Древняя Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:27, реферат

Краткое описание

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками – наименованием, взятым нами у римлян. История грекоязычных племен начинается с их переселения на Балканы в конце 3-го – нач.2-го тысяч. до н.э.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции Греция.docx

— 92.14 Кб (Скачать файл)

Время взглядом варвара  обводит форум.

Гете.

 

ВВЕДЕНИЕ

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был  народ, который называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками – наименованием, взятым нами  у римлян.

История грекоязычных племен начинается с их переселения на Балканы в конце 3-го – нач.2-го тысяч. до н.э.

Материковая Греция делится на северную, среднюю  и южную. На севере находится 

Македония. Между Македонией и Фессалией  – горный массив Олимп. В средней  Греции находится гора Парнас (местопребывание  муз); на склоне Парнаса – святилище  Дельфы с общегреческим оракулом Аполлона (жрица святилища – пифия). Островная часть Греции – острова Эгейского моря, в т.ч. и более южные Крит и Кипр. Греки заселяли также западное побережье Малой Азии. Само название «Древняя Греция» является условным, принятым в исторической науке. Греческий народ не имел политического единства и жил преимущественно маленькими политическими общинами – полисами (полис – государство-город) по берегам Средиземноморья. Полисы – уникальные в истории человечества государственные образования, античные республики, основанные на т. наз. прямой демократии, когда все граждане полиса равноправны, все принимают активное и непосредственное, прямое участие в политической жизни своего государства (см. М.Н.Славятинская). Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию. Экономическая основа полиса – труд свободных граждан, занимавшихся ремеслами и земледелием. Использовался и труд рабов, но не он определял полисную экономику. В то же время начальное рабовладение, создавшее условия для разделения умственного и физического труда, способствовало быстрому развитию наук и искусства. Внутреннее устройство полиса предоставило неограниченные возможности для проявления личной активности любому полноправному гражданину – залог небывало быстрого развития греческой культуры, получившего название «греческого чуда» (расцвет философии, трагедии, лирики, науки, общественной жизни).

  Несмотря на политическую разобщенность  и племенную обособленность (сепаратизм), греки  в цветущую пору своей  истории дошли до высокого  сознания своего национального  и культурного единства (панэллинизм), противопоставляя себя всем другим народам как варварам. Это сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в 5-м в. до н.э.

По языку древние греки принадлежали к индоевропейской семье. Грамматический строй языка близок  к романским, кельтским, славянским, германским, индоиранским и др. языкам. Вместе с тем, словарный  состав древнегреч.языка содержит элементы из языков более древнего населения  Балкан – пеласгов, а также языков Малой Азии. Основными из греческих  племен, значительно отличавшихся по своему диалекту, считались ионийцы, эолийцы и дорийцы. Вследствие исключительно важной роли Афинского государства образовалась особая ветвь ионийцев и их языка – аттическое наречие. Эти четыре диалекта определили язык основных жанров: ионийский – эпос, эолийский – сольная поэзия, дорийский – торжественная хоровая лирика, аттический – трагедия. К разговорной аттической речи был близок жанр комедии. Еще ближе к просторечью язык надписей, сохраняющий особенности местных диалектов. В языке греков как приморского народа поражает множество слов, связанных с морем. В морфологии присутствует склонение с 4-мя падежными формами, глагольные формы в разнообразии времен и наклонений передают все оттенки действия или состояния, длительность и моментальность действия (аорист). В фонетическом отношении слоги различались по долготе и краткости, долгий – вдвое протяжнее краткого и с большей высотой звука.

Развитие эллинской цивилизации  предполагает ряд эпох: микенская, или крито-микенская цивилизация (16-13 вв до н.э.); «темные века – 12-9 вв. до н.э.; античная – полисная цивилизация – с середины 8 столетия до н.э.

