих единую систему высоко стоящих культур. Они тесно общались между собой. Случались не только войны, но и активно развивалась торговля и обмен опытом во всех областях знаний, искусства и техники. Недаром город Ур был крупным портовым городом, также как Троя и Крит. Возможно, мастера прибывали в гости и по морю, а может быть и караванными путями – не исключены любые варианты, но то, что такие контакты были, нет никакого сомнения. Приезжие мастера с Анатолийского Нагорья, Южного Урала, или Прикубанья с большим интересом работали в Междуречье для местных красавиц. 

Местные традиции требовали  как можно больше украшений для  женщин и ювелиры работали, не покладая рук, что бы удовлетворить необъятный Ближневосточный рынок. Царицы и  придворные леди соревновались друг с другом в количестве украшений  носимых ими как в быту, так  и в торжественных случаях. Мужья  не жалели средств, чтобы их жены выглядели  достойно перед троном, количество золота определяло социальное положение  любого шумера. 

Захоронение Шубад это  наглядное пособие о вкусах и  культуре всего народа, поскольку  с усопшей положили все ее украшения, носимые при жизни, а таких  у нее было немало. В ушах красовались  небольшие сережки в виде гроздьев винограда с перламутровыми вставками. У нее еще имелись и сережки  в виде березовых листочков, также  напоминающие о далекой родине, где  она провела свое детство и  юность. Они также были инкрустированы лазуритом, отчего ножка листа получилась полосатой с чередованием темно-голубого с золотым цветом. Пусть они  были и просты со своими незатейливыми  крючками в виде вальцованной серебряной проволокой, вставляемые в уши, зато надежны и милы. 

 Средиземноморский жемчуг  с анатолийским сердоликом и  лазуритом на шее царицы смотрелись  особо привлекательно. Такой ансамбль  лишний раз свидетельствовал  об отменном вкусе хозяйки  и ее высоком положении. Останки  покойной царевны Шубад, на  деревянных носилках были укутаны  в усеянный бусами из золота, серебра и драгоценных камней  плащ. На голове лежал сложный  убор из золотых лент с подвесками  из лазурита. Золотые серьги имели  форму полумесяца. И снова ожерелья  и бусы. 

 Создавая декоративные  венки, диадемы, ожерелья, браслеты, разнообразные заколки и подвески, местные мастера использовали  в основном комбинацию трех  цветов. Синий (лазурит), иногда голубой  в виде бирюзы, красный (сердолик) и желтый (золото). При выполнении  своей задачи они достигли  такой изысканности и тонкости  форм, такого абсолютного выражения  функционального назначения предмета  и такой виртуозности в технических  приемах, что эти изделия по  праву могут быть отнесены  к шедеврам ювелирного искусства.  

Именно южная Месопотамия  была основным поставщиком сердолика, так необходимого для ювелирных  нужд. Город Ур в свою очередь  активно торговал с Востоком, Индией Бактрией и Китаем. Эти государства, конечно, не могли соперничать с  мировой пятеркой лидеров, и являлись лишь сырьевыми придатками, поставляющих на мировой рынок конца Неолита  начала «бронзового века» полудрагоценные  камни и специи. Индия и Бактрия, то есть современный Пакистан, поставляли сердолик, лазурит возможно уже тогда  стали добывать знаменитые рубины. Но как-то на сегодняшний день не встречается  украшений относящихся к тому времени с такими камнями. Китай, по всей видимости, поставлял Нефрит. Торговля осуществлялась как по суше, так и по морю. Ур наряду с Эламом как раз и являлся восточным  форпостом «великолепной пятерки», являвшихся самыми развитыми государствами того времени. И потому диктующие свои условия всем остальным народам, не достигшим того поразительного прогресса который был у них. И потому, действительно еще пребывавших в позднем каменном веке. Может каменные топоры и молотки троянцы, египтяне или шумеры собирали как сувениры, от диких аборигенов приносящим им золото в обмен на какие-нибудь стекляшки и прочие безделушки. А золота действительно требовалось все больше и больше, поэтому шла постоянная борьба за основные сырьевые ресурсы. Но также совсем нелишне была медь, олово, железо. 

Но такие металлы, конечно, экспортировались не с востока, а  с севера, основными поставщиками могли быть не только Металлургические центры Анатолийского нагорья, но не в последнюю очередь Гиперборея – Скифия – Русь, ну и конечно Фракия, то есть северные Балканы. Ведь именно там открыты самые искусные изделия из золота, изготовленные по всем правилам металлургического производства относящиеся к V - IV тыс, до н.э. 

