Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Ко времени I династии Ура относятся две гробницы: в одной был погребен лугаль Мескаламдуг, в другой – некая знатная женщина по имени Пуаби (имя, безусловно, семитское). Пуаби была погребена в подземном сводчатом склепе, где она лежала на спине на деревянном ложе, в плаще из синих лазуритовых бус, в пышном головном уборе из золотых листьев, венков и заколок в виде цветов. Вокруг склепа было выкопано довольно обширное помещение, в котором с серебряными лентами в волосах и в цветных плащах сидели трупы десятков женщин свиты, музыкантш и т.п; усыпленных или добровольно отравившихся. Здесь же найдены арфы тонкой работы, к резонаторам которых были приделаны золотые или серебряные головы быков с лазуритовой бородой. Найдены были также золотые туалетные приборы, доски для игры в кости и разная драгоценная утварь. В засыпанном землей пологом спуске-коридоре, ведшем с поверхности земли в склеп, были обнаружены повозки, скелеты волов и их погонщиков, а также воинов в шлемах-шишаках и с копьями, как бы охранявших вход.

Вложенные файлы: 1 файл

Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга.docx

— 228.02 Кб (Скачать файл)

Истлевший череп царицы покрывал чрезвычайно сложный головной убор, похожий на те, что носили «придворные  дамы». Его основой служил широкий  золотой обруч, который можно  было надевать только на парик, причем огромного, почти карикатурного  размера. Сверху лежали три венка. Первый, свисавший прямо на лоб, состоял  из гладких золотых колец, второй — из золотых буковых листьев, третий — из длинных золотых листьев, собранных пучками по три, с золотыми цветами, лепестки которых отделаны синей и белой инкрустацией. И все это было перевязано тройной нитью сердоликовых и лазуритовых бусин. На затылке царицы был укреплен золотой гребень с пятью зубцами, украшенными сверху золотыми цветками с лазуритовой сердцевиной, с боков парика спускались спиралями тяжелые кольца золотой проволоки. Огромные золотые серьги в форме полумесяца свешивались до самых плеч. Очевидно, к низу того же парика были прикреплены нити больших прямоугольных каменных бусин. На конце каждой такой нити висели лазуритовые амулеты: один с изображением сидящего быка, второй — теленка. Несмотря на всю сложность этого головного убора, отдельные части лежали в такой четкой последовательности, что впоследствии его удалось полностью восстановить. Рядом с телом царицы лежал еще один головной убор. Он представлял собой диадему, сшитую, по-видимому, из полоски мягкой белой кожи. Диадема была сплошь расшита тысячами крохотных лазуритовых бусинок, а по этому густо-синему фону шел ряд изящных золотых фигурок животных: оленей, газелей, быков и коз. Между фигурками были размещены гроздья фанатов, укрытые листьями, и веточки какого-то другого дерева с золотыми стебельками и плодами из золота и сердолика. В промежутках были Нашиты золотые розетки, а внизу свешивались подвески в форме пальметок из крученой золотой проволоки. 

 Все камни, используемые  в украшениях должны, должны были  быть самого высокого качества, не важно из какой страны их доставляли. Восточные цари могут быть щедрыми и вознаградить любого купца, если его товар окажется по вкусу. Расстояние не имело значение, и корабли заходили в портовый город Ур со всего света. Индия и Китай имели тесные контакты с Месопотамией. Если как таковых государств тогда еще и не было, то были колонии сверхдержав того времени, которые активно разрабатывали местные ресурсы. По крайней мере, Египет и Шумеры были крайне заинтересованы в товарах из Индии, или той территории, которая в будущем будет называться Индией. В начале III тысячелетия древние Арии судя по всему уже пришли на свое постоянное место жительства, поэтому она могла и быть в то время. Называлась она Индией или нет, об этом можно только гадать. Как бы она не называлась, но о богатых месторождениях драгоценных камней в ее недрах шумеры знали достаточно хорошо. Можно предположить, что и Крит с Египтом также были осведомлены об этой богатой и загадочной стране. Хотя сердолик они добывали сами, но индийский был лучшего качества, к тому же там имелись богатейшие месторождения изумрудов и рубинов, о которых станет известно чуть позднее. Но, по крайней мере сердолик и специи на ближнем востоке были нужны как нельзя кстати. 

