Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа
Первое, что хотелось бы отметить о степени изученности проблемы – это её фактическая не изученность. Вопрос о средневековых интеллектуалах остаётся открытым для разного рода научных исследований и анализа. Историографическая скудность его поражает. Все, чем я руководствовалась в той или иной мере при написании данной работы заключается всего в двух работах, более или менее освещающих этот вопрос. Э
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Интеллектуал и город . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 1. Социально-экономические предпосылки
появления интеллектуалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 2. Организация научной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . 11
§ 3. Приложение сил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава II. Научная и педагогическая деятельность . . . 22
§ 1. Интеллектуал как педагог и личность . . . . . . . . . . . . . 22
§ 2. Научные занятия интеллектуалов . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
При многочисленных описаниях образа "идеального учителя" перед нами рисуется образ его реальный, в котором всё совсем не так благополучно. О недостатках знания и красноречия мы уже говорили выше. Теперь хотелось бы несколько слов сказать о личностных характеристиках учёных. Первым по важности пороком, кроме вышеперечисленных, оставалось высокомерие и неприятие никакой критики, даже если она была дружественна по своей сути. Не зря же в числе пяти главных качеств учителя стоит "смиренный ум". Причём, сознание собственной непогрешимости было тем больше, чем меньше представлял из себя педагог как мыслитель. Вместе с тем учёным того времени было присуще немалое коварство по отношению к другим представителям своей профессии, особенно если способности и слава их превышала их собственные. Несправедливая критика в адрес деятелей науки, препятствия и козни в их деятельности, всё это замечательно прослеживается в "Истории бедствий" Абеляра: "… Упомянутый мной учитель догадался об этом и постарался, насколько это было для него возможно, отдалить мою школу от своей. Он изобретал тайные махинации, чтобы помешать открытию моей школы и, прежде чем я покину его, лишить меня избранного для неё места"66. И это лишь один из схожих эпизодов, который можно тут привести.
Небеспочвенно, следовательно, было требование благочестивости и смирения в деле педагога. Хотелось бы закончить эту главу словами Иоанна Солсберийского: "Большая учёность ещё не делает человека философом… Только благость умудряет. А в огромном накоплении знаний иногда кроется или невежество, или пренебрежение истиной, без которой никому невозможно достичь мудрости"67
Заключение
В заключении мне хотелось бы сказать несколько слов об огромной роли, которую играли интеллектуалы в общественной, политической и культурной жизни средневековья.
Интеллектуалы занимали различные
важные государственные посты непосред
Иоанн Солсберийский, например, после получения образования, принял духовный сан и оказался при папском дворе. С 1154 года он становится секретарём примаса английской церкви, архиепископа Кентерберийского. В качестве такого он исполнял и дипломатические поручения в Европе.
Так как дело касается эпохи крестовых походов, нельзя не упомянуть о том, что, будучи представителями церкви, интеллектуалы имели огромное значение при организации походов и их идеологическом обосновании. Часто они, ища содействия в различных делах у высокопоставленных лиц, приходили к ним на службу, становясь советниками, что также отражалось на ходе политической истории Европы.
Выше уже говорилось, что города и городские институты не могли обходиться без людей, владеющих письменностью или хотя бы какими-то начатками образования. Без образованных людей не смогли бы в полной мере функционировать городские советы, городская торговля, не могли бы развиваться городское право, не говоря уже об общей правовой культуре Запада.
Интеллектуалы переводили и изучали работы выдающихся мыслителей античного и арабского мира, что, безусловно, обогащало культуру Европы, создавали свои оригинальные концепции (в основном философские и теологические), отражённые в их сочинениях, дошедших до нас.
Потом хотелось бы отметить то, что многие церковные деятели, а следовательно, интеллектуалы, были причастны к политике ведения крестовых походов, они создавали идеологию крестовых походов, что, несомненно отразилось на всей феодальной Европы средневековья.
Находясь на службе у политических лидеров того времени они закладывали основы централизации государств, и во многом благодаря им Европа приобретала вид, который мы можем видеть и сегодня.
Огромна их была роль в духовной сфере. Мало того, что они заложили на многие века основу европейской учёности – благодаря им эта учёность становится всеобщим достоянием и развивает свои границы.
Возникновение интеллектуалов привело, на мой взгляд, в движение всё европейское сознание – в бурных диспутах и дискуссиях, неведомых Европе в более ранний период, рождался совершенно новый тип мышления.
Заключая работу, мне хотелось бы сказать, что изучение европейского мышления и мыслителей очень интересна и к сожалению неизученная тема.
