Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".
№1. Зарождение воспитания в опыте человечества. Возникновение школы в Др.Востоке
Первобытная эпоха оставила человечеству массовый опыт неповторимого, равного (для мальчиков и девочек, не было сословий), всеобщего, общественного воспитания. Воспитание было эффективным, так как:
1. Процесс воспитания
совпадал с процессом
2 Воспитательные отношения базировались на активности и самостоятельности подрастающего поколения.
3.Выло гуманное (не было ни физ., ни словесных наказаний).
4. Воспитательное
воздействие было
5. Не отделялось oт совместною труда, поэтому было естественным (мальчики участвовали в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пишу, делали посуду и одежду.)
В истории развития педагогики практикуется 2 главных типа воспитания:
¦ Первобытное
¦ Соц. ориентированного человека (10-8 тыс. до н. э.- переход к производственной форме хозяйствования. Как результат- процесс зарождения семьи. Парная форма брака ,зародыш домашно-семейной формы воспитания.(От общины к семье)
Социально-имущественные
расслоения изменили смысл содержания
воспитания. Оно превращается в сословно-семейное(
Все подростки!( 10-15 лет) проходят инициацию-процедуру посвящения во взрослые в виде религиозного обряда, сопровождавшееся песнопением, магическими заклинаниями, физ. испытаниями.
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5–му тысячалетию до н.э.
Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.
В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы!!), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). низшей кастой были наемные рабочие (слуги, рабы).
Для их детей открывались
жреческие школы. Основой воспитания
было нравственные, умственные и физические
качества. Ведущими качествами личности
считались праведность и
Для общинников открывались общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.
У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпение, послушание. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8, 11, 12 лет. Существовали в Индии и повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.
В Древней Индии впервые были введены нуль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.
Важным фактором воспитания
и образования оказалась
В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Согласно древним книгам первые школы в Китае появились в 3-м тысячалетии до н.э. Они возникли (на месте приб) в жилищах для престарелых бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы (СЮЭ) (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей (в основном очень богатых). В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.
Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров. Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство.
Среди первых педагогов, был
знаменитый китайский мудрец Конфуций
(551–479 до н.э.) Он создал свою школу, где
по преданию прошли обучение до 3 тыс. человек.
Методика преподавания в школе Конфуция
предусматривала диалоги
Школа и воспитание в Древнем Египте.
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.
1.огромную роль играло семейное воспитание 2.обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.
Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге учение должен был освоить деловой стиль для светских нужд и священный (уставной) для составления религиозных текстов. Обучали красноречию (первый этап обучения). Затем в ряде школ давали знания по математике, языкам других народов и др.
Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военное дело находилось строго специального сословия – профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.
В Египте был освещен многовековыми традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
№2. Анализ спартанского воспитания и афинского. Спарта- военный лагерь, состояла из 5 отдельных посёлков. Население Спарты: Спартиаты (господствующие)-9 тысяч
Бериэки (обладали личной свободой, правом на собственность, политических прав нет)
Илоты («общественные рабы») сохраняли некоторую хозяйственную самостоятельность, политических свобод нет.
Цель воспитания: подготовка воинов-рабовладельцев (заключалось в физическом развитии).
Идеал воина: сильный духом; физ. развит: храбрый: смышленый: выносливый; скромный: послушный; ему незнакомо чувство симпатии; дружеская участливость; недостаток чуткости и гармонии: отчуждённость от худ., лиг., произведений.
