Культура Руси 13-15 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36

Вложенные файлы: 1 файл

история Руси 13-15.docx

— 110.75 Кб (Скачать файл)
 
 

    Содержание 

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
  2. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
  3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
  4. ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
  5. ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
  6. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ

     РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15

  1. ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
  2. ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
  3. АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
  4. ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ
 

    В середине XIII в. на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Еще в 1223 г. они нанесли жестокое поражение  дружинам южнорусских князей на реке Калке, а в конце 1237 г. несметные  орды хана Батыя начали свое опустошительное  движение по русским землям.

    События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей  об ужасах монголо-татарского нашествия  пополнились теперь материалами  археологических раскопок. Следы  пожаров, останки людей, погибших в  уличных боях и задавленных под  обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в  Старой Рязани, Киеве и других городах  безмолвно свидетельствуют о  страшной катастрофе, разразившейся  над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой  и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто  остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в  плен. Остатки населения разбежались  по лесам, и долго еще после  вторжения пустовали недавно  многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и  Западнорусские земли не подверглись  разорению.

    С 50-х гг. XIII в. над Русью установилось владычество Золотой орды. Монголо-татарские  чиновники составили "число", переписав  население страны и обложив его  тяжелой данью в пользу завоевателей. На Руси появились баскаки, собиравшие эту дань и чинившие насилия над  населением. Русские князья были поставлены в зависимость от ханов и были вынуждены ездить на поклон в далекие  ханские столицы, где произвол завоевателя  решал, вернется ли князь с ханским  пожалованием и ярлыком на княжение или погибнет, обвиненный соперниками в тяжких преступлениях перед могущественными властителями. Нередко на Русь либо для поддержки одного князя против другого, либо для подавления сопротивления игу отправлялись новые монголо-татарские полчища, и опять пылала в пожарах Русская земля, гибли люди, уничтожались здания, фрески, книги.

    Двести  пятьдесят лет тяготело над Русью  тяжкое монголо-татарское иго, и  еще долго после его свержения  Россия вела тяжелую борьбу с набегами казанских, астраханских, крымских ханов, поддерживаемых султанской Турцией. Нашествия  сильны своей многочисленностью  и военной организацией завоевателей с Востока, изнурительная борьба с ними на протяжении почти половины тысячелетия - всего русского средневековья - оставили тяжелый след в истории  России. Тяжелое положение разоренной, оказавшейся под жестоким игом Руси второй половины XIII столетия хорошо передают слова современников, воспринявших внезапное вторжение страшного  и многочисленного врага как  космическую катастрофу. В понятиях господствовавшего тогда религиозного мировоззрения древнерусские публицисты сравнивали Батыя с библейским Навуходоносором, подчеркивая гибельность вторжения  не только для Руси, но и для всего  христианства. Горькими словами характеризовал тяжкое положение русских земель знаменитый проповедник и писатель XIII в. Серапион Владимирский: "Множайша же братия и чада наша в плен ведени быша, села наши лядиною поростоша, и величество наше смерися, красота  наша погыбе, богатство наше онем в  корысть бысть, труд наш поганый  наследоваша, земля наша иноплеменником в достояние бысть... Несть казни, кая бы не преминала нас, и ныне беспрестани казнимы есмы"1.

    Монголо-татарское  иго нанесло огромный урон производительным силам страны. Особенно тяжелый ущерб  был причинен русским городам, очагам средневековой культуры. Истребление  и увод массы городских ремесленников  подорвали самую основу развития городской экономики - ремесло, которое  в средние века покоилось на ручной технике и было сопряжено с многолетней выработкой соответствующих навыков профессионального мастерства. Исследователь древнерусского ремесла Б. А. Рыбаков пришел к выводам о том, что "по целому ряду производств мы можем проследить падение или даже полное забвение сложной техники, огрубление и опрощение ремесленной промышленности во второй половине XIII в. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси; в археологическом инвентаре исчезло много предметов, обычных для предшествующей эпохи"2. Исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда утратилось искусство тончайшей перегородчатой эмали. Пропала полихромная строительная керамика, полтораста лет не было филиграни и тиснения металла.