 Но шумеры владели  не только технологией обработки  камней для придания им определенной  формы при изготовлении ювелирных  изделий, как-то огранка полировка  и сверление отверстий, но и  очень сложной техникой перегородчатой  эмали. 

 Имеет смысл еще  раз напомнить, что это значит. Как пишет В.И.Марченков в своем пособии: “Перегородчатые эмали – эмали заполняющие углубления между перегородками, сделанными из вальцованной проволоки или филиграни, припаянных к основанию. Перегородки, как правило создают определенный рисунок. Высота перегородки и бортика около 0,8 – 1,0мм. 

Та часть изделия, которая  предназначена для покрытия эмалью, выполнена в виде низкой, открытой сверху коробочки. Пайка перегородок  должна производиться высокотемпературными припоями, имеющими температуру плавления  выше температуру плавления эмали”. Эти так называемые «коробочки»  могут заполняться в дальнейшем, как эмалью, так и камнями, как, например, у древних Египтян. Египетские ювелиры, владея таким высоким классом, без труда создавали новые  стили и понятия. Перегородчатая эмаль у них имеет, конечно, некоторые  специфические отличия от современной  техники, но в основном они соблюдали  все требования эмалирования. Но оказывается, они не были пионерами в этой области  ювелирного производства, и шумеры опередили их как минимум на тысячу лет. 

 Шумерский пектораль  изображающий какую-то птицу,  весьма сходен с египетским  амулетом, представленным в виде  сокола, символизирующего бога солнца Ра, рис. 4.12. 

 

 

  Это произведение ювелирного  искусства, выполненное в техники  перегородчатой эмали, просто  само совершенство. Также как  и египетский аналог, он выполнен  в технике перегородчатой эмали.  Пусть этот сокол или орел  у египтян и выглядит изящней,  но аравийский хищник все-таки  старше. Судя по форме головы - это тоже сокол. Эта птица,  символизирующая верховного бога  Солнца, присутствует во многих  религиях древних народов и  Руси в том числе. Финист Ясный Сокол как раз и является символом того самого верховного божества – бога Солнца, бога вседержителя. Шумерский сокол, также как и египетский собрат тоже инкрустирован лазуритом, бирюзой, сердоликом голубым стеклом и наверно еще обсидианом. 

 Очевидно, древние мастера  применили все возможные виды  ювелирных приемов, известных  к тому времени. Высочайшее  художественное исполнение этого  шедевра должно убедить самого  убежденного скептика в том,  что древние мастера нисколько  не уступали самым известным  ювелирным школам современности.  И после этого утверждать, что  такие произведения искусства  изготовлены чуть ли не в  неолите, просто не поворачивается  язык. Хронологически, да, но по качеству  нет – это современное произведение  искусства, как минимум XIX век.  Вот с таких позиций и надо  рассматривать древние цивилизации.  Надо смотреть не на то, когда  они жили, а на то, что умели  делать. Идеальная геометрия, блестяще  выполненная перегородчатая эмаль.  Сотни вставленных камней, изготовленных  с потрясающей подборкой по  цветовой гамме и идеально  подогнанных по размерам, создают  непередаваемое словами чувство  восхищения, и преклонения перед  древними мастерами, доказавшие, что они не хуже нас. Они  использовали многие камни в  своих работах, и одним из  самых любимых был лазурит. 

 Лазурит (ляпис-лазурь) – минерал темно-синего цвета  с золотистыми вкраплениями, был  излюбленным камнем древних египтян  и шумеров, особенно в сочетании  с бирюзой. Податливость лазурита  в обработке сделали его привлекательным  для техники инкрустации, известной  как перегородчатая эмаль. На  металлической основе из тонкой  золотой проволоки делались перегородки  (клаузоны), после чего между ними укреплялись самоцветы или кусочки стекла. 