К 13 веку Микены – самое могущественное ахейское государство (подчинившее  Крит). Ахейцев смела волна дорийского нашествия. «Когда Микены ослабели после последнего разбойничьего похода – вторжения в Трою, дорийцы и новые волны северян, которые все это время выжидали, сидя в горах, как скворцы на натянутых веревках, ринулись вниз и напали на них. Со своей звериной храбростью, глупостью и везением они смели величественную многовековую культуру (уцелели только островки цивилизации, вроде Афин – прибежища для изгнанных) и заняли то, что осталось от древних городов. Они жили, как поселенцы, в выжженных и разоренных дворцах, как козы, щиплющие траву в трещинах древних алтарей и не прилагали никаких усилий, чтобы отстроить их заново. Летописи исчезли, искусство письма утратилось, ремесла пришли в упадок, новые боги смешались со старыми. Искусно отделанное бронзовое оружие уступило место грубому железу. Погребение в великолепных гробницах сменилось быстрым сожжением» (Дж.Гарднер, «Крушение Агатона»). Дорийское нашествие задержало культурное и экономическое развитие греческих племен.

История современного греческого народа включает такие периоды: 1) античный(9 в.до н.э. –5 в.н.э.); 2) византийский –  от утверждения феодальной византийской империи при Юстиниане (527-565 гг.н.э.) до завоевания Константинополя (Византии) турками в 1453 г.; 3) период турецкого владычества (1453-1829 гг.) ; 4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества до наших дней.

 

Собственно древнегреческая античная литература делится на 4 периода: 1)архаика; 2)классика; 3)эллинизм – время господства больших эллинистических монархий 3-1 вв.до н.э.; 4) эллинистически-римский период – время римского владычества (1-5 вв.н.э.), заката античности, перехода к установлению феодального строя, угасания старых традиций и возникновения новых – христианско-византийских.

 

Истоки  древнегреческой литературы – миф, сказка, пословица, поговорка, басня (сохраняет  черты животного эпоса, связь  с жизнью охотников и скотоводов. 5 в. до н.э. – творчество легендарного баснописца – фригийского раба, горбуна Эзопа (426 басен в прозе)). Многие изречения народной мудрости были приписаны 7-ми мудрецам древности (Фалес, Биант, Солон, Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон).

 

Прочно удерживалась в памяти ритмическая  форма – народная песня. Связана  с обрядом, магией, трудовыми процессами. Из обрядовых важны  свадебные (гименей) и похоронные (френос/тренос).

 

Источники – тексты на глиняных табличках (они сохранялись в огне пожарищ). С 7-го в. до н.э. используется папирус (полоса шириной 23,5 см), хорошо сохранявшийся в сухом климате Египта. Это книга-свиток. Со 2-го в. до н.э. – пергамен (греч), пергамент (лат.) Это книга-кодекс. Дороговизна такой книги – необходимость палимпсеста (книги вновь соскобленной, тексты стирались в больших скрипториях). Бумага в Европе известна с 8 в. н.э.

 

Авторитет и значение античности неоспоримы, связь с ней никогда не прерывалась  в европейской культуре. В разные эпохи востребованы разные грани  античного наследия. Эпоха Ренессанса известна своим «открытием» классической древности: «В спасенных при гибели Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед …светлыми образами ее исчезли призраки средневековья» (Энгельс). В период Великой французской буржуазной революции (1789-1794) актуализировано общественно-политическое значение древних республик. Поэт Андре Шенье писал в это время: «Чтобы изобразить нашу идею, позаимствуем у древних краски, зажжем наши факелы у их политического огня и создадим проникнутые новыми мыслями античные стихи».

ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС

 

«Гомеровский вопрос» – об авторстве поэм «Илиада» и «Одиссея». Гомер – «царь поэтов и поэт царей» (Н.Флоренсов). Унитарии и аналитики, их дискуссия. Аэды и рапсоды.

До эпоса были созданы мифы, а  также поэтические формы, связанные  с религиозной и бытовой практикой  – тренос, энкомий, трудовая песня  и др.

 

Историческая основа поэмы  «Илиада»

 

Троянская война отдалена от нас не менее  чем 3-мя тысячелетиями, но это признанный исторический факт.  Союз ахейских царей  во главе с правителем Микен Агамемноном  выступил против троянского племенного (видимо, фракийско-анатолийского объединения).

В поэме два лагеря: материковые  греки зовутся ахейцы, данаи, аргивяне (Аргос). Троянцы – илионцы, дарданцы: Ил – правнук Дардана (троянские эолийцы).

 Место великого побоища –  самый стык Европы и Азии. Тема  какой-либо войны безрадостна,  но войны наполняют обозримую  историю человечества. (Древняя игра  в войну и любовь). Одна из  первых – Троянская, наиболее  известная в европейской литературной  традиции. Она – главнейшая тема  самых ранних песен, исполнявшихся  в Древней Греции народными  певцами – аэдами. Созданные по воспоминаниям о ней поэмы Гомера положили начало всей европейской художественной культуры.

О раскопках, произведенных Шлиманом, см. в книге: Штоль Генрих Александр. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. - М.: Мол.гвардия, 1991. - 432 с.  ГЕНРИХ ШЛИМАН(1822-1890). Раскопки вел в 70-80-е гг. 19 столетия.

«… Шлиман навсегда останется человеком, который нашел Трою и подарил  нам целое тысячелетие греческой  истории, или, точнее говоря, истории  человечества. Шлиман открыл тысячелетие  греческой истории и заставил заговорить даже камни. Он вырвал из недр земли то, что она с незапамятных времен хранила и прятала».

«Ночь забвения опустилась над этим холмом, и только лягушки  квакали в болотах Скамандра, да изредка доносился издали скрип  турецкой арбы. И вот теперь, через  три с лишним тысячи лет после  гибели Трои, стоит здесь худой  пятидесятилетний человек, у которого нет никакого иного оружия, кроме  любимого им Гомера и слепой веры в  него, стоит и смотрит на холм Гиссарлык. Глаза его сверлят  землю, как глаза скульптора –  глыбу мрамора. Как тот видит  скрытую в камне фигуру, которая  только и ждет, чтобы резец вызволил ее на свободу, так и Шлиман видит  глубоко в недрах холма стены  Трои, которые дожидались его три  тысячи лет» (с.227).

«Гиссарлык всегда был  местом, где возводились постройки; после разрушения Трои на протяжении полутора тысяч лет один город  за другим строился на развалинах предыдущего».(Г.Штоль).

 Шлиман открыл Трою(1876) и культуру  более древнюю, чем культура  гомеровской Греции. Гомер пишет  о прошлом – это микенская  культура, пришедшая на смену  критской. Открытие Шлимана –  культура Греции началась не  с Гомера, а со 2 тыс. до н.э. Ранний период греческой истории – микенская эпоха 15-12 вв. до н.э.

 

Н.Флоренсов: «Особое отношение к поэмам Гомера еще и в том, что они имеют  огромное значение для исторической науки, т.к. относятся к переходной эпохе между высокоразвитым общинно-родовым  и зародившимся в его недрах рабовладельческим  строем. Читая поэмы, мы оказываемся  как бы свидетелями великого рубежа в истории материальной культуры человечества – вплотную надвинувшейся  смены бронзового века железным».

Мир Гомера соткан из нескольких веков. Война  под Троей – 13 век; песнь о ней  – 8 век. «Илиада» - не историческая летопись, а легендарно-мифологическая поэма.

 

Мифологическая  основа. Сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» взяты из Троянского цикла мифов. Сборы греческого войска для похода на Трою подтверждают сепаратизм и панэллинизм как тенденции греческой жизни. Межполисное общение направлено на поддержку общегреческих традиций (спортивные игры, оракулы и др.)

Троянский цикл. Пелей, сын Эака, берет в жены Фетиду, морскую богиню. Свадьба. Эрида. Яблоко раздора. Суд Париса (Александра). Возвращение Париса в Трою. Его поездка в Спарту. Похищение Елены, жены Менелая (Он и его брат Агамемнон – Атриды, дети Атрея, - Тиест – Пелопс – Тантал). Сборы войска греков. Плавание. Гавань в Авлиде – змей поедает 9 птиц,  Калхас разъясняет – 10 лет войны предстоит. Одиссей спрыгивает на щит – Протесилай гибнет. Осада. Троянский конь.