Общественное воспитание начиналось с первого дня жизни ребёнка. Если у новорожденного были физ. недостатки, его сбрасывали в пропасть. Тотчас же купали в вине (его могут вынести только здоровые дети). До 7 лет придавалось особое значение его физ. развитию. Постель использовалась без одеяла, из сена и соломы. С15 лет спали на тростнике, собранном без ножа. Дети ходили босиком. Спартанские женшины-лучшие няньки (не обращали внимания на капризы).После 7 лет мальчики воспитывались в спец. гос. учреждениях- агеллы-«школа послушания», упражнялись в искусстве повелевать где мальчики и подчиняться. Спали в общественных бараках, ели за общественным столом. С 13 лет в школе проводились беседы нравственного содержания, чтобы отличать хорошее от плохого в форме вопросов и ответов), мальчики обучались письму, танцам., муз. инструментам, хоровому пению (Особое внимание уделялось охоте. С 14 они ежегодно подвергались общественным испытаниям- абоны (гимнастические, муссическис (пение, игра на флейте) состязания в терпении и выносливости.(секли у алтаря Артемиды). В 18 юноша поступал в класс эфего. где обучатся военному делу. Крипция- военный поход молодёжи, наделённой правом тайного ночного убийства самого сильного раба. К 20 эрены получали полное вооружение, проводились уроки трезвости. Пьянство- единственный грех в Спарте. На глазах у эренов рабов заставляли напиваться до смерти, чтобы увидеть насколько отвратителен пьяница. К 30 годам юноша- полноправный гражданин. Воспитание женщин мало отличалось от воспитания мужчин. Вывод: Спарта проделала образец общественного и военно-физ. воспитания. Был осуществлён один из первых опытов огосударствления личности (воспитание в ведении государства).
Афины-полис (город-государство)
Цель Афинского государства:
создать условия для
До 7 лет ребёнок воспитывался в семье. Огромное внимание первоначально уделялось физ.
воспитанию. С 7 лет поступали в школу. Начальное образование давали частные платные школы:
1. Мусические:
а) Школа грамматиста (чтение, письмо, счёт, декламирование стихов) б)Школа кифариста (музыка, пение, поэзия)
2. Гимнастические (палестры) Занимались развитием культуры тела- бег. прыжки, фехтование, метание дисков, копья.
Школы мусические и гимнастические можно было посещать одновременно.
З.Гимназии (философия, политика, литература, гимнастика). Можно было прослушать курс лекций Иосифа с 16-18 лет.
4. Эфебии (образование получали
18-20-летнис юноши. Здесь
Афинская программа воспитания предусматривала домашнее обучение для девушек
Вывод: Афины продемонстрировали
миру систему всесторонне и
№3 Воспитание в Древнем Риме.
Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. и знатности происхождения их учащихся.
1.некоторую часть небогатого
и незнатного
2.В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет.
В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.
Известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать ребенка.
Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.
№4 Зарождение и развитие педагог. мысли в трудах филос.древнего мира(Сократ Платон Аристотель Демокрит Квинтилиан)
Вершин педагогического мастерства в Древней Греции достиг известный философ Сократ (ок. 470—399 до н.э.). Он не оставил после себя трактатов и книг. В своей практической деятельности широко использовал диалог с учеником в целях нахождения истины. Смысл его метода — с помощью определенным образом подобранных вопросов помогать собеседнику найти истину и тем Самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию (т.н. сократический метод). Считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помошью учителя выйти на свет.
Создаются философские школы
и учениками Сократа —
Крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа Платон (ок. 427 — ок. 347 до н.э.) в 387 г. до н.э. основал философскую школу — Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, антропологию, этику, изучались математические и дисциплины (арифметика, геометрия, стереометрия), риторика и астрономия. Академия представляла собой не только высшее учебное заведение, но и своего рода клуб, подчеркнуто не принимавший участия в политической жизни Афин.
Основной задачей своей философской и педагогической деятельности Платон считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Политические и социальные воззрения Платона, а также его педагогическая система изложены в работе «Государство». Правильно устроенное государство, по Платону, состоит из трех групп: правителей (им принадлежит вся полнота государственной власти), стражей (в их обязанности входит зашита государства) и ремесленников (они трудятся и содержат два господствующих класса). Каждому сословию соответствует определенная добродетель, которую необходимо формировать у его представителей: мудрость у правителей, храбрость у воинов, умеренность у ремесленников.
Кастовый характер государства влечет за сооои кастовое воспитание. Наиболее подробно в своих трудах Платон освещает вопросы воспитания стражей и философов, из числа которых избираются правители государства.