Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа
События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36
Немалое
внимание уделено в произведениях
XIV-XV вв. сведениям в области медицины.
Мы находим в летописях очень
точные описания эпидемических болезней
(например, чумы). Подробно и обстоятельно,
с поразительным наблюдением
деталей описана смерть князя
Дмитрия Красного. В этом внимании
к медицинским явлениям также
проявилось стремление к опытному наблюдению,
неудовлетворенность
В XIV-XV вв. значительно расширились географические представления русских людей. Памятниками их явились записи о путешествиях ("хожения") новгородца Стефана в Царьград, смоленца Игнатия - в Царьград, Палестину и Афон, монаха Зосимы - в Царьград, гостя (купца) Василия - в Иерусалим, поездки посольства на Феррарский собор, посла Семена Толбухина - в Венецию и, наконец, знаменитое "Хожение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, совершившего путешествие в далекую Индию.
В этих записях еще много от религиозных представлений: увидев Мертвое море в 1391 г., Игнатий Смолянин описывает его в духе библейской традиции и туманную дымку над морем воспринимает как след от погибших Содома и Гоморры. Монах Зосима вполне серьезно пишет о том, что над Кипром он видел "чудесный крест", якобы держащийся на воздухе, а в Палестине - чудесный колодец, о котором "глаголют: коли девицы испиют тое воды, а не сохранили девства своего, ино им уста позлатею" (покроются золотом). И вместе с тем путешественники вполне реалистично описывали многое из виденного. Новгородец Стефан подробно описал виденные им сооружения и строительные материалы, Игнатий - политические события в Царьграде, гость Василий зафиксировал планировку и благоустройство виденных им городов. Автор описания посольства на Феррарский собор рассказал о венецианской торговле, о фонтанах Люнебурга и флорентийской больнице, о феррарских часах и брауншвейгских черепичных крышах.
Замечательным
памятником является "Хожение" Афанасия
Никитина. Это - первое в европейской
литературе описание Индии, сделанное
с большой наблюдательностью. От
Афанасия Никитина не ускользнуло и
социальное неравенство в Индии.
Подробно и обстоятельно описывает
Никитин занятия и быт
Расширение
кругозора русских людей, накопление
знаний о природе исподволь начинали
подтачивать традиционные устои
религиозного мировоззрения, хотя оно
продолжало не только оставаться господствующим,
но и укрепляться1.
Религиозное мировоззрение было господствующим в средние века. Однако господство христианства было в средневековой Руси далеко не всеобъемлющим.
В народных массах устойчиво держались пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. На церковном соборе 1274 г. церковные властители ополчились против народных праздников, которые происходили в ущерб церковным. Собор указал при этом на кулачные бои, праздник в субботу под пасху, вождение невест к воде и т. п. Собор пригрозил проклятием всем тем, кто участвует в языческих праздниках, в том числе и самим священникам, из чего можно заключить, что и само низшее духовенство не всегда строго придерживалось христианской религии.
В
обычаях и обрядах народных масс
было много проявлений невежества,
суеверия, вроде колдовства, волхвования
и пр., но в устойчивости этих явлений
вместе с тем сказывалось и
стихийное сопротивление
Народные
массы были той средой, которая
оказывала сопротивление
Одним
из важнейших и наиболее интересных
явлений антицерковной
Важно отметить, что идейная борьба, развивавшаяся в рамках религиозного мировоззрения, неразрывно переплеталась с политической борьбой и заняла, таким образом, важное место в объединении русских земель в единое государство, поскольку церкви принадлежала значительная роль в этом процессе. В ходе политической борьбы представители различных сторон подвергали критике идейно-политические позиции своих противников, и так как эти позиции были тесно связаны с церковью и подкреплялись авторитетом ее учения, то идейная полемика, вне зависимости от целей, которые преследовали ее участники, неизбежно вела к подтачиванию основ ортодоксального мировоззрения, к развитию критической мысли. Далеко не всякое проявление такой критической мысли было ересью в собственном смысле слова, т. е. выражением антифеодального протеста в религиозной оболочке. Наоборот, многие критические мысли были высказаны представителями феодальных группировок, которые в борьбе с враждебными их политическим интересам церковными деятелями стремились к укреплению феодального строя и более того - к укреплению церкви и ее идеологии. Но объективное значение этих выступлений было шире: в общем потоке развития общественно-философской мысли они подготавливали разрушение всей религиозной ортодоксии.
Так, в 1310-1311 гг. тверскому князю Михаилу Ярославичу и тверскому епископу Андрею удалось организовать церковный собор против сторонника Москвы митрополита Петра. В качестве обвинения было выдвинуто то, что Петр практиковал "симонию", т. е. продажу церковных должностей. Собор при сильном влиянии со стороны Москвы оправдал Петра. Выступление тверского князя и епископа преследовало цели, не выходившие за рамки интересов феодальной междоусобной борьбы, но само обличение церкви в мздоимстве было не чем иным, как попыткой использовать в узкофеодальных интересах недовольство народных масс продажностью и стяжательством духовенства. В Твери не удовлетворились решением собора, и епископ Андрей отправил монаха Акиндина в Константинополь для изучения церковного законодательства. По возвращении в Тверь Акиндин написал послание великому князю Михаилу Ярославичу, в котором подверг критике существующие на Руси церковные порядки и потребовал вмешательства великокняжеской власти в церковные дела. Политический смысл такой постановки вопроса очевиден: так как светская власть находилась в руках тверского князя, а духовная - в руках сторонника Москвы, то интересы тверских феодалов, естественно, приводили к требованию подчинения церкви светской власти. Позднее эта идея упорно проповедовалась московскими князьями, когда они сами стали великими князьями. Обличая находящуюся под руководством митрополита Петра русскую церковь, Акиндин - вольно или невольно - переходит в своей критике к обличению православной церкви вообще, рисуя ее погрязшей в еретичестве и отступившей от основ раннего христианства. Особенно сильно Акиндин нападал на торгашество и хищничество церковников, которое, по его словам, превосходит даже насилие со стороны ордынцев. Впоследствии критические идеи Акиндина были восприняты и развиты еретиками конца XIV в.
В
свою очередь в Москве такого рода
выступления рассматривались
Выступления против церкви и церковной идеологии не прекращались на всем протяжении XIV в.
В середине XIV в. возник богословский спор между тверским епископом Федором Добрым и новгородским архиепископом Василием Каликой о том, существует ли где-нибудь на земле реальный, конкретный рай. Федор Добрый считал, что рая на земле нет, что он погиб вместе с грехопадением Адама и Евы и существует лишь "мыслен". Василий Калика, наоборот, доказывал, что рай есть на земле, что его даже видели новгородцы, доходившие до "края земли". Заметим, что и Колумб спустя полтораста лет вполне убежденно писал, что, объехав всю землю, он не видел рая только потому, что рай находится в глубинных, отдаленных от моря областях и что он сам не хотел туда пробираться в силу религиозных соображении - в средние века повсюду верили в реальное существование рая. Федор тверской отрицал это.
На
первый взгляд отвлеченный богословский
спор был, однако, весьма важным проявлением
религиозно-критической мысли
Примечательно и то, что московские политики поддерживали Федора, так как подчинение церкви интересам светской власти мало-помалу начинало становиться реальной задачей великокняжеской власти в борьбе за укрепление своего положения.
Одним
из наиболее крупных выступлений
против господствующей церкви была ересь
так называемых "стригольников"1,
возникшая в Новгороде в