Древний мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:30, лекция

Краткое описание

Истории около 2500 лет. Основоположником считается др.греч. историк Геродот (5 в. до н.э.). Древние ценили историю как науку и называли ее «magistra vitae» - наставница жизни. В древней Греции покровительницей истории была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках – символ того, что ничего не должно исчезнуть бесследно.

Содержание

1. История как наука, цель и задачи изучения
2. Периодизация мировой истории
3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса

Вложенные файлы: 1 файл

Кошелева Конспект_История древнегоо мира_1курс_архивы-музеи.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Арии знали различные ремесла. Торговля носила меновой характер, причем обычной мерой стоимости служили коровы.

В поздневедийскую эпоху  индийцы жили поселениями деревенского типа во главе с грамани (староста деревни), который, возможно, выбирался. В ведийскую эпоху существовали сабха – «собрание», «совет». Здесь проводилось обсуждение общих дел, устраивались диспуты и состязания.

В ранневедический период в обществе существовало тройственное деление –брахманы (священнослужители), раджанья (знать) и виш (простой  народ). Это деление в большей степени определялось родом занятий и положением в обществе и не имело ничего общего с той кастовой системой, которая развивалась позднее. Военная аристократия поздневедийской эпохи, так называемые цари, их родичи и приближенные составили особую сословную группу – варну кшатриев. Такую же варну образуют и жрецы-брахманы. Основная же часть населения принадлежала к варне вайшьев. Брахманы, кшатрии и вайшьи считались «дваждырожденными». Они имели право на участие в ведийском культе. Им противопоставлялись шудры, лишенные права слушать веды. Ритуальная нечистота — самая главная черта, характеризующая шудру. Шудра стоял вне общества «ариев».

За пределами общества земледельцев и скотоводов остались так называемые племена джунглей. Они рассматривались как особые касты, отличающиеся ритуальной нечистотой, т.е. неприкасаемые. Лица вневарновых категорий строили свои хижины за пределами населенных пунктов. Ремесло обычно признавалось сословно-кастовой обязанностью шудр.

Основным термином для  обозначения раба было слово даса. Их число могло пополняться за счет военнопленных или покоренных, приобретенных на чужбине или вынужденных поступить на рабскую службу. Рабство имело домашний характер.

Варновый строй основан на неравенстве прав и обязанностей, ему присуща жесткая социальная стратификация. Такие социальные категории, как варны, могли возникнуть лишь в том обществе, где все определялось происхождением, а частная собственность еще не получила достаточного развития.

 

4. Государство Маурьев

 

К концу ведийского периода  в Северной Индии сложилось несколько десятков государств, среди которых возвысилось государство с центром в Магадхе. Возможный фактор возвышения – антимакедонская борьба, которую возглавил Чандрагупта, родовое имя которого было Маурья. Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить себе всю Северную Индию. Ко времени его царствования относится еще одно столкновение с греко-македонянами – с Селевком. В результате мирного договора Селевк уступил Чандрагупте территории современного Афганистана и Белуджистана. Его известный сын Ашока присоединил Калингу. С подчинением Калинги Ашока стал царствовать над всей Индией, кроме крайней, южной части полуострова.

К середине I тыс. до н. э. в долине Ганга завершился процесс  превращения органов племенного самоуправления в государственные. Государственная власть носила характер восточной деспотии. Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, за исключением Магадхи, находившейся в ведении самого царя.

 

5. Кушаны на территории Индии

 

Этногенез кушанов весьма запутан. Но известно, что с начала I в. н. э. происходит возвышение одного из племен юэчжи, которое вошло в историю под именем кушанов (в Индии их также называли шаками, хотя этнически они принадлежали, по-видимому, не к шакам (сакам – иранским племенам), а к тохарам).

Этнической родиной, то есть основным местом расселения кушанов  была территория теперешнего Таджикистана. При царе Кадфизе II кушаны предприняли завоевательные походы в Индию и подчинили себе многие разрозненные североиндийские государства, возглавлявшиеся царями парфянского или шакского происхождения. Следующий царь Канишка успешно вторгался в глубь Индии. На вторую половину царствования Канишки приходится период наибольшего могущества Кушанской империи. При Канишке кушанами была подчинена вся Северозападная Индия. Столицей был город Пурушапура (современный Пешавар), расположенный на основном пути, связывавшем индийскую и среднеазиатскую части Кушанской империи.

 

История древнего Китая

 

Тема I. Китай в III – II тыс. до н.э.

 

1. Периодизация  истории древнего Китая

2. Археологические  культуры

3. Государственное  объединение в эпоху Шан-Инь

 

1. Периодизация истории древнего Китая

 

1) Период разложения  родоплеменного строя и создания  раннегосударственных объединений  Шан-Инь и Западного Чжоу в  долине Хуанхэ (II тыс. до н.э. – VIII в. до н.э.)

