Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:56, реферат
Ко времени I династии Ура относятся две гробницы: в одной был погребен лугаль Мескаламдуг, в другой – некая знатная женщина по имени Пуаби (имя, безусловно, семитское). Пуаби была погребена в подземном сводчатом склепе, где она лежала на спине на деревянном ложе, в плаще из синих лазуритовых бус, в пышном головном уборе из золотых листьев, венков и заколок в виде цветов. Вокруг склепа было выкопано довольно обширное помещение, в котором с серебряными лентами в волосах и в цветных плащах сидели трупы десятков женщин свиты, музыкантш и т.п; усыпленных или добровольно отравившихся. Здесь же найдены арфы тонкой работы, к резонаторам которых были приделаны золотые или серебряные головы быков с лазуритовой бородой. Найдены были также золотые туалетные приборы, доски для игры в кости и разная драгоценная утварь. В засыпанном землей пологом спуске-коридоре, ведшем с поверхности земли в склеп, были обнаружены повозки, скелеты волов и их погонщиков, а также воинов в шлемах-шишаках и с копьями, как бы охранявших вход.
Гробницы царя Абарги
и царицы Шубад были
Ожерелий было много, и
все они различной формы, одно
из них имело в своем
Несмотря на свои
далекие корни, Царица Шубад
была похоронена в
Истлевший череп царицы покрывал чрезвычайно сложный головной убор, похожий на те, что носили «придворные дамы», рис. 4.21.
Его основой служил широкий золотой обруч, который можно было надевать только на парик, причем огромного, почти карикатурного размера. Сверху лежали три венка. Первый, свисавший прямо на лоб, состоял из гладких золотых колец, второй — из золотых буковых листьев, третий — из длинных золотых листьев, собранных пучками по три, с золотыми цветами, лепестки которых отделаны синей и белой инкрустацией. И все это было перевязано тройной нитью сердоликовых и лазуритовых бусин. На затылке царицы был укреплен золотой гребень с пятью зубцами, украшенными сверху золотыми цветками с лазуритовой сердцевиной, с боков парика спускались спиралями тяжелые кольца золотой проволоки и золотых ленточек. Огромные серьги желтого металла в форме полумесяца свешивались до самых плеч. Очевидно, к низу того же парика были прикреплены нити больших прямоугольных каменных бусин. На конце каждой такой нити висели лазуритовые амулеты: один с изображением сидящего быка, второй — теленка.
Несмотря на всю сложность этого головного убора, отдельные части лежали в такой четкой последовательности, что впоследствии его удалось полностью восстановить.
Рядом с телом царицы лежал еще один головной убор. Он представлял собой диадему, сшитую, по-видимому, из полоски мягкой белой кожи. Диадема была сплошь расшита тысячами крохотных лазуритовых бусинок, а по этому густо-синему фону шел ряд изящных золотых фигурок животных: оленей, газелей, быков и коз. Между фигурками были размещены гроздья фанатов, укрытые листьями, и веточки какого-то другого дерева с золотыми стебельками и плодами из золота и сердолика. В промежутках были Нашиты золотые розетки, а внизу свешивались подвески в форме пальметок из крученой золотой проволоки. Диадема была столь богатой, что на ее изготовление ушел наверно не один месяц. Множество мелких деталей, изготовленных из листа и проволоки, требовали не только кропотливой работы ювелира, но и применение все возможных приспособлений для получения золотого проката. Лист, полоса, проволока и камни все использовалось для создания этого Ближневосточного шедевра. Чем больше золота украшало царицу, тем наряднее выглядела женщина. Впрочем, похожие традиции существуют и поныне, особенно на Востоке. Царица же обязана была выглядеть особенно блистательно. Однако, рассматривая эти атрибуты царской власти, невольно задаешься вопросом, что это уже где-то встречалось.
