Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа
События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36
Народно-поэтическая основа видна и в рассказе "Сказание о Мамаевом побоище" о поединке богатырей в начале битвы - русского монаха Пересвета с ордынцем.
Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новгородом и среди них - знаменитые былины о Василии Буслаеве и Садко. В. Г. Белинский называл былину о Садко одним из "перлов русской народной поэзии". В новгородских былинах ярко отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев.
Отражением патриотических чувств простых новгородцев является песня о походе новгородцев на помощь Москве во время вторжения Мамая.
Тема
Русской земли, ее красоты и силы,
ее героической борьбы против иноземных
завоевателей была главной темой
устного народного творчества XIV-XV
вв.
Распространение
грамотности в средневековой
Руси XIV- XV вв. было, как и прежде, сосредоточено
в основном в руках церкви. Однако
круг грамотных людей далеко не ограничивался
церковниками. Конечно, для подавляющего
большинства населения грамота
оставалась недоступной. Но в городах
грамотность получила значительное
распространение, что было обусловлено
прежде всего спецификой экономической
жизни горожан. Занятия ремеслом
и торговлей требовали
Обнаруженные
в Новгороде берестяные грамоты
содержат "будничную", повседневную
переписку новгородцев, раскрывая
самые различные стороны жизни
Новгородской феодальной республики.
Многие грамоты посвящены
Многие
грамоты посвящены бытовым
Около
600 грамот найдено в настоящее
время при раскопках в
Стены
новгородских и псковских церквей
покрыты многочисленными
На одном из внутренних столбов церкви на Нередице отчетливо видна запись какой-то женщины, фиксировавшая взятый долг: "на Лукин день взяла проску и пшеницю ". Такие надписи принадлежали, конечно, простым людым и являются одним из свидетельств их грамотности.
Много надписей имеется на бочках, сосудах, поплавках, сапожных колодках и других самых разнообразных предметах, обнаруживаемых при археологических раскопках. Чаще всего это имена или инициалы их владельцев. Сделав церковный сосуд - потир - в 1449 г., мастер написал: "А делал Иван Фомин". На "локте" - мере длины, эталон которой хранился в новгородской купеческой церкви Ивана на Опоках, ясно видна надпись "святого еванос...".
Значительно
большее, чем прежде, развитие получила
в XIV-XV вв. письменная документация, что
стимулировалось расширением
В настоящее время сохранилось 817 рукописей XIV в., кроме того, 85 рукописей датируются XIII-XIV вв., в то время как от XIII в. сохранилось 215 рукописей, от XII-XIII вв. - 40, а от XII- только 851. Кроме того, известно около полутора тысяч различных грамот XIV-XV вв. При этом мы должны учесть массовое уничтожение рукописей и, книг как более раннего времени, так и XIV-XV вв. во время иноземных вторжений и других бедствий.
Письменность
сосредоточивалась, в частности, в
монастырях, где составлялись различные
грамоты, оформлявшие права и
привилегии монастырей на право владения
землями, льготные условия торговли,
независимость монастырских владений
от княжеской судебно-
Развитие
письменности сопровождалось рядом
изменений в самой технике
письма, приспосабливавшейся к
XIV
в. появилась также
Все
эти изменения внешнего вида письма
- свидетельства растущего
Страницы
рукописных книг украшались цветными
заставками и миниатюрами. Выдающимися
образцами украшения книжной
миниатюры XIV в. являются, например, "Федоровское
евангелие", написанное по заказу ярославского
князя Федора Черного; тверская рукопись
Хроники Георгия Амартола, имеющая
более 100 миниатюр. В виде причудливых
картинок изображались заглавные буквы
начала текста, как, например, в одной
новгородской рукописи буква "М"
была выполнена в виде двух ругающихся
рыбаков и т. п. Часто применялся
"чудовищный" орнамент, составленный
из изображений фантастических существ.
Этот тип орнамента держался в
рукописях в XIII- XIV вв. В XV в. получил
распространение плетеный и растительный
орнамент. Плетеный орнамент широко использовал
жгуты, круги, четырехугольники, чем
достигалась своеобразная узорчатость
рисунка. Особенностью растительного
орнамента было стремление художника
отойти от традиционного геометрического
узора, где стилизованные растения
были подчиненными элементами. Новый
стиль давал возможность
Наиболее значительным произведением письменности были летописи. Русские средневековые летописи представляют собой крупнейшие памятники духовной культуры. Неправильно ограничивать их значение только как источников наших сведений о событиях прошлого. Летописи - это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний. Они представляют собой как бы синтетический памятник средневековой культуры, и не случайно уже более двух столетий к ним приковано внимание исследователей самых разнообразных сторон исторического прошлого нашей страны. Можно сказать без преувеличения, что у нас нет более ценных и вместе с тем интересных памятников духовной культуры прошлого, чем наши летописи - от знаменитой "Повести временных лет" киевского монаха Нестора до последних летописных сводов XVII в.1. То, что таким синтетическим произведением культуры оказались именно летописи, явилось закономерным проявлением характерных особенностей средневекового общественного сознания. Поскольку все происходящее на Земле считалось результатом божественной воли, не оставалось места для выяснения причинно-следственных связей событий и явлений. Господство богословия крайне стесняло развитие теоретической мысли, внимание направлялось в этих условиях на описание конкретных фактов. Поэтому духовная культура, подчиненная богословию, оставалась слабо расчлененной. Все многообразие явлений общественной жизни средневековые мыслители стремились уложить в единую картину проявлений божественной воли. Оставалось только чисто внешне связующее эти явления звено, которым была их хронологическая последовательность, так называемая "погодная сетка" изложения. Так, в летопись наряду с политическими событиями вошли и записи о явлениях природы, и литературные произведения, проникнутые исторической конкретностью, и богословские размышления и поучения - все это приурочивалось к определенным событиям и связывалось в едином хронологическом повествовании.
Естественно, что дальнейший процесс развития духовной культуры неминуемо должен был привести к разрушению летописной синтетической формы. Появлялись сюжетные литературные произведения, самостоятельные произведения общественной мысли, и, наконец, развитие собственно исторической мысли перешагнуло тесные рамки хронологического повествования и привело к возникновению самостоятельных исторических повестей. Это был прогрессивный процесс, зачатки которого отчетливо видны уже в XIV-XV вв. и даже еще ранее - один из южнорусских летописцев XIII в. сетовал на то, что разбивка изложения по годам мешает связному изложению определенной линии событий, и извинялся перед читателями за то, что ему порой приходится забегать вперед, а порой возвращаться назад.