Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:46, реферат
Белорусская железная дорога - оператор белорусской сети железных дорог. Это государственное объединение, подчинённое Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В его состав входит 66 организаций, имеющие статус юридического лица и 3 представительства. Аппаратом управления Белорусской железной дороги является Управление Белорусской железной дороги.
С 1862 года по наши дни железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью истории нашей страны.
Введение……………………………………………………………………………...3
История создания и развития БЖД…………………………………………………4
Железные дороги Беларуси в 1914-1917 годах…………………………………...15
Железные дороги Беларуси в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.) ………………………………………………………18
Железнодорожный транспорт Беларуси в период восстановления и реконструкции (1921-1940 гг.) ……………………………………………………20
Годы великой отечественной войны……………………………………………...22
Железные дороги Беларуси в период восстановления (1945-1950 гг.)…………23
Годы реконструкции и развития железнодорожного транспорта Беларуси
(1950-1970 гг.)…………………………………………………………………...….27
Совершенствование работы белорусской магистрали (1971-1991)……………..32
Железнодорожные пассажирские перевозки………………………………….….35
Белорусская железная дорога-самостоятельная отрасль экономики Республики Беларусь (1991-2000 гг.)…………………………………………………………...36
Белорусская железная дорога-неотъемлемая часть народнохозяйственного комплекса РБ………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………….46
Литература…………………………………………………………………………..47
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Факультет транспортных коммуникаций
Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог»
Реферат
на тему «История развития белорусской железной дороги»
Выполнила:
ст. гр.114719
Лапцевич Н.Е.
Руководитель:
Леонович И.И.
Минск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
История создания и развития БЖД…………………………………………………4
Железные дороги Беларуси в 1914-1917 годах…………………………………...15
Железные дороги Беларуси в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.) ………………………………………………………18
Железнодорожный транспорт Беларуси в период восстановления и реконструкции (1921-1940 гг.) ……………………………………………………20
Годы великой отечественной войны……………………………………………...22
Железные дороги Беларуси в период восстановления (1945-1950 гг.)…………23
Годы реконструкции и развития железнодорожного транспорта Беларуси
(1950-1970 гг.)………………………………………………………………….
Совершенствование работы белорусской магистрали (1971-1991)……………..32
Железнодорожные пассажирские перевозки………………………………….….35
Белорусская железная дорога-самостоятельная
отрасль экономики Республики Беларусь
(1991-2000 гг.)…………………………………………………………...
Белорусская железная дорога-неотъемлемая
часть народнохозяйственного
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Белорусская железная дорога
- оператор белорусской сети железных
дорог. Это государственное
С 1862 года по наши дни железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью истории нашей страны.
История создания и развития БЖД
1862 год
27 (15) декабря. Начато постоянное
движение поездов на первой
железной линии, проложенной
1870 год
14 (2) мая. Начато строительство линии Смоленск-Брест.
4 сентября (23 августа). Произведена закладка станции Минск.
20 сентября. Образовалась
Московско-Брестская железная
1871 год
28 (16) ноября. Сдана в эксплуатацию
железнодорожная магистраль
1873 год
Вступила в эксплуатацию Юго-Западная железная дорога.
1877 год
Образована Либаво-Роменская железная дорога.
1887 год
Сданы в эксплуатацию Привисленские и Полесские железные дороги.
1896 год
Учрежден в России «День железнодорожника», приуроченный ко дню рождения (25 июня) Императора Николая I, при котором началось строительство железных дорог в стране.
День железнодорожника регулярно отмечался до 1917 года. Эта традиция возобновлена в 1936 году. С тех пор в Беларуси день железнодорожника ежегодно отмечается в первое воскресенье августа.
По степени развития железнодорожной сети Беларусь занимала одно из первых мест в Российской империи. Насыщенность ее железнодорожными магистралями на 1913 год составляла 25,1 версты на 1000 верст территории.
