История эволюции российскогоконсерватизма в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:46, диссертация

Краткое описание

Идея сильной государственной власти всегда была актуальна для России и глубоко укоренилась в сознании народа. С момента появления государства за ним закрепились функции обеспечения государственной безопасности, осуществления экономической политики, удовлетворения потребностей и нужд людей. Вместе с тем, для эффективного государственного управления необходима идеология - система научных взглядов на общество в целом и отдельные его стороны, которая отражает жизнь через специально созданные категории и понятия. Формирование государственной идеологии - процесс медленный и порой довольно противоречивый. В России становление политического мышления происходило в XIX в.

Содержание

Введение.
Глава I. Российский консерватизм: истоки, структура, особенности.
Глава И. Российский консерватизм в первой четверти XIX века.
§ 1. Эволюция социально — политических взглядов Александра 1.
§ 2. Идейно-политические взгляды А. А. Аракчеева.
Глава III. Российский консерватизм во второй четверти XIX века.
§ 1. Охранительный консерватизм Николая 1.
§ 2. Идеи консерватизма в социально-политических взглядах и деятельности А. X. Бенкендорфа и С. С. Уварова.

Вложенные файлы: 1 файл

курс-1.docx

— 117.74 Кб (Скачать файл)

Предмет исследования - эволюция правительственной  формы российского консерватизма  в первой половине XIX в.

Методологическую основу работы составляют принципы объективности, историзма, методы культурно-исторического и сравнительно-исторического  анализа. Принцип объективности  применительно к нашему исследованию состоит в объективной оценке, независимой от политических и идеологических стереотипов. Ведущим критерием  анализа является оценка исторического  процесса с точки зрения непрерывности  его развития, пространственности и  выявления причинно-следственных связей.

Принцип историзма позволяет изучить  состояние российского консерватизма  от его первоначального становления  простой формы, посредством эволюции, до более совершенного состояния  на завершающем этапе исследования.

Метод культурно-исторического анализа  при использовании материалов, накопленных  современным знанием, направлен  на воспроизведение логики становления  консервативного мировоззрения  и его содержательного наполнения в различных условиях.

Сравнительно-исторический метод  применялся в диссертации для  выявления и сопоставления времени  возникновения консерватизма в  Западной Европе и в России в конце XVIII — начале XIX вв., периодов его  становления как идейно-политического  течения, общих и специфических  черт развития.

Используемые в диссертации  принципы исследования основывались на методе текстологического анализа  источников и литературы, имеющих  непосредственное отношение к консерватизму.

Аналитическая часть диссертации  строится на проблемно-хронологических  и сравнительно-исторических методах, позволяющих выделять конкретные задачи для научного решения проблемы в  последовательном развитии их во времени.

Хронологические рамки исследуемой проблемы - конец XVIII - первая половина XIX в., включают следующую периодизацию: конец XVIII в. - период зарождения консервативной мысли в

России; период правления Александра I (1801 — 1825 годы), когда консерватизм распространялся как доктрина, хотя и существовал наряду с либерализмом; царствование императора Николая I (1825 - 1855 годы) - официальное оформление консервативного политического  курса государства, формирование консервативной идеологии.

Научная новизна работы состоит  в постановке и комплексном изучении проблемы эволюции консерватизма в  России в первой половине XIX в. Диссертантом осуществляется комплексное исследование российского консерватизма как  специфического мировоззрения и  самостоятельного идеолого-поли-тического  течения.

По мнению автора, российский консерватизм имеет глубокие исторические корни, зародившиеся раньше, чем в  Западной Европе и отчётливо проявившиеся в конце XVIII - начале XIX вв. в трудах М. М. Щербатова и Н. М. Карамзина. Именно Михаил Михайлович Щербатов в 1760-х - 1780-х годах выступил в защиту самодержавного строя,дворянских прав и привилегий, крепостнической традиции. Николай Михайлович стал идеологом формирующегося консервативного направления общественно-политической мысли России в первой четверти XIX в.

Причины появления консервативных идей в нашей стране можно выявить  следующие: во-первых, кризис политики «просвещённого абсолютизма», который выразился в деятельности Уложенной комиссии 1767 - 1768 годов; во-вторых, переход правительства Екатерины II к консерватизму как реакция на крестьянскую войну 1773 - 1775 годов; в-третьих, последствия Французской революции 1789 - 1794 годов, значение которых колоссально для ускорения процесса генезиса русского консерватизма; и наконец, в-четвёртых, влияние различных западноевропейских консервативных учений.