 В связи с этим, имеются  все основания полагать, что царица  Шубад, это русская принцесса.  Только по этой причине можно  объяснить такое многообразие  славянских мотивов в шумерской  гробнице – сани медведи и  березовые листочки. Но и конечно  образ быка, как показатель древности  цивилизации присутствует в полном  объеме. Тем самым, подтверждая,  что працивилизация была одна с культом быка как основным божеством. Месопотамия не была исключением и какой-то уникальной страной. Восток, конечно, отложил отпечаток на ее культуру, но они помнили свои корни. Не забывали, кто были их предки. Только бык мог являться центральным божеством, стоящим в центре вселенной и являющимся прародителей всех людей, таким как Илу у шумеров. Он же Зевс у греков, который так часто принимал облик быка. Именно в таком виде он предстал пред Европой, и от которой берет свое начало легендарный царь Минос. А Крит, где происходили основные мифологические события становится в представлении греков центром Европы. Также и прекрасная Ио в роли волшебной коровы становится, в конце концов, прародительницей Египта, а Зевс по некоторым источником как раз и предстал пред ней в образе быка. Египтяне называли ее Нут или Хатхор, а сыном ее стал Эпаф, или Апис – опять-таки священный бык, почитание которого сохранилось аж до эллинских времен. Греки смогли каким-то чудесным образом отразить в своих мифах основные религии всех народов, выдавая их потом за свои. Ситуация немного напоминает историю с христианскими Евангелиями в результате оказавшимися переведенными на греческий язык, также как и история Египта была переведена Манефоном именно на этот язык. В то время как основные библейские события разворачивались вдалеке от Балкан, но всемирная история писалась почему-то именно там. На то было несколько причин которые мы рассматривали ранее. Ведь, по сути, до завоеваний Наполеоном Египта, об этой стране и то не было толком ничего известно, что уж здесь говорить про Ближний Восток. И только начиная с середины XIX века, развивается египтология и востоковедение, как настоящие науки. До того времени об этих странах в древности можно было судить только по библейским сказаниям, которые в свое время были умело отредактированы греческими переводчиками. Греция являлась своего рода всемирной библиотекой, или международным банком данных, куда стекалась информация со всего древнего мира, и где в тишине кабинетов ученые и философы писали свои труды, приписывая основные заслуги в становлении античной культуры своим героям. Египет и Месопотамия в понимании Пелопоннесских сказителей были отсталыми и варварскими государствами, поскольку не чтили греческих богов. Но совсем забыли, что до великих завоеваний Александром эти империи уже существовали тысячи лет. К моменту становления Эллинизма, они уже утратили свою былую мощь и не смогли оказать достойного сопротивления Александру Македонскому. Впрочем Египет особенно и не сопротивлялся и с радостью принял греков у себя в стране, обезопасив себя от Персии. Таким образом, и получается, что первоначально миф был один - о сотворении мира, человека и потопе, потом он распался на Египетский, Минойский и Шумерский варианты, и в конце концов, собрался воедино у Греков. Тогда всех их богов можно без труда узнать у других народов. Только те оказываются намного древнее олимпийских небожителей, но греческих сказителей это нисколько не смущало и они продолжали выдавать какие-то события, происходившие на Крите, Передней Азии и в Египте за свои собственные.

 

http://www.100velikih.com/view508.html

ЛЕОНАРД ВУЛЛИ И ОТКРЫТИЕ ЦАРСКИХ ГРОБНИЦ В УРЕ

В Южной Месопотамии, приблизительно на полпути от Багдада к Персидскому  заливу, посреди голой и бесплодной пустыни высятся нагромождения  холмов. Арабы называют это место  «Тал ал-Муккайир» («Смоляной холм»). Трудно даже поверить, что некогда эта пустыня была обитаема. И тем не менее здесь, под слоем выветренной породы, покоятся руины древ-

 

него города, известного как  «Ур халдеев», или «Ур Халдейский». Но история Ура берет свое начало задолго до появлении в Двуречье халдейских племен.

Ур — один из древнейших городов мира. По преданию, его уроженцем  был библейский праотец Авраам. Этот город стал играть важную роль в III тысячелетии  до н.э. Около 2350 года до н.э. правитель  города Аккад (его местонахождение  до сих пор не установлено) по имени  Саргон (Саргон Великий, Саргон Древний, Саргон Старший, Саргон Аккадский) захватил цветущие города Южного Двуречья. Его войска дошли до Малой Азии, до предгорьев Тавра. Этот первый известный во всемирной истории великий завоеватель правил, по его собственным словам, 55 лет. В память о себе он оставил потомкам клинописный текст, в котором рассказал о перипетиях своей фантастической биографии:

«Я — Саргон, могучий жрец Аккада. Мать моя — жрица, отца я не знал. Мой город — Асупирану, что лежит на берегу Евфрата. Мать моя родила меня втайне. Положила в тростниковый ящик, вход смолою закрыла, бросила в реку. Понесла река, принесла меня к Акки-водолею. Акки-водолей багром меня поднял. Акки-водолей садовником меня сделал. Я был садовником, меня полюбила богиня Иштар. Пятьдесят пять лет я был на царстве».

По-аккадски имя Саргона звучало как Шаррукин — «истинный царь». Вероятно, это было тронное имя Саргона. Шаррукин-Саргон подчинил шумеров и продвинулся, как говорится в хрониках того времени, «до кедрового леса и серебряных гор» — определение, под которым нетрудно угадать Ливанские горы и горы Тавра. Вскоре его царство простиралось от Верхнего Моря (Средиземного) до Нижнего (Персидского залива). Во всех больших

 

городах царства возводились грандиозные постройки. Вся центральная часть страны между Евфратом и Тигром была усеяна многоэтажными ступенчатыми башнями — зиккуратами, по которым боги должны были спускаться к верующим.

Династия Саргона правила двести лет, а затем пала. Около 2200 года до н.э. Двуречье было покорено племенами кутиев, в эпоху которых гегемония перешла к Лагашу. Но уже в конце III тысячелетия до н.э. кутай были побеждены царем Урука Утухенгалем и Ур снова приобрел статус главного города Двуречья. Цари III династии Ура правили Месопотамией более ста лет. При них, вероятно, впервые в мировой истории началось возведение протяженных укреплений на границах государства (наподобие Великой Китайской стены, Адрианова и Траянова валов и т.д.). Царь Ура Шу-Саэн соорудил оборонительную стену от вторгавшихся в Двуречье аморейских племен.

Информация о работе Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга