Движение Морозовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

"Иван Абрамович Морозов - (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный почетный гражданин. Председатель Правления Товарищества Тверской мануфактуры, директор Правления Мугреево-Спировскоголесопромышленного товарищества. Член Московского Биржевого комитета. В 1898 Г. председатель Московского Купеческого собрания. Московский домовладелец (Пречистенка, 21). Член Попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского Коммерческого института, а также Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Технического училища и пр. Меценат. Крупнейший коллекционер новой западной живописи. Казначей Московской консерватории. Оказывал большую материальную помощь Филармоническому и Русскому Музыкальному обществам. Умер в Германии." Н. Филаткина, М. Д роздов. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия. Ногинск, "Богородский печатник", 1995. С.24.

Вложенные файлы: 1 файл

В Россию Дега был занесен в последнее десятилетие и едва ли не в Москве.docx

— 160.10 Кб (Скачать файл)

Первая мировая война отрезала Россию от Европы, лишив русских коллекционеров возможности покупать произведения французских художников. Однако Морозов, в отличие от Щукина, никогда не был поглощен западным искусством целиком. Своеобразие и исключительность морозовского собрания заключались именно в его умении соединить "за общим столом нынешних русских, живущих выставочных художников с парижской художественной аристократией". В галерее на Пречистенке висели лирические пейзажи Левитана, сочные натюрморты Машкова, манерные дамы Сомова, причудливые фантазии Врубеля и импрессионистические этюды Коровина. Морозов первым заметил никому не известного Марка Шагала и купил три картины: Парикмахерскую, Домик в Витебске и За мандолиной. Он покупал работы мастеров "Бубнового валета", молодых Гончарову и Ларионова.

И хотя морозовское собрание было завещано городу (как и собрание Сергея Щукина), хозяин охранял его "с недоверчивой и скупой любовью", бережно и ревниво оберегая свое детище. Доступ на Пречистенку имели лишь избранные, и ничего похожего на знаменитые щукинские воскресные лекции здесь не происходило. До войны собрание размещалось в двух этажах: наверху висели работы французских художников, а на первом этаже преимущественно русских. В первые годы революции все работы были сняты. Страх, что собрание ожидает та же участь, что и дом кузена Алексея Викуловича, который захватили анархисты, заставил перенести все вещи в несгораемую кладовую. Но уже осенью 1918 года Морозов вновь начал развешивать картины: все картины он попытался разместить полностью во втором этаже, поскольку первый был передан под общежитие сотрудников Московского военного округа.

После того как 19 декабря 1918 года был подписан декрет о национализации морозовского собрания, оно стало доступно широкой публике. Но в музей собрание сразу преобразовано не было, штата сотрудников не имелось, и бывший владелец по воскресеньям, утром, при помощи родных и прислуги сам показывал собрание, давая пояснения. Сохранились уникальные воспоминания юной Татьяны Лебедевой, в будущем известной художницы, побывавшей на Пречистенке весной 1918 года. "Нас встретил сам хозяин. Серов не случайно изобразил этого московского мецената на экзотическом фоне ослепительного матиссовского натюрморта, стремительный ритм которого и "дикие" сочетания красок еще ярче и выразительнее подчеркнули рыхловатые черты купецкого лица и неуклюжесть характерной бородки клинышком а ля рюсс. ...Драгоценные полотна, сплошь покрывавшие стены больших светлых зал, уже не принадлежали этому последнему представителю знаменитой династии, три поколения которой одевали в пестрые ситцы миллионы русских мужичков. Поеживаясь, потому что в залах было прохладно, прищурив близорукие глаза и вяло улыбнувшись ... он заговорил ...по-французски... мы прошли через коридор в столовую. Столовая довольно шикарная, потолок дубовой, вся ...в готическом стиле, огромный камин. Висят картины Гогена, Ван Гога, Пикассо. Через коридорчик мы прошли в довольно большую комнату, где висели Сезанн, Ренуар... Дальше зала с верхним светом с панно Мориса Дени. Зала эта бесподобна. ...После смотрели кабинет, там висят картины уже русских художников: Коровина, Головина, Серова. Коровина больше всего. Весь кабинет отделан до половины стены красным деревом..."

11 апреля 1919 года собрание  И.А. Морозова было превращено  во Второй Музей новой западной  живописи и 1 мая открыто для  публики. В начале лета бывший  владелец дома на Пречистенке  бесследно исчез. В доме на  Пречистенке произведен обыск. Печати  на стальной кладовой и несгораемых  сейфах оказались в сохранности, картины и скульптуры тоже  в неприкосновенности. Вся коллекция (страховая стоимость только ста  наиболее ценных французских  картин превышала полмиллиона) осталась  на своих местах в полной  целостности и сохранности. Бывший  владелец, как значилось в протоколе  МЧК, "с семьей отмечен как  выбывший в июне 1919 года в Петроград".

Лишенный колоссального состояния - фабрики, земель, коллекции, превращенной во Второй музей новой западной живописи, Иван Абрамович, под влиянием жены, принял решение переехать в Швейцарию. Спустя два года, 22 июня 1921 года, И.А. Морозов скоропостижно скончался в возрасте пятидесяти лет в Карлсбаде.

_________________________________________________________________

Теперь о предложенной мною теме на форуме. В ответ на мое письмо, направленное Л.Г. Парфенову, Леонид Геннадьевич оперативно ответил, написав мне, что он исправит в фильме эпизод с местом захоронения и объяснил причину появления фразы «Могила его потеряна…».

В частности, он отметил, что «сообщая об утрате могилы И.А. Морозова, я располагал лишь сведениями исследователей его жизни. Так, в недавней книге Н. Семеновой (консультант нашего фильма) "Московские коллекционеры (Щукин, Морозов, Остроухов)" в серии ЖЗЛ на стр. 232-233 рассказано об оформлении множества сложных документов для вывоза гроба из Карлсбада в Париж и далее: "но тело бесследно исчезло - ни один французский архив не может подтвердить факт захоронения".

Возможно, перевозка оказалась невозможной и поэтому Морозова похоронили на месте кончины, а исследователи искали могилу только во Франции, тем более, что все известные нам поминальные мероприятия проходили в Париже… Я уже сообщил Наталье Семеновой о Вашей находке. Она в эти дни вместе с внуком С.И. Щукина находится в Петербурге. Они принялись обсуждать новость еще не положив трубку и собирались тут же звонить потомкам Ивана Абрамовича - Коноваловым (фамилия по мужу дочери И.А.) - те тоже до сих пор считали могилу утраченной. Так что спасибо Вам большое от всех нас, кому дорога память о великом коллекционере Морозове.»

 

Н.Ю. Семенова

ГМИИ им. А.С. Пушкина

МОРОЗОВЫ-КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

Братья Михаил Абрамович и Иван Абрамович Морозовы были практически единственными из многочисленного морозовского клана, кто собирали произведения изобразительного искусства. (Не считая собирателя фарфора, икон и гравированных портретов Алексея Викуловича и основателя Кустарного музея Сергея Тимофеевича Морозовых)1. Определяющую роль в коллекционерской судьбе братьев, вне всякого сомнения, сыграло обучение живописи - явление довольно обычное в богатых купеческих кланах. Иван и Михаил посещали московскую художественную студию Ивана Мартынова; в течение двух лет, раз в неделю, брали уроки у совсем еще молодого Константина Коровина. Летом в имении Морозовых жил Евгений Хруслов, под руководством которого Иван писал этюды с натуры, а в 1889 году братья совершили вместе с ним путешествие по Волге и на Кавказ, во время которого продолжали рисовать2 . Иван Абрамович вспоминал, что, учась в Высшей политехнической школе в Цюрихе, он, уставая от проектов, по воскресеньям писал маслом пейзажи и занимался живописью со студентами архитектурного отделения3 .

Близкое знакомство с популярными московскими художниками продолжилось и в дальнейшем, когда братья стали покупать картины. Сначала Михаил, а следом за ним и Иван пользовались консультациями ряда живописцев, в первую очередь Валентина Серова и Сергея Виноградова. В результате тесного общения с художниками-пейзажистами Иван Морозов сделался поклонником пейзажного жанра, с самого начала занявшего в коллекции лидирующее положение. Не случайно первой картиной будущего морозовского собрания стал скромный этюд Осень Аладжалова, купленный на Передвижной выставке в 1901 году4 .

