История развития белорусской железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Белорусская железная дорога - оператор белорусской сети железных дорог. Это государственное объединение, подчинённое Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В его состав входит 66 организаций, имеющие статус юридического лица и 3 представительства. Аппаратом управления Белорусской железной дороги является Управление Белорусской железной дороги.
С 1862 года по наши дни железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью истории нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
История создания и развития БЖД…………………………………………………4
Железные дороги Беларуси в 1914-1917 годах…………………………………...15
Железные дороги Беларуси в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.) ………………………………………………………18
Железнодорожный транспорт Беларуси в период восстановления и реконструкции (1921-1940 гг.) ……………………………………………………20
Годы великой отечественной войны……………………………………………...22
Железные дороги Беларуси в период восстановления (1945-1950 гг.)…………23
Годы реконструкции и развития железнодорожного транспорта Беларуси
(1950-1970 гг.)…………………………………………………………………...….27
Совершенствование работы белорусской магистрали (1971-1991)……………..32
Железнодорожные пассажирские перевозки………………………………….….35
Белорусская железная дорога-самостоятельная отрасль экономики Республики Беларусь (1991-2000 гг.)…………………………………………………………...36
Белорусская железная дорога-неотъемлемая часть народнохозяйственного комплекса РБ………………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………….46
Литература…………………………………………………………………………..47

Вложенные файлы: 1 файл

печать.docx

— 991.52 Кб (Скачать файл)

С 1971 года на однопутных участках дороги началось строительство диспетчерской  централизации системы «Нева». При  диспетчерской централизации на всех станциях участка стрелочные переводы оборудовались устройствами электрической  централизации, а перегоны — автоблокировкой  с локомотивной сигнализацией. Узловые  станции оборудовались маршрутно-релейной централизацией блочного типа. В электрическую  централизацию включено 99% стрелок  и сигналов. Ушла в прошлое профессия  стрелочника.

Диспетчерская централизация  позволила поездному диспетчеру управлять стрелками и сигналами  на всех промежуточных станциях участка, с помощью табло постоянно  контролировать состояние технических  средств и нахождение поездов  на участке, что значительно повысило пропускную способность и производительность труда.

 

Железнодорожные пассажирские перевозки

Если в 1971 году на дороге перевезено 78,58 млн пассажиров, в  том числе 57,03 млн — из пригородов, то в 1995 году достигнут уровень 148,5 млн  пассажиров, из них — 129,8 млн из пригородов.

Введены новые маршруты и  в международном сообщении: прицепные  вагоны Минск-Берлин, Минск-Прага, Минск-София, Минск-Белосток, Минск-Будапешт, а также поезда на Варшаву из Минска, Гомеля, Полоцка, на Сокулку — из Могилева и Минска.

В 1970–1980 гг. проделана значительная работа по централизации продажи  билетов, развитию средств связи  и применению электронно-вычислительной техники для обработки заказов. Были открыты кассы предварительной  продажи билетов в городах  Брест, Гомель, Могилев, Витебск, Полоцк. Открывались кассы по продаже  билетов и на крупных предприятиях республики.

1 апреля 1987 года впервые  на Белорусской железной дороге  через два терминала, установленных  в Минске, начался заказ прямой  плацкарты через «Экспресс-2»,  функционирующий в Москве.

С 1 апреля 1988 года начал работу собственный комплекс «Экспресс-2». Внедрение этой системы дало возможность  расширить сроки продажи билетов  от 1 до 45 суток. Увеличилась доставка билетов на дом и на предприятия. В 1988 году были установлены два справочно-информационных терминала системы «Экасис», где пассажиры нажатием кнопки сами могли узнать время отправления поезда и наличие мест на поезда своего формирования.

Начиная с 1990 года система  «Экспресс-2» нашла дальнейшее внедрение  на вокзалах дороги, а также на линейных станциях с большим пассажиропотоком. 31 декабря 1992 г. на всей дороге была внедрена суточная продажа билетов через  «Экспресс-2», а с 1 июля 1993 года организована продажа билетов международного сообщения.

 

Белорусская железная дорога-самостоятельная отрасль экономики Республики Беларусь (1991-2000 гг.)

В 90-х годах в связи  с обретением Республикой Беларусь политической и экономической независимости, то есть в совершенно новых условиях, Белорусская железная дорога представляла собой уже не просто субъект хозяйствования, занимающийся перевозками, а начала выполнять функции по государственному управлению железнодорожным транспортом  республики.

В целях совершенствования  железнодорожного сообщения в направлениях запад-восток, север-юг реализуется  комплекс мер, направленных на улучшение  организации международных перевозок  по трансъевропейским транспортным коридорам № 2 и № 9.

