История Московского Кремля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:20, реферат

Краткое описание

Целью моего исследования является восстановление истории строительства Кремля. Конкретными задачами являются:1) Обзор истории Московского Кремля, его застройки; 2) Обзор истории строительства отдельных зданий и храмов Кремля; 3) Обзор Башен Кремля.

Содержание

1)Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2) Обзор общей истории Кремля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.1. 12 век - первая половина 13 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2. вторая половина 13 века – первая половина 14 века . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. вторая половина 14 века – начало 15 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.4. вторая половина 15 века – начало 16 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.5. 16 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.6. 17 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.7. 18 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.8. 19 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.9. 20 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3) Здания, храмы и другие достопримечательности Московского Кремля: . .. . . 14
3.1 Оружейная палата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
3.2 Благовещенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.3 Ансамбль колокольни Ивана Великого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.4 Успенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.5 Патриаршие палаты с церковью 12 апостолов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.6 Архангельский Собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.7 Царь-пушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.8 Царь-колокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.9 Артиллерийские орудия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
4) Башни Московского Кремля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
6) Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6) Приложение (Карта, фотографии Кремля). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
7) Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Вложенные файлы: 1 файл

История Московского Кремля.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

Территория Кремля была еще увеличена за счет напольной  части холма и особенно - за счет подола, так как южная часть стены была спущена с бровки холма к его основанию вдоль Москвы-реки.

Князь Дмитрий  присоединил к Москве целый ряд  княжеств, а в отношениях с Золотой  Ордой перешел к открытой борьбе за освобождение от ига - прекратил  выплату дани Орде. В ответ хан Мамай двинулся большим походом на Русь.

Восьмого сентября 1380 г. на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы, в ожесточенной битве сошлись русские дружины  и полки хана Мамая. Татары были полностью  разбиты. Московский князь Дмитрий, под знамена которого встала почти вся Северо-Восточная Русь, за эту победу получил почетное прозвище "Донской" и вошел в историю как один из величайших полководцев Древней Руси. Победа на Куликовом поле вернула русскому народу веру в свои силы, вызвала подъем национального самосознания и культуры. Значительно выросла территория Московского княжества, увеличилось население его столицы, а в кремлевскую сокровищницу стали поступать ценности из казны удельных князей, переходивших на службу к великому московскому князю.

Через два года, после очередного нашествия татар  на Москву в 1382 году, выплату дани пришлось возобновить, но уже в меньших  размерах, а рост могущества Москвы нашел свое отражение в духовной грамоте Дмитрия Донского, где  он впервые передавал свой титул великого князя по наследству.

Москва стала  постепенно осознаваться как преемница  древних центров земли Русской - Киева и Владимира, и к началу XV века в Кремле были возведены все  архитектурные комплексы, характерные  для столичного города.

К западу от Соборной площади, культового центра Кремля, располагался двор (усадьба) великих московских князей. Он включал деревянные терема и палаты, белокаменный Благовещенский собор конца XIV века - домовый великокняжеский храм, церковь Рождества Богоматери 1393-1394 годов, возведенную великой княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского, различные хозяйственные строения и службы. Здесь же располагался Спасо-Преображенский собор, построенный еще Иваном Калигой. За Успенским собором отстраивался двор русских митрополитов, которые со времен митрополита Петра постоянно жили в Москве. В восточной части Кремля митрополит Алексей основал Чудов монастырь, где в 1365 году построили каменную церковь Чуда архангела Михаила. За ним, ближе к главным Фроловским (с ХVП века Спасским) воротам Кремля, в 1407 году великая княгиня Евдокия основала женский Вознесенский монастырь, главный собор которого до начала XVIII века служил усыпальницей великих княгинь и цариц. Между церковью Иоанна Лествичника и зданиями Чудова монастыря стала складываться еще одна площадь Кремля - Ивановская. Появилась в Кремле и резиденция подмосковного Троицкого монастыря (ныне знаменитой Троице-Сергиевой лавры), игумен которого Сергий Радонежский сыграл выдающуюся роль в духовном возрождении Руси. Всю северо-восточную часть крепости занимали усадьбы приближенных великого князя, служилых людей и богатых купцов. Кремль становился все богаче каменными зданиями, что подчеркивало его значение и выделяло из общегородской деревянной застройки Москвы.

