Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:27, реферат
Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками – наименованием, взятым нами у римлян. История грекоязычных племен начинается с их переселения на Балканы в конце 3-го – нач.2-го тысяч. до н.э.
Время взглядом варвара обводит форум.
Гете.
ВВЕДЕНИЕ
Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками – наименованием, взятым нами у римлян.
История грекоязычных племен начинается с их переселения на Балканы в конце 3-го – нач.2-го тысяч. до н.э.
Материковая Греция делится на северную, среднюю и южную. На севере находится
Македония. Между Македонией и Фессалией – горный массив Олимп. В средней Греции находится гора Парнас (местопребывание муз); на склоне Парнаса – святилище Дельфы с общегреческим оракулом Аполлона (жрица святилища – пифия). Островная часть Греции – острова Эгейского моря, в т.ч. и более южные Крит и Кипр. Греки заселяли также западное побережье Малой Азии. Само название «Древняя Греция» является условным, принятым в исторической науке. Греческий народ не имел политического единства и жил преимущественно маленькими политическими общинами – полисами (полис – государство-город) по берегам Средиземноморья. Полисы – уникальные в истории человечества государственные образования, античные республики, основанные на т. наз. прямой демократии, когда все граждане полиса равноправны, все принимают активное и непосредственное, прямое участие в политической жизни своего государства (см. М.Н.Славятинская). Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию. Экономическая основа полиса – труд свободных граждан, занимавшихся ремеслами и земледелием. Использовался и труд рабов, но не он определял полисную экономику. В то же время начальное рабовладение, создавшее условия для разделения умственного и физического труда, способствовало быстрому развитию наук и искусства. Внутреннее устройство полиса предоставило неограниченные возможности для проявления личной активности любому полноправному гражданину – залог небывало быстрого развития греческой культуры, получившего название «греческого чуда» (расцвет философии, трагедии, лирики, науки, общественной жизни).
Несмотря на политическую
По языку древние греки
Развитие эллинской
К 13 веку Микены – самое могущественное ахейское государство (подчинившее Крит). Ахейцев смела волна дорийского нашествия. «Когда Микены ослабели после последнего разбойничьего похода – вторжения в Трою, дорийцы и новые волны северян, которые все это время выжидали, сидя в горах, как скворцы на натянутых веревках, ринулись вниз и напали на них. Со своей звериной храбростью, глупостью и везением они смели величественную многовековую культуру (уцелели только островки цивилизации, вроде Афин – прибежища для изгнанных) и заняли то, что осталось от древних городов. Они жили, как поселенцы, в выжженных и разоренных дворцах, как козы, щиплющие траву в трещинах древних алтарей и не прилагали никаких усилий, чтобы отстроить их заново. Летописи исчезли, искусство письма утратилось, ремесла пришли в упадок, новые боги смешались со старыми. Искусно отделанное бронзовое оружие уступило место грубому железу. Погребение в великолепных гробницах сменилось быстрым сожжением» (Дж.Гарднер, «Крушение Агатона»). Дорийское нашествие задержало культурное и экономическое развитие греческих племен.
История современного греческого народа включает такие периоды: 1) античный(9 в.до н.э. –5 в.н.э.); 2) византийский – от утверждения феодальной византийской империи при Юстиниане (527-565 гг.н.э.) до завоевания Константинополя (Византии) турками в 1453 г.; 3) период турецкого владычества (1453-1829 гг.) ; 4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества до наших дней.
Собственно древнегреческая античная литература делится на 4 периода: 1)архаика; 2)классика; 3)эллинизм – время господства больших эллинистических монархий 3-1 вв.до н.э.; 4) эллинистически-римский период – время римского владычества (1-5 вв.н.э.), заката античности, перехода к установлению феодального строя, угасания старых традиций и возникновения новых – христианско-византийских.