Петербургско-Варшавская железная дорога
15 (27) февраля 1851 года было
принято решение о
Работы по строительству Петербургско-Варшавской железной дороги предписывалось начать как со стороны Санкт-Петербурга, так и со стороны Варшавы.
Трасса магистрали проходила через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. Проектная протяженность трассы составляла 1280 км.
Дорога Петербург-Варшава имела двухпутное земляное полотно и однопутное верхнее строение.
Рис.1. Схема Петербурго-Варшавской железной дороги линии Петербург-Варшава
Петербургско-Варшавская железная дорога стала четвертой по счету дорогой, которую начали строить в России (после Царскосельской, Петербургско-Московской и Варшаво-Венской).
Первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле, был участок Поречье-Гродно, являвшийся частью железнодорожной магистрали Петербург-Варшава, сданной в эксплуатацию (15) 27 декабря 1862 года.
В 1907 году Петербургско-Варшавская железная дорога вошла в состав Северо-Западных железных дорог.
Во второй половине XIX века правительство организовало строительство железнодорожных линий, которые связывали центральные районы России с западными губерниями и портами Балтики. Это были Риго-Орловская, Московско-Брестская, Либаво-Роменская и Полесские железные дороги.
К началу XX века Беларусь имела густую сеть железных дорог протяженностью 2837 верст.
Рис.2. Вокзал станции Гродно
1868 год.
С 1880 по 1900 годы объем перевозок по железным дорогам Беларуси увеличился почти в два раза. Основное место среди грузов занимали лес, зерно, продукты животноводства и промышленные товары.
Рига-Орловская железная дорога
В самом начале 1856 года подполковник инженерных путей сообщения Марченко предложил построить железную дорогу из Динабурга (Даугавпилс) в Курскую губернию через Лепель, Оршу, Климовичи, Мглин и Трубчевск для быстрой доставки хлеба из черноземной полосы в рижский порт.
Риго-Динабургской железная дорога была запроетирована и сооружена на правом берегу Западной Двины.
Рис.3. Вокзал станции Витебск (2 пол. XIX в.)
Утверждение в высших правительственных инстанциях Устава общества Риго-Динабургской железной дороги состоялось 23 января 1858 года.
Движение поездов на железной дороге Рига-Динабург открылось 12 сентября 1861 года.
Динабурго-Витебская железная дорога была в однопутной. К работам по ее строительству приступили 18 июля 1863 года. Сооружение дороги производилось английскими инженерами.
Рис.4. Пассажирское здание станции Полоцк. 1868 год.
Первый участок от Динабурга до Полоцка длиной в 151 версту был открыт для движения 24 мая (5 июня) 1866 года, а второй участок от Полоцка до Витебска — в октябре этого же года.
1 января 1895 года Орловско-Витебская,
Двинско-Витебская, Риго-
В 1898 году начались работы по
строительству вторых путей на участках
Смоленск-Витебск и Витебск-
Рис.5. Схема-карта Риго-Орловской железной дороги
Строительством Орловско-
Направление Смоленск-Минск-Брест
Планы строительства железной дороги от Москвы до Варшавы обсуждались в обществе задолго до рассмотрения этого вопроса на официальном уровне. В феврале 1866 года было ходатайство о соединении железной дорогой Москвы со Смоленском.
В 1867 году частное общество строит Московско-Смоленскую дорогу.
18 декабря 1869 года было
издано распоряжение о
В феврале 1867 года наместник Царства Польского граф Берг ходатайствовал об утверждении главной линии от Смоленска до Бреста с ветвью от местечка Сельце до Пинска. Согласно проекту ветка должна была проходить от Бреста через Кобрин, Сельце, Слоним, Минск, Могилев, Горки в обход Смоленска для соединения с Орловско-Витебской железной дорогой.
Внося 19 мая 1867 года в Комитет железных дорог свое представление по поводу проекта графа Берга, министр путей сообщения П.П.Мельников указал на преимущества направления на Бобруйск и Пинск перед направлением на Минск. При одном, правда, условии: должно быть проведено тщательное предварительное исследование болотистой местности. Проведенные изыскания показали, что более выгодно строить дорогу не на Могилев, а по кратчайшему направлению — на Оршу, Борисов и Минск.
16 (28) августа 1870 года в
Столбцах состоялось торжество
по случаю освящения закладки
вокзала и других
В воскресенье, 23 августа (4 сентября) 1870 года, была совершена закладка станции Минск.
Строительство железной дороги продвигалось довольно успешно. Уже 24 сентября (6 октября) 1870 года на втором участке дороги началось сквозное рабочее движение. А в 6 часов вечера в Минск прибыли поезда: один из Смоленска, а второй из Бреста.
Открытие участка для постоянной эксплуатации было назначено на 16 (28) ноября 1871 года.
В первый день работы Минской станции был продан 21 билет, во второй — 82.
В 1877–1879 годах были проложены вторые пути от Москвы до Кубинки и от Смоленска до Бреста. В течение 1891-1892 годов железная дорога на всем протяжении стала двухпутной.
В мае 1912 года в связи с 100-летним юбилеем Отечественной войны 1812 года Московско-Брестская дорога переименована в честь Александра I в Александровскую.
Рис.6. Минск 1914
14 апреля 1868 года введена в строй железнодорожная линия от предместья Варшавы — Праги до станции Тересполь. Для соединения этой линии с Брестом было проложено 6 верст дополнительного пути. Таким образом, с началом движения на Московско-Брестской магистрали решился вопрос о прямом сообщении Москва-Варшава.
В июле 1873 года было закончено
строительство участка Ковель-
Либаво-Роменская железная дорога
В 1871 году было построено конечное звено магистрали — Либавская железная дорога, которая соединяла порт Либаву (сейчас Лиепая) с Этканами (сейчас Кайшядорис), станцией на участке Ландварово-Вержэолово, являвшемся ответвлением от Пегербургско-Варшавской дороги к прусской границе. Второе звено экспортной магистрали Ландварово-Ромны вошло в «высочайше утвержденную 1870 года сеть важнейших железных дорог».
Рис.7. Виленский железнодорожный вокзал г. Минска, начало XX века
21 июля 1872 года было заключено
предварительное соглашение о
соединительной ветви в Минске,
что, несомненно, являлось очень
положительной чертой
Управление Ландварово-
В 1913 году протяженность
дороги с ее ветвями составляла 1344
версты, из них 183 версты — двухпутные.
В подвижном составе
С открытием участка Минск-Ново-
Полесские железные дороги
В 1881 году было подписано Высочайшее повеление о строительстве 136-верстной ветви Жабинка-Пинск. Дорога эта была построена быстро, за одно лето. Правда, этому способствовали равнинная местность и почти полное отсутствие искусственных сооружений. 9 ноября 1882 года на ветви открылось пассажирское и товарное движение.
24 января 1883 года военный
министр заявил о
Управление находилось в Вильно.
В 1886 году Вильно-Ровенская и Пинская железные дороги переименованы в Полесские железные дороги, которые проходили по Виленской, Гродненской, Минской, Волынской, Могилевской, Черниговской и Орловской губерниям.
В 1885 году на Полесских железных дорогах имелось всего 68 паровозов. Пассажирских вагонов в 1885 году было 200, а товарных, крытых и открытых, — 1511. В 1905-м — 410 пассажирских вагонов, товарных и открытых — 7927.
Гомельский вокзал
Полесские железные дороги подразделялась на участки Вильно-Сарны, Белосток-Барановичи, Брест-Брянск. Участок Вильно-Сарны служил, главным образом, для пассажирского движения поездов между Петербургом, Киевом и Одессой. Участок Брест-Брянск обслуживал в основном транзитные грузы, Лунинец-Брянск служил окружным направлением для грузов, идущих на восток и задержанных отправлением на Московско-Киево-Воронежской и Юго-Западных дорогах. Участок Барановичи-Белосток почти исключительно работал с транзитными грузами по направлению к Варшаве и Граево.
Информация о работе История развития белорусской железной дороги