Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа
События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36
Содержание
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..
В середине XIII в. на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Еще в 1223 г. они нанесли жестокое поражение дружинам южнорусских князей на реке Калке, а в конце 1237 г. несметные орды хана Батыя начали свое опустошительное движение по русским землям.
События
1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими
в многовековой истории русского
народа. Скупые сообщения летописей
об ужасах монголо-татарского нашествия
пополнились теперь материалами
археологических раскопок. Следы
пожаров, останки людей, погибших в
уличных боях и задавленных под
обломками рухнувших зданий, массовые
погребения многочисленных жертв в
Старой Рязани, Киеве и других городах
безмолвно свидетельствуют о
страшной катастрофе, разразившейся
над русскими землями. Погибли города,
и вместе с ними были уничтожены
ценнейшие произведения богатой
и яркой древнерусской
С 50-х гг. XIII в. над Русью установилось владычество Золотой орды. Монголо-татарские чиновники составили "число", переписав население страны и обложив его тяжелой данью в пользу завоевателей. На Руси появились баскаки, собиравшие эту дань и чинившие насилия над населением. Русские князья были поставлены в зависимость от ханов и были вынуждены ездить на поклон в далекие ханские столицы, где произвол завоевателя решал, вернется ли князь с ханским пожалованием и ярлыком на княжение или погибнет, обвиненный соперниками в тяжких преступлениях перед могущественными властителями. Нередко на Русь либо для поддержки одного князя против другого, либо для подавления сопротивления игу отправлялись новые монголо-татарские полчища, и опять пылала в пожарах Русская земля, гибли люди, уничтожались здания, фрески, книги.
Двести
пятьдесят лет тяготело над Русью
тяжкое монголо-татарское иго, и
еще долго после его свержения
Россия вела тяжелую борьбу с набегами
казанских, астраханских, крымских ханов,
поддерживаемых султанской Турцией. Нашествия
сильны своей многочисленностью
и военной организацией завоевателей
с Востока, изнурительная борьба
с ними на протяжении почти половины
тысячелетия - всего русского средневековья
- оставили тяжелый след в истории
России. Тяжелое положение разоренной,
оказавшейся под жестоким игом Руси
второй половины XIII столетия хорошо передают
слова современников, воспринявших
внезапное вторжение страшного
и многочисленного врага как
космическую катастрофу. В понятиях
господствовавшего тогда
Монголо-татарское иго нанесло огромный урон производительным силам страны. Особенно тяжелый ущерб был причинен русским городам, очагам средневековой культуры. Истребление и увод массы городских ремесленников подорвали самую основу развития городской экономики - ремесло, которое в средние века покоилось на ручной технике и было сопряжено с многолетней выработкой соответствующих навыков профессионального мастерства. Исследователь древнерусского ремесла Б. А. Рыбаков пришел к выводам о том, что "по целому ряду производств мы можем проследить падение или даже полное забвение сложной техники, огрубление и опрощение ремесленной промышленности во второй половине XIII в. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси; в археологическом инвентаре исчезло много предметов, обычных для предшествующей эпохи"2. Исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда утратилось искусство тончайшей перегородчатой эмали. Пропала полихромная строительная керамика, полтораста лет не было филиграни и тиснения металла.
Губительные
последствия иноземного вторжения
сказались не только в отношении
техники ремесленного производства,
но и его экономики. Б. А. Рыбаков
установил, что "зарождавшаяся в
XII-XIII вв. связь города с деревней,
широкая торговля некоторых крупных
городов с далекой периферией,
а следовательно, и организация
массового производства в городах
- все это было уничтожено татарами
почти повсеместно" и что "начавшийся
в XII в. одновременно на Западе и на Востоке
Европы процесс роста городов
и выхода городского ремесла на более
широкий рынок со времени монгольского
завоевания продолжается только на Западе
(Венеция, Флоренция, Генуя, французские
и прирейнские города) и совершенно
прекращается в Киевской Руси"3. Если
прибавить к этому вызванный
монголо-татарским господством
Подрыв
материальной основы развития русской
культуры и затруднение ее связей
с западноевропейской культурой
привели к ослаблению культурного
развития конца XIII-XIV в. Это сказалось
прежде всего в русской литературе
того времени. Погибло огромное количество
памятников письменности. Летопись указывает
лишь на некоторые случаи гибели книжных
богатств, но по ним можно представить,
как тяжело пострадала русская письменность.