Истоки древнегреческой литературы – миф, сказка, пословица, поговорка, басня (сохраняет черты животного эпоса, связь с жизнью охотников и скотоводов. 5 в. до н.э. – творчество легендарного баснописца – фригийского раба, горбуна Эзопа (426 басен в прозе)). Многие изречения народной мудрости были приписаны 7-ми мудрецам древности (Фалес, Биант, Солон, Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон).
Прочно удерживалась в памяти ритмическая форма – народная песня. Связана с обрядом, магией, трудовыми процессами. Из обрядовых важны свадебные (гименей) и похоронные (френос/тренос).
Источники – тексты на глиняных табличках (они сохранялись в огне пожарищ). С 7-го в. до н.э. используется папирус (полоса шириной 23,5 см), хорошо сохранявшийся в сухом климате Египта. Это книга-свиток. Со 2-го в. до н.э. – пергамен (греч), пергамент (лат.) Это книга-кодекс. Дороговизна такой книги – необходимость палимпсеста (книги вновь соскобленной, тексты стирались в больших скрипториях). Бумага в Европе известна с 8 в. н.э.
Авторитет и значение античности неоспоримы, связь с ней никогда не прерывалась в европейской культуре. В разные эпохи востребованы разные грани античного наследия. Эпоха Ренессанса известна своим «открытием» классической древности: «В спасенных при гибели Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед …светлыми образами ее исчезли призраки средневековья» (Энгельс). В период Великой французской буржуазной революции (1789-1794) актуализировано общественно-политическое значение древних республик. Поэт Андре Шенье писал в это время: «Чтобы изобразить нашу идею, позаимствуем у древних краски, зажжем наши факелы у их политического огня и создадим проникнутые новыми мыслями античные стихи».
ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС
«Гомеровский вопрос» – об авторстве поэм «Илиада» и «Одиссея». Гомер – «царь поэтов и поэт царей» (Н.Флоренсов). Унитарии и аналитики, их дискуссия. Аэды и рапсоды.
До эпоса были созданы мифы, а
также поэтические формы, связанные
с религиозной и бытовой
Историческая основа поэмы «Илиада»
Троянская
война отдалена от нас не менее
чем 3-мя тысячелетиями, но это признанный
исторический факт. Союз ахейских царей
во главе с правителем Микен Агамемноном
выступил против троянского племенного
(видимо, фракийско-анатолийского
В поэме два лагеря: материковые греки зовутся ахейцы, данаи, аргивяне (Аргос). Троянцы – илионцы, дарданцы: Ил – правнук Дардана (троянские эолийцы).
Место великого побоища –
самый стык Европы и Азии. Тема
какой-либо войны безрадостна,
но войны наполняют обозримую
историю человечества. (Древняя игра
в войну и любовь). Одна из
первых – Троянская, наиболее
известная в европейской
О раскопках, произведенных Шлиманом, см. в книге: Штоль Генрих Александр. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. - М.: Мол.гвардия, 1991. - 432 с. ГЕНРИХ ШЛИМАН(1822-1890). Раскопки вел в 70-80-е гг. 19 столетия.
«… Шлиман навсегда останется человеком,
который нашел Трою и подарил
нам целое тысячелетие
«Ночь забвения опустилась над этим холмом, и только лягушки квакали в болотах Скамандра, да изредка доносился издали скрип турецкой арбы. И вот теперь, через три с лишним тысячи лет после гибели Трои, стоит здесь худой пятидесятилетний человек, у которого нет никакого иного оружия, кроме любимого им Гомера и слепой веры в него, стоит и смотрит на холм Гиссарлык. Глаза его сверлят землю, как глаза скульптора – глыбу мрамора. Как тот видит скрытую в камне фигуру, которая только и ждет, чтобы резец вызволил ее на свободу, так и Шлиман видит глубоко в недрах холма стены Трои, которые дожидались его три тысячи лет» (с.227).
«Гиссарлык всегда был местом, где возводились постройки; после разрушения Трои на протяжении полутора тысяч лет один город за другим строился на развалинах предыдущего».(Г.Штоль).