Список использованных источников и литературы
1 Ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный, 1997.
2 Там же. С. 3.
3Ястребицкая А.П. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995.
4 Там же. С. 318.
5 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
6 Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели. СПб., 1895.
7 Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М., 1994. Т. 2.
8 Документы по истории университетов Европы ХII–XV вв. / Учебное пособие под ред. А.Г. Москаленко. Воронеж, 1973.
9 Ле Гофф. Указ. соч. С. 3.
10 Ястребицкая А.П. Указ. соч. С. 318.
11 Уваров П.Ю. Характерные черты университетской культуры // Из истории университетов Европы XIII–XV веков. Воронеж, 1984. С. 10.
12 Там же.
13 Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве. М., 1991. С. 34.
14 Ле Гофф. Указ. соч. С. 3.
15 Ле Гофф. Указ. соч. С. 9–10
16 Документы по истории университетов … С. 9.
17 Рутенбург В.И. Университеты итальянских коммун // Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986. С. 43.
18 Там же.
19 Таценко Т.Н. Реформация и начальное образование в немецких городах XVI века // Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986. С. 127.
20 Гвиберт Ножанский. Три книги своей жизни // Антология педагогической мысли … С. 36.
21 Рабинович В. Указ. соч. С. 35.
22 Богодарова Н.А. К вопросу об образованности Англии в XIV – первой половине XV века // Европа в средние века. М., 1972. С. 401.
23 Ле Гофф. Указ. соч. С. 77.
24 Ястребицкая А.П. Указ. соч. С. 318.
25 Рабинович В. Указ. соч. С. 34.
26 Там же. С. 36.
27 Уваров П.Ю. Характерные черты университетской культуры // Из истории университетов … с. 5.
28 Постановление папского легата Робера де Курсон о студентах и магистрах парижских школ // Документы по истории университетов … С. 35.
29 Там же. С. 34.
30 Постановление папского легата Робера де Курсон о студентах и магистрах парижских школ // Документы по истории университетов … С. 36.
31 Там же. С. 35.
32 Там же. С. 36.
33 Там же.
34 Присяга парижского бакалавра // Документы по истории университетов … С. 79.
35 Там же. С. 80.
36 Документы по истории университетов … С. 9.
37 Ястребицкая А.П. Указ. соч. С. 319.
38 Там же. С. 320.
39 Иванов К.А. Указ. соч.
40 Там же. С. 46.
41 Ястребицкая А.П. Указ. соч. С. 320.
42 Климанов Л.Г. Венецианские секретари. О политической культуре итальянского города // Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986. С. 103.
43 Там же. С. 98.
44 Таценко Т.Н. Указ. соч. С. 129–130ю
45 Статусы факультета искусств Парижского университета // Документы по истории университетов… С. 122.
46 Из болонских статусов // Документы по истории университетов… С. 97.
47Из болонских статусов // Документы по истории университетов… С. 97.
48 Там же. С. 96.
49 Таценко Т.Н. Указ. соч. С. 151.
50 Статусы факультета свободных искусств Парижского университета // Документы по истории университетов… С. 115.
51 Грамота кастильского короля Энрике II об учителях // Антология педагогической мысли… С. 225.
52 Там. же. С. 226.
53 Винсент из Бове. О наставлении детей знатных граждан // Антология педагогической мысли … С. 112.
54 Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения или Дидаскалион // Антология педагогической мысли… С. 87.
55Винсент из Бове. О наставлении детей … // Антология педагогической мысли … С. 113.
56 Там же.
57 Гвиберт Ножанский. Три книги моей жизни // Антология педагогической мысли… С. 38.
58 Там же.
59 Иоанн Солсберийский. Метаголик // Антология педагогической мысли… С. 101.
60 Пётр Абеляр. История моих бедствий // Антология педагогической мысли… С. 46.
61 Иоанн Солсберийский. Метаголик // Антология педагогической мысли… С. 100–102.
62 Иоанн Солсберийский. Поликратик или о забавах света и заветах философов // Антология педагогической мысли… С. 103
63Иоанн Солсберийский. Поликратик или о забавах света и заветах философов // Антология педагогической мысли… С. 103.
64 Там же. С. 104.
65 Пётр Абеляр. История моих бедствий // Антология педагогической мысли… С. 45.
66Пётр Абеляр. История моих бедствий // Антология педагогической мысли… С. 44.
67Иоанн Солсберийский. Поликратик или о забавах света… // Антология педагогической мысли… С. 103.