2) Период Восточного  Чжоу

– период разделенных  царств (VIII – V вв. до н.э.)

– период борющихся царств (V – III вв. до н.э.)

3) Период централизованных  империй Цинь и Хань (III в. до н.э. –  III в.)

Самыми древними письменными  источниками являются гадательные  надписи XIV – XI вв. до н.э. Но древняя история Китая известна, в основном, по из более поздних источников (с I в. до н.э.); многие сведения имеют явно мифологизированный характер. В древнем Китае не было выработано документации по хозяйственной отчетности. Особый интерес китайцы испытывали к истории, поэтому имеется много фактического материала. С середины I тыс. до н.э. они создали летописание.

 

2. Археологические  культуры

 

К бронзовым культурам относят Эрлитоу (отлив бронзы, техника утрамбованной земли, ритуальное умерщвление, имущественная дифференциация) в бассейне Хуанхэ; культура Даси в сычуане, Саньсиндуй. Наблюдается во многих случая преемственность археологических культур с последующим государственным становлением.

 

3. Государственное  объединение в эпоху Шан-Инь

 

Охотничьи племена Шан, по всей вероятности, пришли из северных районов Центрального Китая. Территория, подвластная вану, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани. Управление столь обширной территорией предполагало частичное передачу административных полномочий местным правителям.

История династии Шан-Инь  подтверждена целой серией археологических данных, в первую очередь, гадальными костями. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем – содержание полученного предсказания. Шан в гадательных надписях использовался как обозначение политического объединения или городского центра. В данный период ирригация не была известна, кроме строительства небольших каналов. Поэтому Шан не являлся речным цивилизационным типом. В этот период развивалось ремесло, но торговля развита слабо. Основной формой международного обмена был захват.

 

Тема II. Китай в к. II – первой половине I тыс. до н.э.

 

1) Период Западного  Чжоу

2) Восточное  Чжоу: особенности периода

 

1) Период Западного  Чжоу

 

Племена чжоу, которые  нанесли поражение государству Шан, создали свое государство не позднее последнего столетия шанского правления. В антропологическом плане племена чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием в обстановке, которая предполагала проведение ирригационных работ.

 

Строительство ирригационных  сооружений потребовало усиления контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими  системами. Постепенный рост поселений  сопровождался усложнением социальной и административной структуры.

Западное Чжоу являлось довольно рыхлым, этнически пестрым  образованием. Местные правители  чжухоу платили дань верховному чжоускому  ванну. Титул «ванн» верховный правитель  унаследовал еще от шанцев. Чжухоу имели свой аппарат управления, но ванн мог их сместить. Постепенно, однако, происходило возвышение чжухоу, что способствовало сепаратизму.

Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической  структуре находился класс «рыцарей», состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Со временем слово «рыцарь» стало означать «ученый». Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы.

На нижней ступени  социальной лестницы находился «народ», т.е. крестьяне.

Степные народы, часть которых, возможно, имела то же происхождение, что и население Чжоу, постоянно совершали набеги на северо-западные районы. Меры по укреплению обороны, военные экспедиции и кампании ложились на плечи населения императорских владений более тяжелым бременем, чем на жителей других владений и поместий. Кроме того, привлечение большого контингента населения на принудительные работы привело к ослаблению сил защитников пограничных рубежей. Воспользовавшись оттоком населения на строительство ирригационных сооружений западные варвары совершили набег на столицу (в долине р.Вэйхэ близ города Сиань). Столицу страны пришлось перенести на восток, в Лоян, на территорию нынешней провинции Хэнань. В 771 до н.э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она продолжала существовать до 256 до н.э.

 

2) Восточное  Чжоу: особенности периода

 

После 771 до н.э. феодальные князья договорились между собой  о разделе страны на несколько  государств при сохранении номинального правления династии Чжоу.

Зарождение товарно-денежных отношений привело к трансформации всей экономической системы. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу с феодалами за власть и собственные интересы.

Параллельно изменениям в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений.

Видимость национального  единства в этот период поддерживалась съездами феодальных князей. Однако между княжествами все чаще вспыхивали войны, в результате чего малые княжества поглощались более крупными.

В соперничестве за преобладающие  позиции далеко вперед вырвалось  самое западное княжество – Цинь благодаря проведенным тут в середине IV в. реформам Шан Яна. Кроме того, царство Цинь являлось, возможно, самым древним центром металлургии железа в Китае. Эти факторы стали определяющими в его возвышении.




Информация о работе Древний мир