 Сколько интересной  информации можно узнать о  неолите. Значит, в Европе пользовались  еще шлифованным камнем, а в  Египте и Месопотамии, ювелиры  повсюду, применяли тонкую волоченную  проволоку для филигранной техники  и специальный инструмент закаленной  стали, для закрепки камней, так  называемые штихели, обжимки и  обкатки. А так же напильники, надфили, шаберы, лобзики, ножницы  по металлу и пр. Все эти  инструменты стальные и хорошего  качества, иначе толком ничего  приличного не получится. Так,  например, про штихели В.И.Марченков пишет: « Штихели – резцы, которыми вырезают гнезда для посадки камня, обжимают камень в гнезде, обрабатывают и разделывают изделия. Все режущие штихели изготовляют из сталей марок У12А или ХВГ с обязательной закалкой». Из чего следует У12А – сталь инструментальная, содержание углерода -1,2%, буква А, - значит сталь высококачественная. ХВГ – сталь инструментальная, углерод 1,0%, хром – 1,0%, вольфрам – 1,0% и марганец также1,0%. И так штихели, без которых невозможно закрепить не один камень должны быть только стальными, не просто стальными вдобавок ко всему еще инструментальными, легированными и закаленными. Ни из какого другого материала такие резцы не изготавливаются. Таким образом, получается, что если у египтян и шумеров в изделиях присутствует глухая, или фадан–гризантная закрепка камней ни о каких резцах из бериллиевой или мышьяковистой бронзы не может быть и речи. Особенно хорошо видно глухую закрепку камня в амулете с шумерским орлом, изготовленном во времена царицы Шубад и царя Абарги, рис. 4.13. 

Центральный камень – толи обсидиан, толи горный хрусталь неправильной формы мастерски закреплен фадан–гризантным образом. Камень видно имел какое-то магическое предназначение, поскольку не подвергся огранке. Остальная инкрустация клюва, шеи крыльев и хвоста скорее всего выполнена техникой перегодчатой эмали, со вставкой обсидиана в виде глаза божественной птички. Сам золотой оклад возможно и литой, но то, что здесь поработали стальными штихелями не вызывает сомнения. Очень красивая и замысловатая композиция с каким-то сакральным смыслом. Поскольку орла сразу разглядеть не удается. И только при внимательном рассмотрении обнаруживаются все новые и новые детали – и хвост и лапы и цветы. Удивительно, но уже тогда наметился арабский стиль, который окончательно сформируется с принятием ислама, запрещающего изображать людей и животных. Зато восточные узоры и цветы мастера будут заплетать самым невероятным образом, но это произойдет три тысячи лет спустя, а пока так выглядел Шумеро-Аккадский стиль в декоративно прикладном искусстве. 

 

 

 Вопрос изготовления подобных изделий  самый волнующий, если судить по классу их изготовления, поскольку ставит сразу много других. Какими инструментами  пользовались древние мастера? Так  как существует общепринятая точка  зрения, что вместо стальных инструментов и оружия, древние использовали бериллиевые  бронзы, как наиболее прочные, и близкие  по свойствам к железу. 

 Всего лишь потому, что кто-то решил о незнакомстве  человека с железом в «бронзовом  веке», не говоря уже о более  ранних эпохах. Если в каких-то  отдельных случаях с такими  предположениями и можно согласиться,  например, с бронзовыми наконечниками  для стрел или копий, но не  для всего остального. Поэтому,  для того, что бы показать несостоятельность  такой гипотезы, специально и  был выбран пример со штихелями,  дабы не оставалось никаких  сомнений. Бронза – бронзой, а  железо - это железо. Шумеры демонстрируют  нам непривычно высокую ступень  развития для эпохи конца Неолита.  Они режут не только камень, но и металл. 

Что же представлял собой  район междуречья между Тигром и  Евфратом на рубеже эпохи Неолита  и начала Бронзового века, что вокруг него разворачивались такие жаркие дискуссии на протяжении всего периода  развития востоковедения? 

 Древний Восток —  область культуры, зародившейся  в подтропических странах, примыкающих  к восточному Средиземноморью,  и распространившейся до Индии,  Атлантического океана и тропической  Африки. От дальневосточных цивилизаций  она отделялась непроходимой  стеной Гиндукуш и Соломоновых  гор. Лежащая к западу от  него громадная область так  называемого Ближнего Востока  представляет великое разнообразие  степей, пустынь, плодородных речных  долин, оазисов, горных стран,  морских берегов, островов. Если  обширные степные пространства, например, Аравия или,- отчасти, Каппадокия, были удобны для пастушеских  племен и для увеличения населения,  бывшего причиной постоянных  нашествий на соседние страны, то, культура могла зародиться  и развиться только в плодородных  или теплых речных долинах.  Там где природа, давая населению  в изобилии необходимое, в то  же время требовала от него  коллективного и организованного  труда и, таким образом, была  школой государственности. Такими  областями были в Азии —  южная часть бассейнов двух  великих рек Тигра и Евфрата  и других, меньших, впадающих восточнее  их в Персидский залив: Хоаспа, Евлея (Улай); в Африке — Нила. На Евфрате возникла Шумеро-Аккадская культура, имевшая крупными областями своего распространения и влияния на среднем Тигре —Вавилон, Ассирию, на верховьях двух рек и у больших озер Армении — Ванское царство, на Хоаспе и Евлее и плодородных крайних горах Ирана — Элам. 