В 1404 году в Кремле, на особой башне, или часозвоне, афонский монах серб Лазарь поставил часы, о чем летописец не без удивления записал: “…не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно, некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено”… Это были первые на Руси городские часы, появивщиеся в Москве раньше часов новгородской часозвони.

                                
 

II половина XV-начало XVI века 

 Следующий этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли.

К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских  княжеств в единое государство.

В 1453 году под  натиском турок пал Константинополь - столица Византии. Древний центр  православного мира прекратил свое существование. В сознании русских  людей роль нового центра православия  взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Российского государства.

Все эти события  оказали существенное воздействие  на формирование государственной идеологии, нашли отражение в памятниках литературы и искусства и послужили  основной причиной грандиозной перестройки  Московского Кремля.

По указу Ивана III в Москву для создания достойной " государя всея Руси" резиденции были приглашены не только русские  мастера, но и зодчие из Италии, искусство  которых высоко ценилось во всех странах  Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади.

В 1475-1479 годах  итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский  собор - главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 - 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу - собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату - целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время.

Но и сегодня  Соборную площадь украшает парадный тронный зал Ивана III - Грановитая палата, возведенная Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах. В юго-западной части площади поднялся Благовещенский собор (1485-1489 годы) - домовый храм великого князя, а рядом с Успенским собором - церковь Ризположения (1484-1485 годы) - домовый храм митрополита. Они были построены артелью русских мастеров, приглашенной Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и Благовещенским соборами заняло здание Казенного двора, где расположилась основная часть великокняжеской сокровищницы. В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел колокольню Ивана Великого и тем самым завершил создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.

Новые храмы  по традиции были поставлены на месте  своих предшественников, первых московских белокаменных церквей времен Ивана  Калиты и Дмитрия Донского, и были посвящены тем же христианским праздникам и святым. Из старых соборов в новые бережно перенесли все захоронения, священные сосуды, книги, иконы. Из Владимира в Успенский собор Кремля была принесена особо почитаемая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, что подчеркивало духовную связь Москвы с древней столицей и ставило ее под особое покровительство Богоматери.

В 1485-1495 годах  итальянские мастера возвели  новые стены и башни Кремля и иностранные путешественники  часто стали называть его "замком". Действительно, форма башен и  корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России. 

XVI век 

 В 1547 году  в Успенском соборе Кремля  великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной  форме его правления. Глава русской церкви митрополит Макарий после торжественного богослужения возложил на главу правителя России знаменитую шапку Мономаха.

Со времени  венчания Ивана IV на царство церемониал придворной жизни приобрел особое значение, будь то вступление на престол или прием иноземных послов, парадный царский выезд на охоту или смотр войск. Его нормы складывались под воздействием теории государственной власти и должны были способствовать ее укреплению.

Стремление обосновать избранность “Московского царства” и его правителя послужило причиной канонизации большого числа исторических деятелей и подвижников церкви, в результате чего Россия в XVI веке обрела больше святых, чем за все предшествующие века своего существования. Эта же идея легла в основу программы украшения монументальной живописью кремлевских соборов и создания целого ряда литературных произведений. Среди них особое место занимает Лицевой летописный свод - обширная историческая хроника, в которой события излагаются от сотворения мира до времени царствования Ивана Грозного. Почти каждую страницу свода украшают изящные миниатюры. Всего их более шестнадцати тысяч, и многие из них запечатлели реальные архитектурные памятники древнего Кремля.

Авторитет России и ее самодержца значительно возрос после покорения в 1552 и 1556 годах Казанского и Астраханского ханств, возникших в ХV веке в результате распада Золотой Орды. Величественным памятником этих событий стал собор Покрова Богоматери 1555-1561 годов, более известный как храм Василия Блаженного. Особая значимость храма-монумента была подчеркнута его строительством вне стен Кремля, но недалеко от его главных Спасских ворот, где начал складываться новый общественный центр Москвы - Красная площадь.