В 1382 г., когда москвичи отбивали внезапное
нападение Тохтамыша, горожане и
жители окрестных деревень снесли свои
книги в каменные церкви для сохранения
от огня, и этих книг было так много,
что они заполнили внутренние
помещения кремлевских храмов доверху.
Все это богатство погибло, когда
Тохтамышу удалось путем
Ущерб, нанесенный литературе вторжением, не ограничивался только уничтожением памятников письменности. Изменился и самый характер литературных произведений. На время пришло в упадок летописание, которое, по словам Д. С. Лихачева, сказалось "прежде всего в полном прекращении летописной работы в целом ряде городов, либо целиком стертых с лица земли, как Старая Рязань, либо опустошенных и культурно обескровленных; как Владимир, Чернигов, Киев. Но и в тех центрах летописной работы, которые подверглись меньшему разорению, летописание все же сужается, бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские летописи в XI и XII вв.". И лишь после Куликовской битвы наступил подъем летописания и литературы на Руси.
Тяжело
пострадало от нашествия русское
зодчество, достигшее столь изумительного
совершенства и великолепия в
домонгольское время. На полвека
вообще прекратилось каменное строительство
из-за отсутствия материальных средств
и мастеров-строителей. Возобновленное
в конце XIII в., каменное зодчество
теперь утратило многие технико-строительные
приемы. Московские мастера XIV-XV вв. вернулись
к кладке стен из одного тесаного камня,
хотя в первой половине XIII в. владимиро-суздальские
зодчие уже умели сочетать камень
и кирпич, плотный известняк и
известняковый туф. Исчезло замечательное
искусство белокаменной резьбы, делавшее
столь нарядными постройки
Но,
нанеся огромный ущерб русской культуре,
монголо-татарские завоеватели
Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.
Первый
этап (от монголо-татарского вторжения
- приблизительно до середины XIV столетия)
характеризуется заметным упадком
различных сфер материальной и духовной
культуры; но вместе с тем уже
в конце XIII столетия наблюдаются
первые признаки начинающегося возрождения.
В Твери, Новгороде, потом в Москве
возобновляется каменное зодчество, появляются
новые центры летописания (Москва, Тверь).
Вообще география культурных центров
меняется, прежние очаги культуры:
Владимир, Суздаль, Ростов - отходят
на задний план. Это связано с
изменением соотношений политических
сил на Руси, а также с разгромом
городов монголо-татарами. Внешние
связи русской культуры в этот
период оказываются почти полностью
прерванными. Только Новгород и Псков
сохраняют общение со странами Запада.
Этим двум городам принадлежит особое
место в истории русской
Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы; Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы.
Столь крупные и непохожие друг на друга Андрей Рублев и Феофан Грек, возвеличивающее тверских князей "Слово похвальное инока Фомы", летописная повесть о князе Михаиле Ярославиче и противостоящее им московское летописание, настойчиво проводящее идею богоизбранности Москвы и прав потомков Калиты на политическое главенство в русских землях, расцвет своеобразного новгородского и псковского зодчества - все эти и многие другие явления русской культуры отчетливо свидетельствуют о ее несомненном подъеме и о сильных местных особенностях, а также о сознании единства Русской земли и в историческом и в современном аспектах. И дело не только в том, что Киевскую Русь повсюду почитают своей предшественницей, но и в том, что по всей Русской земле расходится знаменитая "Задонщина" и с ней целый цикл сказаний о Мамаевом побоище, проникнутых идеей единства всех русских людей в борьбе с ненавистным врагом.