В «Плодородном полумесяце»  в бассейнах Тигра и Евфрата  и долины Нила возникли древнейшие культуры – Египет и Месопотамия. Жизнь ранних цивилизаций Востока  была тесным образом связана с  водой. Но условия нильских разливов были проще, чем те, какие выпали на долю обитателей берегов двух азиатских  рек. Здесь не было такой строгой  периодичности, было больше случайностей, участие человека, вооруженного машинами, требовалось более интенсивное, особенно если принять в соображение наличие двух рек, имевших каждая свои особенности. Обе они переносят воды Черного моря в Индийский океан, так как их питают южные склоны Армянских Альп, получающих огромное количество влаги от водных испарений восточных ветров, дующих с Черного моря, покрывающих снегами горы вокруг их истоков и затем превращающихся в осадки в западных долинах. Но быстрый Тигр с высокими берегами менее пригоден для орошения, и его подъем оканчивается скорее: начав подъем в марте, он уже к средине июня входит в обычный уровень, между тем как Евфрат разливается с апреля по сентябрь, медленно протекая и выходя далеко из низких берегов. Вот почему на нем были расположены почти все древние города, где процветало наблюдение небесных явлений, развитие математики, точных науки высокого искусства и конечно архитектуры. 

 Не секрет, что Шумеро-Аккадское  государство было заселено не  местным населением, которым постоянно  приходилось обороняться в ввиду специфических особенностей ландшафта, поскольку не было явных горных или водных преград в дельте этих двух рек. Некоторые считают, что это были сумерийцы. Никакие меры обороны не могли быть действительны, так как за горами на севере простирались необъятные пространства Восточной Европы и Средней Азии, всегда поставлявшие новые контингенты разноплеменных завоевателей и грабителей. И приобщенные культуре страны Севера и Востока, как Ванское царство (стоит добавить не Ванское царство, а Скифское) и Элам, находились в постоянных близких враждебных или мирных отношениях с Вавилоном и Ассирией. С юго-запада Двуречье примыкало к аравийской пустыне, врезавшейся углом в культурную область. В обширной Аравии, окруженной морями, жило однородное население — семиты, только в центре полуострова (Неджед) и на юго-западе (в Иемене) образовавшие культурные области. Отсутствие рек и бесплодие делало остальные части, кроме оазисов у источников (напр., Тайма, Эль-Ола, Джоф, Фаран, Кадет и др.), лишь областями номадов, постоянно напиравших на Двуречье и Сирию. И такие постоянные нашествия и даже этнографические перевороты могли бы быть прекращены только после покорения и колонизации необъятного полуострова, что оказалось не по силам ни царям, ни народам. Отсюда понятно, что древние считали Вавилонию классической страной столкновения рас и смешения языков; вся история цивилизации Двуречья представляет постоянное чередование вторжений новых рас, ассимиляций, перерывов, смен языков и смешений национальностей. «Вопрос об этих национальностях, игравших наиглавнейшую роль в создании древневосточных культур, об их происхождении и взаимодействии, имеет основное значение для уразумения судеб этих культур», - считает историческая наука. Вопрос этот до того щепетильный, что не имеет решения до сих пор – кто привнес цивилизацию в Двуречье и кто такие были Шумеро – Аккадские племена, подарившие миру такие удивительные творения, сказать достоверно не может никто. С одним лишь можно согласиться точно – здесь было постоянное смешение многих народов, поэтому главенствующая роль периодически переходила от одного города к другому, соответственно страной правила та или иная династия – Ура, Урука, Вавилона или Элама. Может быть, в этом и состоял секрет долголетия цивилизации, что власть переходила от одного города к другому, и не эти ли ростки демократии зародились совсем не в солнечной Элладе, а на берегу Персидского залива, которые стали прообразом «цивилизованного западного общества». 

Информация о работе Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга