Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций

Краткое описание

МОДУЛЬ I. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ
Лекция 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика)
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества

Вложенные файлы: 1 файл

История Казахстана лекции..docx

— 151.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Лекция 2. Формирование на территории Казахстана пастбищно-кочевого скотоводства. Скотоводческая община.

  1. Возникновение и природа кочевого общества.
  2. Племена и союзы племен эпохи раннего железа на территории Казахстана (VIII в. до н.э. –V в.  н.э.)

         1. Обширная  территория Казахстана, располагаясь  на стыке различных географических  зон, отличается  разнообразием  геофизических и природно-климатических  условий.

        Географические условия Казахстана характеризуются:

         - повышенной  величиной солнечной радиации, засушливостью,  резко выраженной аридностью, континентальностью,  бедностью водных и почвенных ресурсов, дефицитом атмосферных осадков, что, в свою очередь, обусловливает крайне скудный растительный покров, резкие колебания урожайности, низкую кормовую продуктивность пастбищного травостоя.

         Вследствие  этого данная зона представляет  собой  очень хрупкую экосистему, обладающую повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и хозяйственной деятельности человека.

       2.  В результате  освоения человеком аридной зоны Евразии была выработана особая стратегия природопользования и социокультурной адаптации – кочевое скотовоческое хозяйство. Кочевничество на протяжении почти трех тысячелетий оставалось главной формой жизнедеятельности и способом существования населения на территории Казахстана. Земледелие всегда играло вспомогательную и второстепенную роль. Только в Х1Х-ХХ столетиях в Казахстан пришло промышленное производство, и начался процесс урбанизации.

         Генезис  кочевничества в течение 1 тысячелетия  до н.э. привел к появлению  большого количества  подвижных  групп населения по всей Евразии.  Эти разноязыкие группы номадов  стали активно передвигаться  в поисках кормовых ресурсов  для скота, участвовали в различных  военных действиях, совершали  набеги, создавали в огромные  государства,  которые распадались  и объединялись. Они нарушали  жизнь оседло-земледельческого мира, оседали в городах, оазисах  и речных долинах,  внедряли  свои обычаи и нормы, приносили  новые языки.  Они легко приспосабливались  к той среде, в которую попадали, но они и изменяли эту среду. Они способствовали распространению культурных элементов, привели в движение процессы формирования новых культурных комплексов.

           Но  проанализировать эти процессы  в полном объеме не представляется  возможным,  т.к. кочевники не  имели письменности и информацию  о них оставили представители  оседло-земледельческого мира. Кочевники  оставили мало вещественных памятников. Не располагая фундаментальной  источниковой базой – ни археологическими, ни письменными источниками, исследователи  не могут в полной мере   осветить  их историю и культуру.

2. VIII – VII вв. до н.э. – это эпоха открытия и использования железа. В древней истории Казахстана эпоха железа делится на два периода:

- эпоха раннего железа с VIII  в. до н.э. до III в. до н.э

- эпоха позднего железа – с III в. до н.э. до  IV в. н.э.

Саки. В отличие от предшествующего периода эпоха раннего железа представлена письменными источниками – античными,  персидскими и китайскими. Они сообщают информацию о различных племенах на территории Казахстана (туры, даи, массагеты, сарматы и др.) Саки – собирательное название.

          Материальная  культура и общественный строй  саков имеют много общего с  племенами скифов. Поэтому древнегреческие  авторы называли саков азиатскими скифами.

 Сакские племена  расселялись  на огромной территории и их  отдельные группы существенно различались как в хозяйственном, так и в культурном отношении. Но четко прослеживается их общность – (так называемая «скифская триада»: тип вооружения, одежда. «звериный стиль» в искусстве)

Многочисленные  источники называют саков скотоводами. Скотоводство занимало господствующее место в хозяйстве саков в  сочетании с земледелием.  Форма  хозяйства саков определялась природными условиями, близостью к городским  центрам, торговым путям и представляла смешанный тип хозяйства и  смешанный образ жизни: оседло-кочевой. Основными видами скота были лошадь, овца и верблюд. Важнейшим направлением скотоводства саков было коневодство. В степных и полустепных районах  Западного и Южного Казахстана у  саков было развито верблюдоводство.