Развивая ранее известные  положения, автор доказывает, что  российский консерватизм как идеолого-политическое течение строится на сакральности самодержавной  идеи, общественной иерархии, незыблемости крепостнических отношений, православном догмате и соблюдении традиций предков.

В результате проведённых в работе исследований, диссертант приходит к  выводу, что распространение консерватизма  как доктрины происходит при Александре I. Это отчётливо наблюдалось во второй половине его царствования, когда Александр Павлович, отказавшись  от либеральных преобразований, стал сторонником консервативных идей. Были рассмотрены причины и обстоятельства, заставившие императора изменить свои юношеские увлечения и прочно занять охранительные позиции.

Официальным курсом государства  и идеолого-политическим течением консерватизм стал при Николае I. Восстание декабристов, ознаменовавшее начало царствования Николая Павловича, подтвердило необходимость сохранения существующего самодержавно-крепостнического строя. Николай I, в отличие от своего брата, был непоколебимым сторонником монархического государства, сословности и крепостничества. Восстание в Царстве Польском в 1830-1831 годах, революционная ситуация в Западной Европе в 1830-м и 1848-м годах только убедили императора в правильности выбранного политического курса. Именно консерватизм должен был оградить Россию от революционных потрясений и вольнодумства. Российское общество, тем не менее, страдающее от пороков и изъянов, должно было оздоровить III Отделение Бенкендорфа. Сущность государственной идеологии обеспечивалась триадой С. С. Уварова.

Новизной отличается постановка вопроса о влиянии сподвижников русских императоров на их политику и формирование консервативной идеологии. Государственная деятельность А. А. Аракчеева, А. X. Бенкендорфа и С. С. Уварова рассматривалась в контексте их консервативных взглядов. Научной новизной исследования стало использование в работе неопубликованных или не рассмотренных ранее материалов и архивных документов.

На защиту выносятся следующие  положения:

•российский консерватизм — специфическое  мировоззрение и самостоятельное  идеолого-политическое течение российской политической мысли;

•предпосылки зарождения консерватизма  в России появились в конце XVIII - начале XIX вв. и отчётливо прослеживались в трудах М. М. Щербатова и Н. М. Карамзина;

•на ранних этапах своего развития русский консерватизм стремился  защищать традиционные социальные институты  — самодержавие, православие и  крестьянскую общину; сохранить общественную иерархию;

•стержнем российского консерватизма  являлась православная константа;

•социальной основой консерватизма  в России являлось землевладельческое крепостническое дворянство;

•в самостоятельное идеолого-политическое течение российский консерватизм оформился  во второй четверти XIX в., став одновременно официальным курсом государства.

Практическая значимость диссертации  заключается в возможности использования  материалов работы для лекционных и  специальных курсов: исторических, философских и политологических факультетов ВУЗов по вопросам истории  политической и правовой мысли России в первой половине XIX в., становления  российского консерватизма как  идеологии, влияния консервативного  мировоззрения на политику русских  императоров. Отдельные аспекты  исследования могут быть также применены  в качестве дополнительной информации на уроках истории и факультативных занятиях в школах.

Апробация работы. Содержание диссертации  отражается в пяти статьях, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов общим  объёмом 1,1 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертация  состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.

Заключение диссертации по теме "Отечественная история", Корендясева, Анна Николаевна

Заключение

Подводя итоги исследования, следует отметить, что тема консерватизма  как идеолого-политического течения  стала в последние годы очень  актуальна и популярна. Специалистов и любителей истории всё больше интересуют различные её аспекты. Это  связано ещё и с тем, что  политические процессы конца 1980-х —  начала 1990-х годов, затронувшие и  историческую науку, позволили изменить существовавшие стереотипы, трактовки  и «ярлыки». „ Вместе с тем повышенный интерес к консервативной тематике до сих пор не позволил дать этому понятию чёткого, и концептуального осмысления как в истории, так в политологии и философии.

Другим аспектом проблемы является то, что к консерваторам сохраняется негативное, одностороннее отношение как к представителям реакции, хотя они верили в незыблемость сложившегося мироустройства, защищённого верой и законами. Консерваторы, не будучи противниками необходимых реформ и преобразований, отстаивали принципы постепенности и традиции.