    Губительные последствия иноземного вторжения  сказались не только в отношении  техники ремесленного производства, но и его экономики. Б. А. Рыбаков  установил, что "зарождавшаяся в XII-XIII вв. связь города с деревней, широкая торговля некоторых крупных  городов с далекой периферией, а следовательно, и организация  массового производства в городах - все это было уничтожено татарами почти повсеместно" и что "начавшийся в XII в. одновременно на Западе и на Востоке  Европы процесс роста городов  и выхода городского ремесла на более  широкий рынок со времени монгольского завоевания продолжается только на Западе (Венеция, Флоренция, Генуя, французские  и прирейнские города) и совершенно прекращается в Киевской Руси"3. Если прибавить к этому вызванный  монголо-татарским господством отрыв  большинства русских городов  от мировых торговых путей (как раз  в ту эпоху, когда в страны Западной Европы хлынул поток золота и драгоценностей из вновь открытых заморских земель), систематическое ограбление возрождавшихся русских городов для уплаты тяжелой  дани в Орду, быстрый рост феодального  землевладения и усиление феодального  строя в целом в XIV-XV вв., то станет ясной причина заметного ослабления русских городов в XIII-XV вв. по сравнению  с городами некоторых стран Западной Европы. А ослабление городов таило  в себе крайне отрицательный фактор для дальнейшего развития Руси: в  этих условиях сильно задержалось формирование буржуазных элементов. Россия надолго  осталась феодальной страной, в то время  как в некоторых странах Западной Европы уже появлялись ростки буржуазных отношений. Господство феодально-крепостнического строя обусловило все более развивавшееся  отставание России, хотя домонгольская  Русь развивалась на уровне передовых  стран тогдашней Европы.

    Подрыв  материальной основы развития русской  культуры и затруднение ее связей с западноевропейской культурой  привели к ослаблению культурного  развития конца XIII-XIV в. Это сказалось  прежде всего в русской литературе того времени. Погибло огромное количество памятников письменности. Летопись указывает  лишь на некоторые случаи гибели книжных  богатств, но по ним можно представить, как тяжело пострадала русская письменность. В 1382 г., когда москвичи отбивали внезапное  нападение Тохтамыша, горожане и  жители окрестных деревень снесли свои книги в каменные церкви для сохранения от огня, и этих книг было так много, что они заполнили внутренние помещения кремлевских храмов доверху. Все это богатство погибло, когда  Тохтамышу удалось путем вероломства  ворваться в город. В Древней  Руси очень любили и ценили книги, и недаром летописец XII в. назвал книги "реками, напояющими вселенную". Не случайно многие из сохранившихся  памятников древнерусской литературы дошли до нас через Новгород, не подвергшийся разгрому. Находка в  конце XVIII в. единственного списка "Слова  о полку Игореве" наглядно свидетельствует  о том, какие шедевры древнерусской  литературы могли безвозвратно исчезнуть  во время вторжений монголо-татар  и насколько вследствие этого, вероятно, обеднены наши представления о древнерусской  культуре домонгольского времени.

    Ущерб, нанесенный литературе вторжением, не ограничивался только уничтожением памятников письменности. Изменился  и самый характер литературных произведений. На время пришло в упадок летописание, которое, по словам Д. С. Лихачева, сказалось "прежде всего в полном прекращении  летописной работы в целом ряде городов, либо целиком стертых с лица земли, как Старая Рязань, либо опустошенных и культурно обескровленных; как  Владимир, Чернигов, Киев. Но и в тех  центрах летописной работы, которые  подверглись меньшему разорению, летописание  все же сужается, бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские летописи в XI и XII вв.". И  лишь после Куликовской битвы  наступил подъем летописания и литературы на Руси.

    Тяжело  пострадало от нашествия русское  зодчество, достигшее столь изумительного  совершенства и великолепия в  домонгольское время. На полвека  вообще прекратилось каменное строительство  из-за отсутствия материальных средств  и мастеров-строителей. Возобновленное в конце XIII в., каменное зодчество  теперь утратило многие технико-строительные приемы. Московские мастера XIV-XV вв. вернулись  к кладке стен из одного тесаного камня, хотя в первой половине XIII в. владимиро-суздальские  зодчие уже умели сочетать камень и кирпич, плотный известняк и  известняковый туф. Исчезло замечательное  искусство белокаменной резьбы, делавшее столь нарядными постройки предшествующего  периода. Упадок пережили и живопись, и прикладное искусство.

    Но, нанеся огромный ущерб русской культуре, монголо-татарские завоеватели не могли ее уничтожить. Русский народ, преодолев невероятные трудности, постепенно восстановил разрушенные  города, создал условия для свержения  чужеземного ига и вместе с  тем для восстановления и подъема  культуры. Вопреки мнению некоторых  буржуазных исследователей, доныне живущему в зарубежной литературе, монголо-татары не оказали, да и не смогли оказывать  сколько-нибудь существенного влияния  на самый характер русской культуры, стоявшей намного выше культуры завоевателей. Правда, в русский язык проникли отдельные слова, принесенные монголо-татарами (например, "базар", "башмак", "башня", "кафтан", "армяк", "тюфяк", "тархан", "сундук", "чердак", "колпак", "кушак" и др.). Заметно также некоторое  воздействие восточной культуры в произведениях русской материальной культуры. Но при всем этом совершенно очевидно, что русская культура развивалась  на внутренней основе и монголо-татары задержали это развитие.

    Можно наметить несколько этапов историко-культурного  процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.

    Первый  этап (от монголо-татарского вторжения - приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком  различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже  в конце XIII столетия наблюдаются  первые признаки начинающегося возрождения. В Твери, Новгороде, потом в Москве возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь). Вообще география культурных центров  меняется, прежние очаги культуры: Владимир, Суздаль, Ростов - отходят  на задний план. Это связано с  изменением соотношений политических сил на Руси, а также с разгромом  городов монголо-татарами. Внешние  связи русской культуры в этот период оказываются почти полностью  прерванными. Только Новгород и Псков  сохраняют общение со странами Запада. Этим двум городам принадлежит особое место в истории русской культуры XIII-XV вв. Уцелевшие от монголо-татарского погрома и установившие политический строй феодальной республики они  достигли в этот период расцвета экономики  и культуры; здесь сохранялись  и продолжались традиции древнерусской  письменности, зодчества, живописи; культура приобрела заметные демократические  черты. Новгород и Псков были крупнейшими  центрами европейской культуры своего времени, об этом убедительно свидетельствуют  результаты работ советских археологов в последние десятилетия.

    Второй  этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных  образований, подъем Москвы; Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных  и сильных экономических и  политических центров. Куликовская  битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных  захватчиков и объединения ее под властью Москвы.

    Столь крупные и непохожие друг на друга  Андрей Рублев и Феофан Грек, возвеличивающее  тверских князей "Слово похвальное инока Фомы", летописная повесть  о князе Михаиле Ярославиче и  противостоящее им московское летописание, настойчиво проводящее идею богоизбранности  Москвы и прав потомков Калиты на политическое главенство в русских землях, расцвет  своеобразного новгородского и  псковского зодчества - все эти и  многие другие явления русской культуры отчетливо свидетельствуют о  ее несомненном подъеме и о  сильных местных особенностях, а  также о сознании единства Русской  земли и в историческом и в  современном аспектах. И дело не только в том, что Киевскую Русь повсюду  почитают своей предшественницей, но и в том, что по всей Русской  земле расходится знаменитая "Задонщина" и с ней целый цикл сказаний о Мамаевом побоище, проникнутых  идеей единства всех русских людей  в борьбе с ненавистным врагом.

Информация о работе Культура Руси 13-15 вв