Высокого  уровня развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные  с добычей металла и его  обработкой

В I тыс. до н.э. в Евразии шла оживленная торговля между странами Запада и Востока, Средиземноморья и Китаем. Саки имели  торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать «степной путь».

Общественный  строй В VII – III в до н.э. сакские племена объединялись в союзы племен. Тип общественного устройства – военная демократия. Во главе союзов племен стояли верховные вожди, которых называли царями. Цари избирались советом вождей. Важнейшие дела обсуждались на народном собрании. Хотя произошел переход к патриархату, сакские женщины пользовались большими правами. Они наравне с мужчинами участвовали в войнах и имели право быть верховными вождями. Среди саков развивалось имущественное неравенство. В обществе выделились 3 группы населения: воины, жрецы, общинники (пастухи и земледельцы). Пленных превращали в рабов.

           Саки  участвовали в исторических событиях  своего времени – воевали с  персами, с А.Македонским.

Саки поклонялись  силам природы - Солнцу, Ветру, Грозе, Грому.  У них был распространен  культ Митры. Главным компонентом  в искусстве был «звериный  стиль», сложившийся в VII веке до нашей эры и получивший распространение у населения обширной зоны степей Сибири, Казахстана, Поволжья и юга Европы. Основной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались предметы быта, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя.

Большинство исследователей признают индоиранскую языковую  принадлежность саков, а  часть считает, что они говорили на прототюркском языке. При раскопках  кургана Иссык найдена серебряная чаша с надписью из 26 знаков.

Для скифо-сакских  захоронений, как и для захоронений  эпохи бронзы характерен курганный  обряд погребения.            

               У саков  прослеживается преемственность  с андроновскими племенами.         Исследователи отмечают появление  у саков  монголоидных черт. Это объясняется притоком монголоидных  элементов из Цетральной Азии. В то же  время в Западном  Казахстане этого не наблюдается,  население относят к южной  ветви европеоидной расы –  степной антропологический тип. 

Таким образом,  эпоха саков представляла собой высокоразвитую цивилизацию, сложившуюся в степной части Центральной Азии.

        История усуней – сложная научная проблема. Первые сведения  об усунях появляются во П в. до н.э. Термин «усунь» означает «внуки ворона», что связано с легендой об их происхождении. Китайские ученгые освещают историю усуней до Ш в. н..э.. Усуни жили на территории Джунгарии, а во П в. до н.э.  появились в Юго-Восточном Казахстане.

       Усуней, как и  саков, большинство ученых считает   индоиранцами, а  часть ученых  – прототюрками.  Усунь было  государствово с многочисленным  населением (630 тыс. жителей и 188 тыс. воинов). Границы доходили  на сев. До Балхаша, на западе - до р. Талас  столица -Чигучен.  Город имел укрепления и предместья, был заметным торговым и полит.  центром на ВШП

Усуни вели кочевой образ жизни.      Усуни испытывали влияние Китая, враждовали с хунну. Много династийных  браков с принцессами из Китая. Право  на усуньский престол оспаривали как сторонники хунну, так и  представители  прокитайской оиентации. Но в сер. 1 в. до н.э.. в рез-те междоусобиц гос-во распалолсь на 2 владения - великого и  малого гуньмо.

            Хунну (гунны).  Существует представление о том, что существовала гигантская империя гуннов, образованная их завоеваниями,  простиравшаяся на территории почти всей Евразии и существовавшая несколько столетий. Но не все исследователи с этим согласны. Н.Э.Масанов в книге «История Казахстана::народы и культуры» отмечает, что «история гуннов» вобрала в себя историю десятков различных племен и была мистифицирована западноевропейской культурой. В образе гуннов выступали все кочевники. Наши  племена хунну (к.Ш в. до н.э.- 1 в н.э.) и центральноевропейские гунны (1У-У в.в. н.э.) разделены пространством и временем. (с.27)

           Хунну  (сюнну)  жили на границах Северного  Китая. Впервые упоминаются в  китайских источниках в к. Ш  в. до н.э.         

           Хунну  вели кочевой образ жизни. Хозяйство  – натуральное.  Каждый владел  воинским искусством. Шаньюй Маодунь  утвердил свое влияние на огромной  территории –от Джунгарии до  Восточного Туркестана, от Великой  Китайской стены – до оз.Байкал. Хунну вели ожесточенную борьбу  с китайцами. В 60 г. до н.э. они уступили китайцам влияние в Западном крае, вскоре раскололись на северных и южных. Северные разбили южных и во главе с Чжичжи-шаньюем, двинулись в поход на запад, нанесли поражение усуням, вступили в союз с кангюями и вышли в район среднего течения Сыр-Дарьи. Оставшиеся на территории Монголии и Джунгарии хунны попали в зависимость от  Китая и вели локальные войны с усунями и другими соседями.  В 1в.н.э. хунну окончательно были разбиты китайскими войсками.

             Большинство исследователей считает  хунну тюркоязычными, другие –монголоязычными  или ираноязычными, а часть  ученых считает их объединением  племен, говоривших на разных  языках.

          Археологические  данные свидетельствуют, что в  это время в отличие от сакской  эпохи получают распространение  захоронения в катакомбах, в грунтовых  могилах

         Китайские  источники указывают, что в  среднем течении Сыр-Дарьи   располагались племена кангюй ( канцзюй, кангха). Они находилоись в тесных контактах с хунну, усунями, китайцами. Китайские хроники сообщают, что на востоке кангюй подчинен хунну Их часто связывают с поздним этнонимом «канглы», который упоминается в конце 1 тысячелетия н.э. Большинство ученых считает кангюй иранцами, но позднее они, видимо, были тюркизированы. Ряд исследоватеолей считает, что кангюй – не этническое, а политическое образование и в его составе были представлены и иранцы, и тюрки.

          Сведения  о государственном объединении  кангюй отрывочны и противоречивы,  что порождает различные интерпретации

        В 1-П в.в.  н.э. кангюй контролирует огромную  территорию – Южный Казахстан,  часть Семиречья - до восточного  побережья Аральского моря.

          Античные  авторы, рассказывая о событиях 1У  в. до н. э.., не упоминают  кангюй. Видимо, их возвышение произошло  в Ш-П в.в. до н.э., что связано  с усилением гегемонии и кочевников  в регионе. В Ш-У в.в. н.э.  – распадается на ряд мелких  владений. Которые попадают в  зависимость от эфталитов.

             Кангюй  китайские источники называют  «кочевым владением» (600 тыс неселения, 120 тыс. войско). Но в другом  месте говорится, что народ  живет внутри глиняных стен. Известен  столичный город Битянь. Но правитель  имел также и летнюю резиденцию. Сезонное передвижение ставки  свидетельствует о полукочевом  характере элиты. В районах,  где обитали кангюйцы,  выделяется  единая культурно-хозяйственная  зона от низовьев Сыр-Дарьи  до Ферганы. Для нее характерны  оседлая земледельческо-скотоводческая  экономика, монументальная архитектура,  небольшие укрепленные поселки  вокруг оросительной системы,  ремесло (слаборазвитое), денежное  обращение (ограниченное). При раскопках  найдены дворец с куполом из  сырцового кирпича,  1-2-х комнатные  дома, заглубленные в землю (топились  по-черному), орудия труда и оружие, украшения, большая коллекция  керамики. Погребения – подкурганные  грунтовые ямы и склепы. Тело  умершего заворачивали в камышитовую  циновку в вытянутом положении

                 Территория,  занимаемая государством  кангюй была очень разнообразна по природно-климатическим  условиям. В Хорезме, Приаралье, Ташкентском оазисе развивалась оседлость, формировались древнейшие поселения и города (Куль-Ата, Актобе). В Население, занимавшееся кочевым и полукочевым скотоводлством и поливным земледелием было гармонично объединено. Причем кочевники и оседлое население были этнически родственны, имели общие культурные корни. Уже в первые века н.э.  были построены крупные каналы (до 20 км.), плотины, дамбы. Население Кангюя было вовлечено в междунардную торговлю с Индией, Китаем.

Контрольные вопросы:

1.  Почему  кочевничество стало главной  формой жизнедеятельности населения  на  территории Казахстана?

2.   Что означают термины «аридность», «аридная зона»?

3    Как влияли кочевники на жизнь оседло-земледельческого мира?

4.  Четко  прослеживается  общность сакских  племен (так называемая «скифская  триада»).      Охарактеризуйте характерные черты   этой общности.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"