Первым иностранным полотном тоже был пейзаж - Мороз в Лувесьенне Альфреда Сислея, а следующей покупкой - Вспаханная земля Камилла Писсаро (один из пяти пейзажей, выставленных художником на Первой выставке импрессионистов в 1874 году). Есть свидетельства, что полотна Писсаро, Сислея и Герена были куплены им по совету художника Сергея Виноградова, не только знавшего искусство импрессионистов, но и бывавшего в мастерских своих парижских коллег. Виноградов, консультировавший Михаила, а после его смерти - Ивана Абрамовича, считал последнего своим другом, а возможно, и покровителем5.

Вдова Михаила, Маргарита Кирилловна, отмечала, что брат ее мужа смотрел на собирательство как "на отдых от своей деловой и очень однообразной жизни"6. "Сдержанный, способный подчинить свои личные страсти основной цели, И.А. говорил, что присущая всем русским славянская мечтательность, исключающая деловую предприимчивость, чужда ему", - вспоминала она. Определенный консерватизм его характера, без сомнения, проявился и в выборе дома, в котором Иван Морозов поселился после переезда из Твери в Москву7. Выдержанный в классическом стиле дом на Пречистенке, купленный в 1899 году у вдовы своего дяди Давида Абрамовича, не был столь вычурным, как особняк Михаила на Смоленском бульваре, и, конечно, не столь претенциозным, как дом младшего Арсения, построившего на Воздвиженке настоящий мавританский замок8.

Обосновавшись в московском доме, Иван Морозов начинает покупать картины. Его вкусы формировались под влиянием тех художников, с которыми он был знаком лично, в чьих мастерских бывал: темпераментного Константина Коровина, теоретизирующего Игоря Грабаря, мягкого Сергея Виноградова, молчаливого Валентина Серова. Благодаря им он приобщился и к современному западному искусству. Этот круг художников достался ему "в наследство" от брата, который из-за преждевременной смерти не успел стать великим коллекционером нового искусства.

Старше Ивана всего на год, Михаил был личностью яркой и даже экстравагантной. Блестяще закончивший историко-филологический факультет Московского университета, Михаил Морозов пробовал рисовать, писал критические статьи, романы, исторические исследования. Последним и самым сильным из его увлечений стало собирательство, которому он отдался со всей страстностью, присущей его темпераментной натуре.

У Михаила Морозова на Смоленском бульваре, в особняке с античной колоннадой и зимним садом, бывали на обедах, ужинах и танцевальных вечерах многие художники. Постепенно в доме образовалась картинная галерея, под которую был приспособлен зимний сад. Ее экспонатами стали древнерусские иконы, картины барбизонцев, импрессионистов и современных русских живописцев. Михаил Морозов оказался в числе первых продолжателей дела, начатого братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми: он собирал картины следовавших за передвижниками русских художников и иностранных, шедших вслед за барбизонцами.

Михаил Морозов начал покупать французскую живопись с середины 1890-х годов. Человек увлекающийся, он легко покупал и столь же легко расставался с картинами. Одной из самых больших удач было приобретение в 1902 году у Воллара Портрета Самари в рост, написанного Огюстом Ренуаром для Салона 1879 года. Появившийся у Михаила этюд Кабачок оказался первой в России работой Эдуарда Мане. Не меньшей редкостью для русских собраний стал Портрет Иветт Гильбер Тулуз-Лотрека, купленный Морозовым после гастролей французской актрисы в Москве. В зимнем саду морозовского особняка висели Поле маков Клода Моне, Пирога и Пейзаж с двумя козами Поля Гогена, Море в Сент-Мари Ван Гога, полотна Константина Коровина, Михаила Врубеля, Исаака Левитана - более ста картин, не считая икон и скульптур. Михаил Морозов прожил всего 33 года. Если бы его блистательная коллекционерская карьера не оборвалась в 1903 году, он наверняка смог бы составить конкуренцию Сергею Щукину, поскольку благодаря своему исключительно буйному и неуемному темпераменту как собиратель действовал необычайно смело и решительно9 .