Российская консервативная традиция, ставшая темой нашего исследования, имеет глубокие исторические корни, которые отчётливо прослеживаются в конце XVIII — начале XIX вв. Предпосылки  зарождения консерватизма в России можно выявить ещё в царствование Екатерины II:

• общественная и литературная деятельность князя М. М. Щербатова;

• стихи молодого Г. Р. Державина, отражавшие дух времени;

• консерватизм взглядов Н. М. Карамзина, начавший формироваться под влиянием Французской революции 1789 года.

Причинами появления русского консерватизма  могут служить следующие:

• кризис политики «просвещённого абсолютизма», который выразился в безрезультатной деятельности дворянства в Уложенной комиссии 1767-1768 годов;

• реакция правительства Екатерины II и российского дворянства на крестьянскую войну 1773-1775 годов;

• последствия Французской буржуазной революции 1789-1794 годов в

России;

• влияние на русское общество различных западноевропейских консервативных кругов.

Вместе с тем, хотелось бы заметить, что зарождение консерватизма в  России — длительный во времени  процесс, который не связан с каким-либо одним конкретным событием, одним  основателем, одной причиной.

На ранних этапах своего развития в России консерватизм стремился  защитить традиционные социальные институты: самодержавие, православие и крестьянскую общину. Со временем эти социальные институты трансформировались в константы консерватизма, сформировав его структурные составляющие:

• сакрализация самодержавия и основных явлений государственной жизни;

• патернализм политики монарха;

• принцип общественной иерархии и традиционного сословного строя;

• незыблемость крепостнических отношений;

• православие — религиозный  догмат консерватизма;

• соблюдение традиций предков.

В современной исторической науке бытует мнение, что основателем  консервативной идеологии на Западе был английский политик, философ  и публицист Эдмунд Бёрк. Мы в своём исследовании выдвинули положение о том, что истоки консервативной идеологии впервые появились не в Западной Европе, а в России во второй половине XVIII в. в лице князя М. М. Щербатова. Его сочинения

О повреждении нравов в России», «Путешествие в землю Офирскую.»  представляли собой рассуждения  автора по самым различным вопросам: государственного устройства, системы  власти, веры, реформ, традиций. Михаил Михайлович выдвинул свои принципы, которые, по его мнению, должны были быть априорными для России:

• родовитое дворянство — опора трона;

• самодержавная власть, поддерживающая права и привилегии ч дворянства;

• зависимые крестьяне, как источник благополучия дворян и всего государства.

Будучи одним из самых  образованных людей своего времени, Щербатов выражал идеи просвещённого консерватизма.

В подтверждение высказанной нами точки зрения заметим, что сочинения  М. М. Щербатова были написаны до Французской  буржуазной революции, считающейся  одной из причин зарождения западного  консерватизма.

Весомый вклад в развитие отечественной консервативной мысли  внёс историк и писатель Н. М. Карамзин. Историограф Карамзин полно и системно выразил идеологию монархического государства и традиционные основы консерватизма. Многие исследователи склонны полагать, что Николай Михайлович, будучи приближен к Александру I, был инициатором смены политического курса императора после 1812 года. С подобными высказываниями вряд ли можно согласиться, так как после прочтения Александру Павловичу в 1811 г. «Записки о древней и новой России» Карамзин попал в опалу и на несколько лет был отдалён от императора. Нельзя, конечно, отрицать, что некоторое влияние на Александра I историк, естественно, оказывал. Николай Михайлович был негласным лидером дворянской консервативной оппозиции, который своим пером должен был предостеречь императора от непоправимых ошибок. К его голосу Александр Павлович не мог не прислушаться.

Первый период правления Александра I — 1801 - 1812 годы - характеризовался ярко выраженной либеральной направленностью внутренней политики.

Консерваторы находились в состоянии глубокого «подполья». Их главной задачей было торпедирование попыток проведения либеральных реформ Александром I и М. М. Сперанским. После войны 1812 года попытки консерваторов увенчались успехом. М. М. Сперанский, обвинённый в заговоре с французами, был удалён от престола и сослан. Вместе с тем трагические события Отечественной войны 1812 г. стали рубежом изменения мировоззрения Александра Павловича. Сдача и сожжение Москвы для Александра I стали личной трагедией, вызвавшей всплеск религиозности. Спасительный путь в сложившейся ситуации виделся в единении царя и народа с Богом. Увлечение императора религией вскоре переросло в мистицизм. Мистические настроения русского царя во второй половине 1812 г. стали доминантной чертой его поведения, повлияв на политические взгляды и поступки.

Информация о работе История эволюции российскогоконсерватизма в первой половине XIX века