Шлиман открыл Трою(1876) и культуру более древнюю, чем культура гомеровской Греции. Гомер пишет о прошлом – это микенская культура, пришедшая на смену критской. Открытие Шлимана – культура Греции началась не с Гомера, а со 2 тыс. до н.э. Ранний период греческой истории – микенская эпоха 15-12 вв. до н.э.
Н.Флоренсов: «Особое отношение к поэмам Гомера еще и в том, что они имеют огромное значение для исторической науки, т.к. относятся к переходной эпохе между высокоразвитым общинно-родовым и зародившимся в его недрах рабовладельческим строем. Читая поэмы, мы оказываемся как бы свидетелями великого рубежа в истории материальной культуры человечества – вплотную надвинувшейся смены бронзового века железным».
Мир Гомера соткан из нескольких веков. Война под Троей – 13 век; песнь о ней – 8 век. «Илиада» - не историческая летопись, а легендарно-мифологическая поэма.
Мифологическая основа. Сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» взяты из Троянского цикла мифов. Сборы греческого войска для похода на Трою подтверждают сепаратизм и панэллинизм как тенденции греческой жизни. Межполисное общение направлено на поддержку общегреческих традиций (спортивные игры, оракулы и др.)
Троянский цикл. Пелей, сын Эака, берет в жены Фетиду, морскую богиню. Свадьба. Эрида. Яблоко раздора. Суд Париса (Александра). Возвращение Париса в Трою. Его поездка в Спарту. Похищение Елены, жены Менелая (Он и его брат Агамемнон – Атриды, дети Атрея, - Тиест – Пелопс – Тантал). Сборы войска греков. Плавание. Гавань в Авлиде – змей поедает 9 птиц, Калхас разъясняет – 10 лет войны предстоит. Одиссей спрыгивает на щит – Протесилай гибнет. Осада. Троянский конь.
Троянская война была основной канвой для самой ранней, еще дописьменной народной поэзии, сыгравшей немалую роль в сохранении и распространении мифологии. Аэд – певец, исполнитель героических сказаний, импровизатор. Рапсод – сшиватель песен.
Психологическая составляющая (психология воинской доблести). Н.Флоренсов: «Жизнь в наилучших природных условиях Средиземноморья при обилии даров земли и моря, полнокровность, здоровье духа и тела сделали древних греков страстными потребителями жизненных благ, и наивысшего из них – обладания прекрасными женщинами, чего они не могли не отнести также к блаженству своих богов». Битва за женщину – центральный мотив и древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Древняя игра в войну и любовь, причем ярко выраженный эротический характер действа требовал кровавой неистовости. Согласно Н.Флоренсову, выявлена чувственная подоплека воинской доблести, будоражащий выход за пределы собственного эгоизма, в тревожную атмосферу риска для жизни; глубокое сочувствие при виде доблести боевого товарища, упоение, черпаемое в верности и самоотверженности. Это переживание, устремляющееся к благородному образу человеческого совершенства, родственного греческой калокагатии, напряженного чаяния прекрасной жизни, столь сильно воодушевлявшего последующие столетия. Но вместе с тем и маска, за которой – мир корыстолюбия и насилия.
Трансформация мифа. Мифы о Троянской войне, обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими преданиями. На стыке мифа и исторического предания (историческое предание соперничает с мифом) складывается и священная история типа библейских повествований. Гомер – своего рода библия древних греков, в его поэмах исторические воспоминания мифологизируются и сакрализуются. Предания воспроизводят мифологические схемы, прикрепляя их к историческим событиям. Легенды более сакрализованы, склонны к изображению «чудес» и «фантастики». Эпический фон заполнен богами. Но при этом у Гомера – классическая стадия в истории эпоса – воинские сила и храбрость, неистовый героический характер полностью заслоняют колдовство и магию. Мифическое раннее время преобразуется в славную эпоху ранней могучей государственности.
Гомер соединил в одном целом
пласты мифологического и
Сюжет «Илиады»: события 10-го года осады Трои (51 день), изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского героя Гектора.
Содержание сосредоточено