Иван Абрамович отличался от брата характером. Был более рассудочен и целенаправлен; не случайно именно он взял на себя руководство морозовскими фабриками в Твери. Как коллекционер он лишний раз старался подчеркнуть, что продолжает начатое братом, также покупая параллельно произведения русских и иностранных мастеров. Начал Иван, как и Михаил, с русских художников. От этюдов Левитана он перешел к Коровину и Головину, Борисову-Мусатову, Александру Бенуа. Всего же, за 15 лет он купил более 300 работ русских мастеров, что почти на треть превышало иностранную часть собрания.

Что касается иностранных художников, то Иван Морозов тоже начинал скромно, покупая, по словам Грабаря, сначала "смирные" вещи. Первые два-три года покупок было немного: не более десяти картин в год. Но с 1906 года, когда Иван Абрамович смог уделять новому увлечению больше времени и средств, он привозил из Парижа уже не менее 30 картин в год (всего же за 10 лет ему удалось купить 256 полотен). Общая же сумма покупок, сделанных Морозовым в Париже только у одного Дюран-Рюэля, составляла четверть миллиона франков. Дюран-Рюэль всегда предлагал своему русскому клиенту исключительные вещи: Бульвар Капуцинок Клода Моне, Девушку с веером и Портрет Жанны Самари Ренуара (покупка небольшого портрета Самари была в определенной степени данью памяти брата, владевшего ренуаровским шедевром).

Человек уравновешенный, не потрясавший Москву миллионными проигрышами в Английском клубе, как Михаил, или безрассудными пари, как Арсений, он позволял себе безумства только по отношению к искусству. Иначе, как еще охарактеризовать то, что чрезвычайно прагматичный в делах, он тратил на картины такие невероятные суммы, о которых ни один из субсидируемых государством музеев мира не мог даже и помыслить. На покупки картин у него ежегодно уходило 200-300 тысяч франков. Вкладывать колоссальные средства в коллекцию позволяли доходы от принадлежавшей ему Морозовской мануфактуры в Твери, на которой трудилось более 10 тысяч рабочих. "Средствами для легкой жизни мы обладаем в изобилии, - рассказывал глава Тверской мануфактуры в интервью московскому корреспонденту, - но, несмотря на это, большинство из нас работает 9-12 часов в сутки, посвящая редкое свободное время частью пополнению знаний, частью собственной жизни, частью искусству".

Регулярно бывая в Париже, Морозов делил свое время между выставками, аукционами и галереями-магазинами, владельцы которых называли своего клиента "русским, который не торгуется". Он погружался в мягкие кресла, утопая в которых, внимательно просматривал подготовленные к его визиту полотна. Спустя некоторое время, не успев побывать ни в театре, ни в опере, он возвращался в Москву. Следом отдельным транспортом отправлялись безошибочно отобранные им картины.

В 1906 году, по возвращении из Парижа, где картины из его собрания экспонировались на выставке Два века русского искусства10, он принимает решение переустроить особняк, сделав его более приспособленным для размещения картин. Для этой работы был приглашен модный московский архитектор Лев Кекушев, который постарался придать анфиладе залов второго этажа нейтральный музейный вид. За счет снятия антресолей высота самого большого зала увеличилась на 6 метров. Все лепные украшения были убраны, а стены обиты полотном серо-зеленого света, что придало залам строгий облик. В заключение, в крыше был встроен высокий стеклянный фонарь, через который, как того требовало устройство самых современных картинных галерей Европы, в залы проникал солнечный свет.

Собрание, которое выстраивал Морозов, мыслилось им коллекцией "произведений, а не имен". Он мог годами ждать именно той картины, которой наметил представить каждого живописца. Главные этапы развития современной живописи, творчество каждого художника, он пытался показать полно и всесторонне, не ударными вещами как Щукин, а в многообразии их творчества. Действовал он, быть может, слишком методично, почти с музейной последовательностью. Можно поставить ему в вину излишнюю жанровую зависимость и следование вкусам советчиков и консультантов, нередко приводившее к досадным промахам. Так, поглощенный идеей покупки пейзажа Мане, он отказался приобрести Бар в Фоли Бержер - поздний шедевр живописца, экспонировавшийся на выставке Столетие французской живописи в Петербурге. Подобная же участь постигла и другое полотно Мане, специально оставленное для московского коллекционера Волларом. Впрочем, мелкие и даже крупные просчеты не помешали Ивану Морозову составить первоклассную коллекцию.

Информация о работе Движение Морозовых