Троянская война была основной канвой для самой  ранней, еще дописьменной народной поэзии, сыгравшей немалую роль в  сохранении и распространении мифологии. Аэд – певец, исполнитель героических сказаний, импровизатор. Рапсод – сшиватель песен.

 

Психологическая составляющая (психология воинской доблести). Н.Флоренсов: «Жизнь в наилучших природных условиях Средиземноморья при обилии даров земли и моря, полнокровность, здоровье духа и тела сделали древних греков страстными потребителями жизненных благ, и наивысшего из них – обладания прекрасными женщинами, чего они не могли не отнести также к блаженству своих богов». Битва за женщину – центральный мотив и древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Древняя игра в войну и любовь, причем ярко выраженный эротический характер действа требовал кровавой неистовости. Согласно Н.Флоренсову, выявлена чувственная подоплека воинской доблести, будоражащий выход за пределы собственного эгоизма, в тревожную атмосферу риска для жизни; глубокое сочувствие при виде доблести боевого товарища, упоение, черпаемое в верности и самоотверженности. Это переживание, устремляющееся к благородному образу человеческого совершенства, родственного греческой калокагатии, напряженного чаяния прекрасной жизни, столь сильно воодушевлявшего последующие столетия. Но вместе с тем и маска, за которой – мир корыстолюбия и насилия.

 

Трансформация мифа. Мифы о Троянской войне, обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими преданиями. На стыке мифа и исторического предания (историческое предание соперничает с мифом) складывается и священная история типа библейских повествований. Гомер – своего рода библия древних греков, в его поэмах исторические воспоминания мифологизируются и сакрализуются. Предания воспроизводят мифологические схемы, прикрепляя их к историческим событиям. Легенды более сакрализованы, склонны к изображению «чудес» и «фантастики». Эпический фон заполнен богами. Но при этом у Гомера – классическая стадия в истории эпоса – воинские сила и храбрость, неистовый героический характер полностью заслоняют колдовство и магию. Мифическое раннее время преобразуется в славную эпоху ранней могучей государственности.

Гомер соединил в одном целом  пласты мифологического и исторического  бытия.

Сюжет «Илиады»: события 10-го года осады Трои (51 день), изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского героя Гектора.

Содержание сосредоточено вокруг гнева Ахилла. (Буало: «Не накопичуйте без ладу різних дій,/ сам тільки Ахиллес та гнев його страшний /гомерів архитвір виповнюють до краю») Иногда встречаются отступления, как перечисление сил ахейцев и троянцев (песнь 2-я – «список кораблей». Гомер: «Всех же бойцов рядовых не могу ни назвать, ни исчислить/ Если бы десять имел языков я и десять гортаней/ Если б имел не слабеющий голос и медные перси». Осип Мандельштам: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел наполовину»); как характеристика главных героев ахейского войска, вложенная в уста Елены - «смотр со стены» (песнь 3-я). Преобладают батальные сцены с участием отдельных героев и военные советы. Экспозиция – мор в ахейском лагере. Завязка – ссора Ахилла и Агамемнона, кульминация – гибель Патрокла (песнь 16-я); развязка – месть Ахилла и погребение героев (22 – гибель Гектора; 23-24- похороны). Тип героя. Эпос – об аристократии (родоплеменная аристократия – басилевсы); с этим высоким статусом связан максимум самореализации, который пленяет слушателей, сублимирует их собственные чаяния). Главный герой – Ахилл – цельная и благородная натура, олицетворение той военной доблести, которая служит идеологической основой всей поэмы. Ахилл и Гектор – «сверкающие светила «Илиады» (А.Боннар). Нестор – вечный тип мудрого старца, вспоминающего годы юности и дающего наставления. Престарелый троянский царь Приам – тип патриарха, окруженного многочисленной семьей.

Информация о работе Древняя Греция