Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности Екатерины II, как правительницы и литератора.
В данной курсовой работе я ставлю следующие задачи:
изучить особенности правления Екатерины 2;
проанализировать литературную деятельность императрицы.
Введение………….
Глава I. Екатерина II как государственный деятель
Начало царствования Екатерины II……….
Итоги правления Екатерины II………
Глава II. Екатерина II как литератор………..
2.1. Особенности произведений Екатерины II…………….
2.2. Литературная деятельность Екатерины II …………..
Заключение………..
Список использованной литературы………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)
Курсовая работа на тему:
Выполнил:
ст. группы ЗИГФ-11-07
Соловьева Н.Н.
Проверил(научный руководитель:
Чебоксары-2012
Содержание
Введение………….
Глава I. Екатерина II как государственный деятель
Глава II. Екатерина II как литератор………..
2.1. Особенности произведений Екатерины II…………….
2.2. Литературная деятельность Екатерины II …………..
Заключение………..
Список использованной литературы……….
Введение
«Золотой век» Екатерины II – один из интереснейших этапов российской истории – в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Поэтому его исследование очень актуально. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения.
Между тем в течение семи десятилетий после октября 1917 года история России второй половины XVIII века, история царствования Екатерины 2, преподносилась предвзято. Подобные суждения имеют в одних случаях эмоциональную, а не фактическую основу, а в других – сильно политизированный умысел и исходят от недругов императрицы за рубежами страны, недовольных жестко проводимым ею внешнеполитическим курсом России, последовательным отстаиванием национальных интересов.
Екатерина 2 еще при жизни
делами своими снискала титул «Великая».
Разумеется, советская историография
не принимала эту оценку, и только
в конце 80-х годов ХХ века заговорили
о признании ее выдающейся роли в
истории России. Обращаясь ко времени
правления Екатерины 2, историки справедливо
выделяют два момента: эпоха глазами
современников и конкретные результаты
ее деятельности, сказавшиеся и на
последующем развитии страны. По поводу
первого ограничимся
Что касается успехов правления
Екатерины, подчеркнем главное: осуществленные
почти во всех сферах жизни огромного
государства преобразования не несли
в себе ни грана «революционного»
начала и в своей основе были направлены
на всемирное укрепление абсолютистского
государства, дальнейшее упрочнение господствующего
положения дворянства, законодательное
закрепление неравноправного
Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословии. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевной и наречена невесткой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности Екатерины II, как правительницы и литератора.
В данной курсовой работе я ставлю следующие задачи:
Практическая значимость состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении жизни и деятельности Екатерины 2 в школе и вузе.
Глава I. Екатерина II как государственный деятель
Незаконность восшествия на престол Екатерины, как это ни парадоксально, имела свои несомненные плюсы, особенно в первые десятилетия царствования, когда она «должна была тяжким трудом, великими услугами и пожертвованиями…искупать то, что цари законные имеют без труда… это самая необходимость и была отчасти пружиною великих и блистательных дел ее» 3 Так считал (и не один) Н.И. Греч. Выражая мнение образованной части общества. В.О. Ключевский. Говоря о программе деятельности Екатерины 2, взявшей власть, а не получившей ее по закону, упор также делал на том же моменте: «Власть захваченная всегда имеет характер векселя, по которому ждут уплаты, а по настроению русского общества Екатерине предстояло оправдать разнообразные и несогласные ожидания»4. Вексель, как показало время, был погашен в срок.
Исследователи не раз отмечали,
что Екатерина 2, в отличие от своих
предшественниц и предшественников
на троне после Петра 1, взошла на
него, имея сложившуюся политическую
программу и общественного
Поражают знание молодой великой княгиней психологии людей и упорство в достижении поставленной цели – качества, развитые в зрелые годы. Это подметил еще А.С. Пушкин «Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться»5.
Еще переживая в Москве, после коронации. Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Русская пословица говорит: «тот отец – мать, кто вспоил, вскормил да добру научил». Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине: для тысяч несчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело.
В Польше жило много православных. Древняя русская православная страна, Белоруссия, была под властью Польши. Православным людям во всех этих местах жилось очень тяжело. Католики употребляли все усилия, чтобы заствить православных принять их веру. Сначала польские священники доказывали православным, что вера католическая самая лучшая и одна угодна Богу, и склоняли их добровольно принять эту веру. Когда слова не действовали, обращались к грубой силе. Могла ли Государыня спокойно смотреть на все это? И вот она решает, во что бы то ни стало, помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Она избрала себе в помощь русского вельможу. Это был князь Репнин. Он отличался большим умом и трудолюбием. Ему Государыня поручила все дела православных в Польше и Белоруссии. Сама она постоянно давала Репнину указания, где и как поступать, и руководила им. Много было хлопот и огорчений, долго нельзя было допиться уступок оот поляков. Приходилось и войска держать наготове. Но дело было сделано. Не в одном православном храме и доме вознесена была горячая молитва за Государыню. На нее только и надеялись, и она оправдала надежды!
Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше аптек и лекарей, и чтобы каждый заболевший мог получить помощь, как можно скорее. Особенно много бед приносили эпидемические болезни. От одной оспы вымирали сотни тысяч детей. Узнала она, что в Англии есть лекарь который прививает взрослым и детям оспу и тем предохраняет людей от заболеваний оспой натуральной. К этому средству заграницей уже прибегали многие. В России еще никто о нем не знал. Императрица вызывает этого лекаря, платя ему громадные деньги за приезд. Но вот горе: кто решиться привить себе оспу? Привить ее значит ввести оспенный яд в тело человека. Примеров перед глазами не было. Императрица Екатерина понимала этот страх. Она решилась подействовать на подданных собственным примером. И вот она привила оспу себе и Наследнику престола великому князю Павле Петровичу. Этот поступок государыни вызвал всеобщее удивление, и всеобщую радость. Удивлялись ее смелости и радовались, зная, что с этого времени благодетельное оспопрививание будет принято всеми. Сенат от имени народа благодарил Государыню. Он установил ежегодно праздновать это событие. Ее всюду прославляли, говоря: «Своею опасностью других спасает». С того времени оспопрививание, действительно, было принято в России. По указу Императрицы Екатерины, оно сделалось обязательным.
Больше двух лет трудилась императрица над составлением «Наказа». Много она для этого читала, много беседовала с людьми, знающими дело, много присматривалась и наблюдала. Иностранцы хвалили Русскую Императрицу за ее ум и познания. Подданные с благоговением и радостью узнавали ее истинно человеколюбивые мысли. Которые должны были войти в законы. В прежнее время наказания отличались большой суровостью. Императрица Екатерина требует смягчения их. Она говорит: «Любовь к Отечеству, стыд, и страх поношения суть средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений»6. В прежнее время допускались наказания, которые могли даже изуродовать человеческое тело. Императрица Екатерина потребовала отмены таких наказаний, говоря: «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить»7. Чтобы заставить обвиняемого сознаться в проступке, часто употребляли пытки. Императрица Екатерина считала пытку вредной и пожелала отменить ее. Она говорила, что слабый телом не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь бы избавиться от мучений, а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается в преступлении и избегнет наказания.
Чтобы легче было управлять таким обширным государством, как Россия, она увеличила число губерний. На губернию положено было не больше 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались из русских вельмож самой Императрицей. Они действовали по ее указам. Губернии делились на уезды. Многие большие села были обращении в уездные города. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе – высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Государственные доходы ведала Казенная Палата. Чтобы удобнее было взносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. Дворянство было признано особым главным сословием. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворяне должны были нести государственную службу и вести сельские хозяйство, а купцы и мещане – заниматься торговлей и промышленностью.
Желая все видеть и знать
Екатерина предпринимала
Из «Наказа» видно уже было, что просвещение Императрица Екатерина считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространить всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещенный человек не пойдет на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. В Петербурге императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Передают, что девочки этого училища не знали большей радости, чем принимать Государыню. Они спешили к ней навстречу, обнимали ее, лезли к ней на колени. Взаимно они получали чисто материнские ласки.
Как истинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая его распространения, Императрица Екатерина покровительствовала всем писателям и ученым. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский ученый Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился при ней больших милостей. Царственных внуков своих великих князей Александра и Константина Павловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели. Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала и подробные правила, как воспитывать и чему учить великих князей. В других сочинениях Императрица Екатерина изображает пороки современного ей общества. Она осмеивает ханжество, суеверие, безделье, жестокое обращение с крестьянами, нежелание учиться. Делает это императрица, желая исправить людей, заставить их избегать пороков, которые ей осмеиваются. Значит, в этих сочинениях императрица Екатерина тоже имела ввидувоспитание, только уже не детей, а взрослых, которые дурно воспитывались с детства и нуждались в исправлении.
Главные войны, веденные Россией в царствование Императрицы Екатерины, были первая и вторая турецкие. Разорение Балты было сделано без ведома русского правительства. Не смотря на это, враги наши стали кричать, что пролита Турецкая кровь. Они уверяли, что Россия сделала это умышленно, и говорили, что Турция должна отомстить. Русский посланники в Константинополе был арестован. Императрица Екатерина не желала войны. Поэтому она предлагала нетрудные условия. Она готова была наказать разоривших Балту, и требовала только, чтобы русский посланник был освобожден от ареста, и чтобы был наказан визирь, арестовавший посланника. Но Султан был уверен в победе, и предложений не принял. Война была объявлена. Государыня сама начертала план войны и сама избрала полководцев. Эта первая турецкая война была очень долгая и очень трудная. Тянулась она почти шесть лет. Императрица Екатерина неусыпно следила за ее ходом.
Екатерина часто говорила: «Без причины я не начну войны»8. И это верно. Вступив на престол, она тотчас отказалась от участия в семилетней войне в которой раньше Россия помогала королю Прусскому. И теперь Государыня не желала войны, но ее объявили Турки.
России досталась теперь вся Литва и Курляндия. Россия получила все те земли, которые когда-то и принадлежали ей, но были отняты Литвой и Польшей.
Так Императрица Екатерина одерживала блестящие победы, расширяла границы Русского государства и доставляла ему славу царства сильного и непобедимого. Еще в древнее время русские государи начали собирание земель. Последующие государи продолжали это дело. Императрица Екатерина завершила его.
Информация о работе Екатерина II, как правительница и литератор