Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа
События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36
Однако
выступления против церкви и критика
ее догматов с рационалистических позиций
продолжали распространяться. В конце
XIV в., несмотря на поддержку Москвы,
тверскому князю Михаилу
Движение стригольников в Новгороде к концу XIV в., видимо, пошло на убыль вследствие репрессий, хотя по состоянию источников, с уверенностью сказать этого мы не можем. Зато в Пскове еретическое движение в первой половине XV в. получило дальнейшее распространение. Этому способствовало более независимое положение Пскова в системе феодальных "полугосударств", а также большой демократизм псковской церкви, ее связь с посадским населением и относительная слабость высшего духовенства.
О
распространении ереси
Псковские стригольники пошли еще дальше, чем их новгородские предшественники. Они отвергали не только церковь, но и монашество. Среди псковских стригольников выделилась весьма радикально настроенная группа, которая в своем рационализме пришла даже к отрицанию воскресения мертвых и, следовательно, к отрицанию загробной жизни. Псковские стригольники отвергали и другой важнейший догмат христианства - о триедином боге, встав на позиции стихийного пантеизма. Будучи монотеистами, стригольники в Пскове, в отличие от новгородских стригольников, отказались признавать евангелие и, стало быть, божественную природу Христа.
Это
смелое выступление псковских
Ересь в Пскове также была подвергнута жестоким преследованиям со стороны официальной церкви.
Заметим,
что центрами распространения
И все же свидетельства о развитии рационалистического мышления на Руси в XIV-XV вв. ясно говорят о том, что Русь не была в стороне от прогрессивного развития человеческой мысли в средневековье, что на русской земле появились смелые и сильные умы, начавшие борьбу за свободу человеческого разума, против оков официальной религии и церкви.
О
том, что рационалистические идеи получили
на Руси большее, чем можно было предположить,
распространение и именно в среде
горожан, говорят интересные наблюдения
А. К. Клибанова над сочинением тверского
купца. Афанасия Никитина. Афанасий Никитин
не был еретиком, но в его "Хожении"
высказаны мысли, противоречащие официальной
религиозной догме и
Рационалистические
идеи, несогласие с церковью и ее
догматами были проявлением развития
прогрессивной общественной и философской
мысли.
Русская литература второй половины XIII-XV в., как и в предшествующее время, развивалась в форме различных повестей, многие из которых дошли в составе летописей, житий, сказаний. Проникнутые внешне религиозным мировоззрением, литературные произведения той эпохи, однако, не могут быть отнесены целиком к церковной литературе - напротив, многие из них посвящены чисто светским, гражданским сюжетам. Литература XIII-XV вв., развиваясь на основе традиций, выработанных литературой Киевского периода, непосредственно откликалась на важнейшие события эпохи и была одним из важнейших проявлений общественного сознания своего времени. Центральными темами ее стали борьба против иноземных захватчиков и проповедь единства Русской земли, несмотря на ряд местных особенностей и отражение местных интересов, что естественно для периода феодальной раздробленности.
Особенностью
средневековой литературы было то,
что в основе ее произведений лежали
конкретные исторические факты, а персонажи
литературных произведений были реальными
историческими лицами. Значительно
позднее произошло
События монголо-татарских вторжений и героической борьбы русского народа против завоевателей стали во второй половине XIII-XIV в. центральной темой литературы. В составе летописей дошло несколько повестей об отдельных событиях этой борьбы - битве на Калке, вторжении Батыя, обороне Козельска и т. д. Эти повести по своему характеру весьма близки к произведениям народного эпоса, но в то же время в их летописных редакциях заметна обработка в интересах господствующего класса, при которой особенно подчеркивается роль князей, а борьба с завоевателями изображается в плане защиты христианства от "поганых", т. е. религиозный момент как бы выступает на первый план.
Одним
из значительных произведений этой темы
явилась "Повесть о разорении
Рязани Батыем", дошедшая до нас в
составе сборника XVI в. В "Повести"
содержится решительное осуждение
феодальных распрей между князьями.
Написанная с позиций прославления
рязанских князей, "Повесть" обвиняет
великого князя владимирского Юрия
Всеволодовича в отказе помочь Рязани.
В то же время разорение Рязанской
земли трактуется в традиционном
христианско-морализующем духе, как
наказание божье за грехи. Самый
факт катастрофы, обрушившейся на Русские
земли, феодальные идеологи стремились
использовать для пропаганды христианских
идей и упрочения влияния церкви.
Вместе с тем "Повесть" выходит
за рамки узкорелигиозного освещения
событий и содержит яркие рассказы
о героической борьбе населения
Рязани. Замечателен рассказ о
любви и верности рязанского князя
Федора Юрьевича и его жены Евпраксии.
Когда князь Федор отправился
к Батыю для переговоров, Батый
потребовал, чтобы красавица Евпраксия
была доставлена ему. Федор отказался
выполнить это требование и был
убит в ханской ставке. Узнав о
гибели мужа, Евпраксия покончила
с собой, выбросившись из окна высокого
терема. "Повесть" сохранила имя
богатыря, храбро сражавшегося с завоевателями,
- Евпатия Коловрата. Прозвище "Коловрат"
указывает на богатырскую силу Евпатия.
Рассказ о Коловрате выдержан
в традиционной манере дружинного эпоса.
Княжеский дружинник ("некий от
вельмож рязанских") Евпатий, находясь
в Чернигове, узнал о разорении
Рязани Батыем, поспешил в Рязанскую
землю, собрал дружину в тысячу семьсот
человек из оставшегося населения
и пошел в погоню за Батыем. Догнав
его в Суздальской земле, Евпатий
напал на монголо-татар и нанес
им сильное поражение. Батый послал
на единоборство с Евпатием своего
шурина Хостоврула. Русский богатырь
убил Хостоврула, "разсече" его "на
полы (пополам) до седла". Только с
помощью многочисленных "пороков"
(стенобитных машин) врагам удалось
убить Евпатия. Склонясь над телом
мертвого богатыря, хан Батый воздал
должное его храбрости и
Рассказ о Евпатий свидетельствовал о непреклонной воле русских людей продолжать борьбу в самых тяжелых условиях. Характерно, что героический тон рассказа о богатыре Евпатий разительно отличается от описания рязанских князей, выдержанного в обычном плане религиозно-житийной литературы. Князья изображены как христианские подвижники, преданные во всех своих поступках учению церкви. Прекрасный рассказ о Федоре и Евпраксии завершается вдруг житийной характеристикой с трафаретными выражениями о том, что князья рязанские "бяше родом христолюбивый", "от самых пелен бога возлюбили", "о церквах божиих велми печашеся", и перечислением всех достоинств, обязательных для положительного героя церковной литературы. В этом снова сказалось настойчивое стремление церковников использовать реальные сюжеты, положенные в основу литературного произведения, для религиозной проповеди.
В
еще большей степени
В
литературе XIII-начала XIV в. отразилась
также борьба против шведских и немецких
феодалов. Этой теме посвящены дружинные
повести об Александре Невском и
псковском князе Довмонте, ставших
любимыми героями литературных произведений.
Христианско-религиозная
Вопрос о происхождении "Слова о погибели Русской земли" остается нерешенным. Возможно, что до нас дошла только часть (может быть, начало) какого-то большого произведения. Изумительный поэтический пафос и глубокий патриотизм сделали "Слово" популярным среди книжников, которые прямо, как в житийной повести об Александре Невском, или в переработанном виде, как в житии о Федоре Ярославском, использовали "Слово" как своеобразный зачин.
Подъем освободительного движения против завоевателей в конце XIII - начале XIV в. и начало объединительных процессов в Северо-Восточной Руси стимулировали и новый подъем литературного творчества, непосредственно откликавшегося на эти важнейшие исторические явления.
В
этот период заметно выдвинулась
тверская, а затем и московская
литература. Ставшая в конце XIII -
начале XIV в. одним из ведущих политических
центров на Руси, Тверь являлась
в то время и крупным культурным
центром. Значительный подъем пережило
тогда тверское летописание. В Твери
в 1293 и 1327 гг. произошли крупные
Во второй половине XIV в. в истории русских земель наступил новый этап. К этому времени были уже преодолены некоторые последствия монголо-татарского вторжения, настало время нового подъема ремесла, сельского хозяйства, торговли. Значительно укрепилось экономическое и политическое положение русских земель. Объединенные московской великокняжеской властью, общерусские силы под предводительством Дмитрия Донского нанесли сокрушительное поражение монголо-татарским завоевателям в исторической битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Под главенством Москвы стало складываться единство русских земель.