С 1995 года по маршруту Берлин-Брест-Москва дважды в неделю начал курсировать  специализированный контейнерный поезд  «Восточный ветер». На всех железных дорогах  по пути его следования был установлен единый тариф. Движение поезда организовано по согласованному графику с обеспечением оперативного контроля на всем пути следования. В течение 1997 года через пограничный  переход Брест в режиме «Восточный ветер» проследовал 101 контейнерный поезд. Это позволило перевезти 3781 20-футовый  и 597 40-футовых контейнеров. За период с 1997 по 2000 годы по Белорусской железной дороге проследовало более 500 контейнерных поездов «Восточный ветер».

Положительно зарекомендовали  себя на рынке транспортных услуг  грузовые контейнерные поезда «Россия-экспресс», ежедневно курсирующие с 1 сентября 1999 года. Следующие в направлении  Германия-Польша-Беларусь-Россия эти  составы доставляют грузы в кратчайшие сроки и по конкурентоспособным  тарифам. В 2000 году в состав поезда «Россия-экспресс»  включены вагоны с грузами назначением  не только в Москву, но и в другие регионы России, а также в страны СНГ. Разработан график следования этих вагонов, установлен контроль за их продвижением.

Конец 90-х годов для  Белорусской магистрали был характерен весьма успешными результатами в  организации международных перевозок. Кроме уже названных транзитных поездов организуются рефрижераторные  контейнерные поезда по направлениям Роттердамм-Брест-Москва, Роттердам-Брест-Санкт-Петербург.

Большое внимание уделяется  привлечению грузопотоков из Японии, Южной Кореи, Китая. Совместно с  железными дорогами Казахстана и  России проводятся исследования грузопотоков из этих стран в Западную Европу.

Как показали демонстрационные рейсы в тех же направлениях, сроки  доставки транзитных контейнеров в  маршрутных поездах заметно сокращались. Так, пропуск демонстрационного  ускоренного поезда в направлении  Находка-Москва-Брест за 8 суток 21 час  со средней скоростью 1150 км в сутки  показал возможности не только Российских железных дорог, но и Белорусской  железной дороги в обеспечении доставки грузов в относительно короткие сроки и по твердому согласованному графику. Скорость доставки грузов такими поездами оказалась в два с лишним раза выше, чем морским путем через Индийский океан.

Перед железнодорожниками Белорусской  железной дороги и их коллегами из России, Казахстана, другими партнерами по транзитным перевозкам стояла вполне реальная задача: обеспечить конкурентоспособность  железнодорожных перевозок транзитных грузов перед морским транспортом  и использовать Транссибирский маршрут  с наибольшей эффективностью.

В 90-е годы активно ведутся  работы по совершенствованию услуг, оказываемых грузовладельцам, с  целью обеспечения доставки грузов по принципу «от двери — до двери». Подобная технология работы на перегрузочных  станциях постоянно совершенствовалась. Целью этой работы являлось предоставление владельцам грузов полного набора транспортного  сервиса.

С целью расширения комплекса  услуг, оказываемых клиентам, открыты  таможенные склады временного хранения грузов на станциях Гомель, Барановичи-Центральные  и других. Хранение на этих складах  производится по соответствующим договорам  с владельцами грузов. Здесь же осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, оформление перевозочных документов, различные таможенные услуги.

В 1998 году заключены соглашения об информационном обеспечении перевозок  с Германией, Польшей, Российской Федерацией. В 2000 году между Белорусской железной дорогой и дорогами названных  государств начата разработка пилотного  проекта по сопровождению грузовых перевозок электронными документами.

С целью снижения эксплуатационных расходов на дороге создаются Центры управления и транспортного обслуживания (ЦУТО). Первый такой центр был  создан на станции Барановичи-Центральные, куда уже с февраля 1998 года была передана вся работа по оформлению документов со станций Барановичи-Полесские, Грицевец и Рейтанов.

В 1993 году впервые на дороге участок Закопытье-Добруш был оборудован автоблокировкой системы ЦАБ. В 2000 году сдан в эксплуатацию участок Микашевичи-Житковичи, оборудованный устройствами AЛCO как самостоятельным средством сигнализации и связи без проходных светофоров. На участке Брест-Красное внедрена двусторонняя автоблокировка для организации движения поездов во встречном направлении.

В 2000 году на станции Могилев-2 введены в эксплуатацию средства автоматики горки на базе микропроцессорной  системы «Тракт».

В декабре 2000 года сдана в  эксплуатацию первая очередь комплекса  Минского железнодорожного вокзала. Проведена  реконструкция вокзалов станций Солы, Негорелое, остановочных пунктов Больница, Кучкуны, Воротище, Отцеда, пассажирского комплекса станции Жабинка. Построены пункт экипировки пассажирских вагонов Полесский парк на станции Гродно, остановочный пункт Локомотивное депо, ряд пассажирских платформ на участках Гомельского отделения, произведено удлинение пассажирских платформ на Могилевском отделении.