Действительно подобная диадема с цветочным орнаментом и цветками мы наблюдали и ранее в майкопском захоронении открытым в 1897 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Веселовским. Найденная диадема с сердоликовым ожерельем обнаруживает явное сходство с шумерскими украшениями царицы Шубад. Женских украшений, хотя найдено не много и погребение по своему богатству не может конкурировать с аналогичным шумерским, но сходство налицо. Нашим женщинам не требовалось носить на себе килограммы этого благородного металла – все-таки сковывает движения, да и традиции несколько отличны от арабских. Там женщинам вообще не принято работать, а только заниматься семьей. Наши же без работы не могут, поэтому и наряды проще, хотя к царицам это не относится, но видно и они не могут сидеть без дела. Поэтому в нашем захоронении все довольно скромно и без излишней помпезности, но само качество изделий заслуживает пристального внимания. Поскольку, как и в шумерском обнаруживаются ожерелья собранные из сотен золотых втулок колечек и овалов, насаженных на одну нитку вместе с сердоликом и лазуритом. Все эти сверленные золотые бляшки и цилиндрики из сердолика и лазурита создавались одной школой мастеров, рис. 4.22. Первоначальная школа была одна, а вот последующие мастера, покинувшие по тем или иным причинам свою родину, связи меж собой каким-то образом сохранили. А может и не теряли их никогда, Скифия Гиперборея и Междуречье находились в более тесном контакте между собой, чем принято было считать доныне. Вот ритуалы, правда, претерпели некоторые изменения, поскольку в майкопском захоронении не было таких жертвоприношений.
Леонардом Вулли поведал
весьма необычные находки: «В углу огромной
ямы (глубиной около 10 метров) был устроен
каменный склеп, в который помещали
тело умершего владыки. С ним оставалось
несколько приближенных, которых
тоже умерщвляли, прежде чем положить
в склеп. Затем на дно огромной
усыпальницы, устланной циновками,
по наклонному спуску сходили те, кто
добровольно отправлялся с
Все участники траурной процессии
занимали отведенные для них места
на дне могильного рва, и после
заключительного
Но подобные погребальные обряды мы наблюдали чуть позже и у скифов, но без таких размахов. Все что касается ритуалов, находит полное совпадение, но по масштабам человеческих жертвоприношений, здесь явное отличие. И хотя скифы жили несколько позже, аналогия захоронений не вызывает сомнений. Обращает на себя внимание нахождение рядом с усопшим владыкой или царицей останков слуг. При царевне могли находиться одна две служанки, а при царе личные телохранители. Именно это обстоятельство Геродот и его последователи ставят в вину якобы отсталости и жестокости скифов. Но подобные ритуалы, сопровождавшие погребение царей были совсем не редкостью у древних народов. Это было и у Египтян, Шумеров, но все исследователи почему-то умалчивают об этих фактах. Но как только в скифском царском погребении обнаружено постороннее тело, так дружно все заговорили о жестоких обычаях, совсем забыв при этом про шумерскую царицу Шубад или Клеопатру. Да, рядом с нашей царицей находилась служанка, ну и что. «В главном захоронении Куль-Оба узкая, похожая на ящик перегородка отделяла тело царя от его оружия и наконечников для стрел. В другом похожем отсеке стояли деревянные погребальные носилки на изогнутых ножках, на которых лежало тело женщины. Ее служанка была помещена под прямым углом к ней, но в другом отсеке. На голове женщины была диадема из электрума, золотое ожерелье исключительной красоты украшало ее шею, на пальцах были надеты кольца большой ценности, а на руках — браслеты. На талии женщины были два больших медальона, изумительно украшенные головой Афины. ( Странно почему, эти подвески оказались на талии, а не на голове). Там же находились три медальона меньших размеров, которые, по мнению Миннса, вероятно, изначально принадлежали какому-нибудь греческому храму. Между коленями женщины покоилась ставшая впоследствии знаменитой ваза». Рядом с ней лежало зеркало. Как и большая часть ее ювелирных украшений, оно было греческой работы, но держалось на ручке, сделанной скифами. Скифской работы был также и длинный нож, и пять более коротких ножей с рукоятками из слоновой кости, которые принадлежали ее слугам.
При царе также могли
оказаться верные слуги: «Тело
вместе с поддерживающим его
тюфяком поднимали с повозки
и опускали в погребальную
камеру, где стоял гроб. Иногда
по углам гроба ставили
Зато здесь лежали остатки великолепной арфы: ее деревянные части истлели, однако украшения сохранились полностью, и по ним можно было восстановить весь инструмент. Верхний деревянный брус арфы был обшит золотом, в котором держались золотые гвозди, — на них натягивали струны, рис. 4.23.
Резонатор украшала мозаика
из красного камня, лазурита и перламутра,
а впереди выступала
Как может уживаться,
безусловно, высокая культура и
самые низменные человеческие
инстинкты. Впрочем, подобные
факты жертвоприношений совсем
не свидетельствуют об
А вполне возможно,
царь Абарги действительно был
настолько, любим в народе, что
многие пожелали за счастье
уйти в мир иной вместе со
своим господином. Судя по всему,
на Востоке, человеческая
Информация о работе Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга