История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:30, шпаргалка

Краткое описание

Педагогика выделилась в 17 веке, а история педагогики стала фиксироваться в 19 веке.
Предмет истории педагогики – процесс зарождения и развития образных систем и разных нородов, а так же сопровождающий его процесс накопления научных знаний в области педагогики.
Задачи:

Вложенные файлы: 1 файл

истор педагогики.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

А. С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. “Нам нужны,— писал он,—новые формы жизни детского общества, способные давать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим формам”. Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной. “Может быть,— писал Макаренко,— главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой радостной мечте. Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика”. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие”— одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

А. С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22)

Сегодня для России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают ее место в среди развитых государств и дают ей основание рассчитывать на продолжение пребывания в этой группе. Рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе 59 развитых государств регулярно отводит нам 58-59-е место по всем позициям (боремся за последнее место с Украиной), кроме уровня нашей образованности. Здесь мы пока в середине списка. Россия удерживается в «давосской группе» государств благодаря своей оборонной мощи и культуре. А последняя прямо определяется системой образования. И если не поддержать образование, России угрожает опасность уйти из группы развитых (и просто влиятельных) стран уже к середине этого десятилетия.

Именно образование дает России стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любой фирмы. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке.

В России совершается переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки этого перехода. Воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения. Ведь в стране произошел шок: разрушились сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, исчезли старые сдерживающие механизмы, служившие преградой для антисоциального, разрушительного поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые не похожи на нашу собственную позицию.

Вторая «культурная площадка» образования – формирование инструментальных навыков коммуникации. Здесь требования резко повысились. Сегодня это знание других языков, умение использовать интеллектуальные системы поиска и обмена информацией (компьютерная культура, Интернет-культура).

Образование — единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста. Но недостаточно только давать ресурсы. На новые вызовы старая система образования не может ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления.

В ХХ веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системы отечественного образования. Несмотря на потрясения последних лет, наше образование до сих пор остается одним из самых лучших в мире. На общем фоне разрушительных процессов, протекающих в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, система российского образования оказалась одним из наиболее устойчивых социальных институтов. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите, которая вопреки нищенской зарплате и экстремальной социальной ситуации работает с полной самоотдачей.

На сегодняшний день существуют две основные тенденции реформы образования в России:

- глобализация образования в  условиях «информационного бума»; интеграция в общемировой образовательный процесс. - модернизация образования – элементы западных моделей на основе Российской системы. Пути выхода из кризиса: - увеличить финансирование образования и науки;

- мотивировать обучение и подготовку  высококвалифицированных специалистов не только в областях экономики и права, но и в различных отраслях промышленности, науки и культуры, а чтобы решить проблему образования – прежде всего в педагогической сфере (иными словами, люди должны жаждать знаний и любить своё дело – высокая степень мотивации);

- параллельно с первым пунктом  и для осуществления второго, необходимо, как было сказано  выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду  в СМИ и глобальной сети  культурно-этических ценностей и  пользы образования как основного мотиватора наряду с достойной зарплатой;

- реформа образования в России  не должна в корне ломать  традиций российского образования; необходимо принять от Западной  модели всё самое лучшее, при  этом не разрушая той образовательной  системы, которая вызывает уважение во всём мире; образованию нужна мягкая реформа.

 

Закон об образовании(1996)

Содержатся те основные принципы и положения, на основе кот. будет строится и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в РФ.

Гуумманистический х-р образования, приоритет общчеловеческих ценностей, свободное развитие личности, общедоступность образования, бесплатность общего образования, всесторонняя защита потребителя образования.. Особое значение в управлении функционированием и развитием школы им. сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании, открытость образования, демократический, гос.-общественный х-р управления образованием, светский х-р образ-я, получение образ-я на родном языке, связь образ-я с национальными и региональными культурными традициями, преемственность образовательных программ, вариативность образ-я, разграничение компетенций субъектов сист. Центральным звеном образ-я явл. общ. среднее образ-е. Главными задачами общеобразоват. учеб. заведений явл.: создание благоприятных условий для умственного, нравств., эмоц. и физ. развития личности, выработка научного мировоз-я, освоение уч-ся сист. знаний о природе, общ-ве, чел., его труде и приемов самост. деят-ти.

Закон требует установление стандарта образ-я, это необходимо, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образ-е выпускников всех типов средних уч. заведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23)

Одним  из лидеров антропологического направления в педагогике был П.П.Блонский. Он

считал, что цель воспитания не может быть чем-то внешним, авторитарно заданным,

а должна как бы вытекать из генезиса природы ребенка и что воспитание — это

развитие естественных потенций растущего человека, основанное на определенных

закономерностях детской психики, соматических структур организма. Разделяя

взгляды К.Д.Ушинского и других представителей педагогической антропологии ХIХ

века, П.П.Блонский одним из первых среди отечественных педагогов осознал

необходимость перемен во взгляде на традиционную систему методов и средств

воспитательного воздействия, которая, как он считал, должна базироваться на

генетической психологии.

Будучи видным представителем педологического направления в отечественной педагогике,

П.П.Блонский в то же время хорошо понимал методологическую несостоятельность

педологии. В 30-х годах он писал: “Сейчас каждого, изучающего детей, считают

педологом и всякое изучение ребенка называют педологией, но вряд ли следует так

чрезвычайно расширять значение этого слова. В результате такого расширения все

проигрывают и никто не выигрывает: с одной стороны, педология присваивает себе

то, что по праву принадлежит другим наукам — физиологии, психологии, социологии

— и добыто именно ими; с другой стороны, как раз вследствие этого, педология

как самостоятельная наука перестает существовать, ибо оказывается без своего

особого специфического предмета”. 2

Однако истинный драматизм научной и человеческой судьбы этого выдающегося педагога и

психолога состоит в том, что, подчиняясь идеологическому давлению

конкретно-исторических условий, сложившихся в стране в тот период, П.П.Блонский

изменил своему научному кредо. И как следствие — вместо понятий “личность”,

“индивидуальность” в публикациях и выступлениях все чаще стал употреблять

термин “детская масса”, а главную задачу он уже видел в “воспитании здоровой,

мощной детской массы”. 3 Таким образом, вместо стремления всесторонне оценивать

психофизиологические особенности каждого конкретного индивида, личности, у

ученого возобладали попытки объяснить процесс социализации ребенка, особенности

его поведения сугубо классовыми, политически обусловленными причинами.

Крупный педагог-энциклопедист, П.Ф.Каптерев пытался найти ответ на один из сложнейших вопросов педагогики: могут ли внешние факторы вызывать изменения внутреннего потенциала личности, и если да, то как совершается этот процесс, каковы его закономерности. Он писал:

“Мы хотим главнейшие цели теоретической педагогики связать с твердыми данными

науки о детях и вывести первые из последних”.

Познание законов природы человека, окружающего его мира,

использование этих законов в развитии личности — все это, считал он, должно

быть для педагога неизмеримо выше и важнее любой политической доктрины”.

Видный ученый и организатор отечественной педагогической науки А.П.Пинкевич,

репрессированный в 30-е годы, в своих трудах также значительное место отводил

научному решению проблем педагогической антропологии и, на наш взгляд, наиболее

точно обобщил ее приоритеты: “Совершенно очевидно, — писал он, — что и

социология и биология неизбежно являются основой педагогики. И то и другое

необходимо, и то и другое органически связано с воспитанием и образованием.

...Ни физическая культура, ни  культура инстинктов и рефлексов, ни дидактика или 

методика тех или иных дисциплин — почти ничто в педагогическом процессе не

может обойтись без биологии, понимаемой широко, как анатомия, физиология,

психология развивающегося и взрослого человека”.

Наиболее известным теоретиком и пропагандистом свободной школы и свободного воспитания является К.Н. Венцель. Для него характерна вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Освобождение ребенка от всякого внешнего воздействия, устранение всякого авторитарного начала во взаимоотношении взрослых и детей, представление полного простора самодеятельности и инициативе ребенка - все это педагогические переложения идей Руссо о "радикальном добре" детской природы и о благотворном значении полной свободы в естественном цветении детской души.

Венцель К.Н. предлагал преобразовать дисциплинарную жесткость, однообразие и формализм школьного режима обучения во благо развития каждого ребенка - "ребенок должен получать столько знаний, сколько желает и приобретать их тогда, когда в этом почувствует необходимость". Процесс изучения учебных предметов в школе сохраняется, но он мыслится как "свободное учение", лишенное "принудительной формы урока, как тяжелая барщина, тяготеющего над детьми", как "свободные занятия детей научными предметами".

Информация о работе История педагогики