 

Белорусская железная дорога-неотъемлемая часть народнохозяйственного  комплекса РБ

Грузовые перевозки

Одним из факторов повышения  объемов перевозок грузов явилось  подписание в 2002 году Соглашения между  правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой  политики. В соответствии с ним  с 1 июля 2002 года на Белорусской железной дороге был введен в действие внутрироссийский тариф на экспортно-импортные перевозки  грузов железнодорожным транспортом  в сообщении между дорогами Беларуси и России.

В июле 2007 года была утверждена Концепция совершенствования системы  управления перевозочным процессом  на Белорусской железной дороге. В  ней была обоснована необходимость  создания Центра управления перевозками (ЦУП) на основе применения принципов  централизации и концентрации управления, а также внедрения информационных технологий. Центр должен был объединить 21 диспетчерский участок (до его  введения на дороге действовал 31).

В 2007 году на дороге началось внедрение автоматизированной системы  планирования и согласования приема грузов АС «Месплан» с применением электронной цифровой подписи.

На Белорусской железной дороге активно развивались контейнерные перевозки прямыми ускоренными  поездами, рост популярности которых  был обусловлен их универсальностью и экономичностью.

В 2009 году Ассоциацией европейских  интермодальных перевозок поезд «Викинг» был признан лучшим европейским проектом по перевозке грузов в 2009 году.

С целью увеличения объемов  грузовых перевозок железнодорожным  транспортом в рамках II Международного транспортного коридора и более  полного использования рыночного  потенциала грузового сообщения  между Азией, Китаем, Россией, Западной Европой и в обратном направлении 8 апреля 2008 года представителями открытого  акционерного общества «Российские  железные дороги», акционерного общества «Польские железные дороги», Белорусской  железной дороги и компании «Рейлион Дойчланд АГ» был подписан договор об учреждении совместного предприятия — закрытого акционерного общества «Евразия Рейл Логистикс».

На Белорусской железной дороге была создана сеть транспортно-логистических  центров на базе предприятий грузового  хозяйства дороги и государственного предприятия «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистичский центр». Филиалы предприятия были открыты во всех областных городах Беларуси, а в мае 2010 года — в г. Клайпеде (Литва).

Осенью 2011 года по белорусской  магистрали курсировало девять контейнерных поездов: «Восточный ветер», «Казахстанский вектор», «Монгольский вектор», «Фольксваген РУСС», «Пежо-Ситроен», «Москвич», ZUBR, «Викинг», Чунцин (Китай)-Дуйсбург (Германия). Последний проект стартовал весной 2011 года.

С участием Транссибирской магистрали в 2011 году началась реализация проекта по доставке автокомплектующих BMW из Лейпцига (Германия) в Шеньян (Восточный Китай).

Новые перспективы развития грузоперевозок открылись с началом  функционирования Единого экономического пространства. Уже в 2011 году наблюдалась  устойчивая тенденция роста объема грузоперевозок по Белорусской железной дороге в рамках Таможенного союза  Беларуси, России и Казахстана.

Знаковым событием 2011 года стало внедрение технологии формирования и пропуска грузовых поездов на удлиненные гарантийные участки качественного  технического обслуживания грузовых вагонов. Это позволило пропускать транзитные поезда с минимальным простоем на попутных технических станциях.

Пассажирские  перевозки

В 2005–2009 годах наблюдалась  тенденция снижения пассажирооборота во внутриреспубликанском сообщении. Такое снижение объемов носило устойчивый характер и было обусловлено рядом  факторов, не зависящих от Белорусской  железной дороги (увеличение количества личных автомобилей, использование  населением маршрутных такси, снижение численности сельского населения  и т. д.).

В мае 2007 года на Белорусской  железной дороге был введен новый  вид услуг для населения —  заказ и доставка пассажирских билетов  через Интернет, а в кассах вокзалов наиболее крупных станций было установлено  оборудование для организации безналичных  расчетов за приобретаемые проездные  документы с использованием банковских пластиковых карточек.

В 2010 году на Белорусской  железной дороге были начаты масштабные преобразования инфраструктуры пассажирского  хозяйства. Первым шагом в направлении  совершенствования пассажирских услуг  стал проект «Новый формат пассажирских перевозок». Он характеризуется двумя  основными понятиями — мобильность  и экологичность.

10 сентября 2011 года было  открыто регулярное движение  электропоездов городских линий  в сообщении Минск-Пассажирcкий-Ждановичи-Беларусь. 10 октября 2011 года было открыто регулярное движение электропоездов городских линий в сообщении Минск-Пассажирcкий-Михановичи-Руденск. В ноябре того же года — регулярное движение электропоездов региональных линий бизнес-класса Минск-Барановичи-Брест, от Минска до Орши.

10 февраля 2011 года Белорусская  железная дорога запустила в  опытную эксплуатацию онлайн-систему  продажи проездных документов  по банковским карточкам через  сеть Интернет с использованием  системы «Интернет-банкинг» открытого  акционерного общества «АСБ Беларусбанк».

Локомотивное  хозяйство

Информация о работе История развития белорусской железной дороги