В 1563 году, в ходе Ливонской войны, был возвращен  в состав Московского царства древний русский город Полоцк. С триумфом вернувшись в Москву, Иван Грозный приступил к перестройке своего домового храма Благовещения. В 1563-1566 годах над галереями собора были возведены четыре небольших церковки (придела). Их посвящения были связаны с идеей божественного покровительства первому русскому царю и его воинству. В результате Благовещенский собор стал своеобразным храмом-монументом, подчеркивающим значение Москвы как нового центра православия.

В период правления  Ивана Грозного в Кремле формируются приказы - органы центрального управления. Здания приказов расположились на Ивановской площади Кремля, что придало ей значение делового и административного центра страны. Главным среди них был Посольский приказ, ведавший вопросами внешней политики и следивший за соблюдением посольского обряда. Кроме того, появились приказы, ведавшие сложным дворцовым хозяйством, хранилищами и мастерскими. Они располагались в каменных палатах на территории Государева двора. Первое летописное свидетельство об основных царских хранилищах датируется 1547 годом. В рассказе о случившемся тогда в Кремле страшном пожаре летописец перечисляет Казенный двор с царской казной, Оружейную палату, Постельную палату с казной и царские конюшни.

Утверждение царской  власти шло параллельно с укреплением позиций русской православной церкви. В 1448 году впервые митрополит Иона был избран в Кремле на соборе русских епископов без санкции Константинополя. Тем самым русская церковь обрела самостоятельность (автокефалию).

В 1589 году, во время правления сына Ивана Грозного, царя Федора Иоанновича, в России было учреждено патриаршество. Первым русским патриархом стал Иов. К нему перешли древние владения митрополитов в Кремле, территория которых была значительно увеличена и застроена новыми каменными палатами и церквами. Двор главы русской церкви стал вторым по значению в Московском Кремле, что соответствовало положению двух "избранных богом" правителей России - царя и патриарха.

В недолгие годы царствования Бориса Годунова особое место среди задач его внутренней политики было отведено развитию и строительству русских городов. Эти усилия принесли определенные результаты, о чем можно судить по самым ранним планам Москвы и Кремля, которые относятся ко времени правления Бориса Годунова.

Началом 1600-х  годов датируется "Кремленаград" - удивительный по красоте и точности изображения план Кремля. Он показывает, как улицы Москвы, пройдя через  Спасские, Никольские, Троицкие ворота Кремля, продолжают свое движение к  его центру, где вливаются в Соборную и Ивановскую площади. План передает характерные черты кремлевских дворов - их замкнутый характер, расположение всех входов в здания со стороны двора, выделение его парадной и хозяйственной половин.

Неизвестный автор  явно любуется разнообразием и выразительностью архитектурных форм. Интересно, что в поле его зрения вошли только каменные сооружения и что, при всей достоверности, он слегка акцентирует здания, возведенные царем Борисом. Обширностью и уникальностью каменных строений привлекает внимание Цареборисов двор, где жил Годунов до его избрания на царство. На территории Государева двора, который к этому времени занял всю юго-западную часть Кремля, хорошо виден Запасной дворец, построенный при Борисе Годунове. Он выстроен в форме очень значительного по размеру каре, южная сторона которого поставлена на высокий цокольный этаж, выполняющий одновременно роль мощной подпорной стены крутого холма. На "царицыной половине" двора отмечена Золотая палата, возведенная для царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. На Ивановской площади расположились каменные здания приказов, также возведенные при царе Борисе. " Кремленаград" не дает возможности рассмотреть их архитектурные формы, но в альбоме шведского инженера Э.Пальмквиста, приезжавшего вместе с королевским посольством в Москву в 1674 году, дважды воспроизведен Посольский приказ. Видимо, это светское здание конца XVI века, построенное в стилистических традициях возрождения, казалось автору одним из наиболее выразительных в Кремле.

Информация о работе История Московского Кремля