Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций

Краткое описание

МОДУЛЬ I. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ
Лекция 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика)
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества

Вложенные файлы: 1 файл

История Казахстана лекции..docx

— 151.47 Кб (Скачать файл)

  Границы  Ногайской Орды, как и других  кочевых государств, менялись в  зависимости от внешнеполитической  обстановки.  Этнический состав  Ногайской Орды до определенного  периода завершения консолидации  тюркских народностей региона,  был близок по составу племен  Ак-Орды и ханства Абулхаира.  В его составе были тюркские  и тюркизированные монгольские  племена. Помимо мангытов, в Ногайскую  Орду входили кыпчаки, канглы, найманы, карлуки, алшин, тама  и др. Во второй половине XV в. появилось название народности «ногаи», под которым они стали известны соседним народам.

В Ногайской  Орде сложилась устойчивая улусная  система политической организации  власти и управления. Князь в Орде имел наследственную власть, военную, дипломатическую, административную. Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество  родов. Во главе улусов стояли мурзы, обладавшие неограниченной властью  в своих владениях.

В XV в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством.  История Ногайской Орды тесно связана с историей соседних ханств Поволжья, Сибири и Средней Азии. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов.

 Сибирское ханство с 60-х годов XV в. до конца XVI в. вместе с территориями Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть территории современного северо-восточного Казахстана. До этого в XIV  в. здесь существовало Тайбугинское политическое объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли кереиты.

 Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязычные племена, известные под собирательным этнонимом «сибирские татары», и угорские племена. В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша.    

Контрольные вопросы:

  1. Какие факторы способствовали объединению монгольских племен и созданию Монгольской  империи Чингисханом  в начале XIII  в.?
  2. В чем причины военных успехов армии Чингисхана?
  3. Причины распада Монгольской империи после смерти Чингисхана.
  4. Когда возникло государство Абулхаира?  Как происходил этот процесс?
  5. Государственно-административное устройство «государства кочевых узбеков»
  6. Этнический состав Ногайской Орды и Сибирского ханства.

Литература:

  1. История Казахстана в 5-ти томах. А., 1996. – Т.2,гл.2, 3.
  2. История Казахстана: народы и культуры/ Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин и др. Алматы,2001
  3. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.
  4. Абылхожин Ж.Б., Бурханов К.Н., Кадырбаев А.Ш., Султанов Т.И. Страна в сердце Евразии.А.,1998.
  5. Кляшторный С, Султанов Т. Летопись трех тысячелетий
  6. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985.
  7. Д. Оссон. К. От Чингисхана до Тамерлана / Перевод Н. Козьмина. Алматы, 1996.
  8. Кадырбаев А.Ш. Казахстан в эпоху Чингиз-хана и его приемниках. XIII-XIV вв. Алма-Ата, 1992.
  9. Пищулина К.А.  Юго-Восточный Казахстан в середине XIV- начале XVI в. Алма-Ата, 1977
  10. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков.М.,1965

.    

Лекция  5.  Этногенез казахов

  1.   Проблема этногенеза казахов в исторической литературе
  2.   Основные этапы этногенеза  казахского народа
  3.   Образование казахской государственности.

             1.1. Проблемы  происхождения казахского народа и образования его государственности – узловые в истории Казахстана. Они постоянно вызывали интерес исследователей и споры в научной литературе, а в последние десятилетия – и в публицистике Источники изучения этого периода немногочисленны. Единственный труд, созданный представителем казахов – сочинение Кадырали  Джалаири, написанное в ХУПв.  Сочинения мусульманских авторов посвящены правителям соседних с казахами областей, они содержат случайные или фрагментарные сведения о казахском ханстве. Единственное связное изложение ранней истории казахского ханства содержится в «Тарих-и Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати.

              1.2.   В историографии проблемы этногенеза казахов представлены различные версии:

1. по  вопросу о характере  этногенетического процесса:

            -  миграционная концепция происхождения казахского народа;

            -  автохтонная концепция происхождения казахского народа;

2. по  поводу времени сложения  народности:

             - домонгольская версия  (А.И.Левшин; неоднократно подвергалась серьезной критике)

             -  этнополитическая  версия  (В.В.Вельяминов-Зернов; постепенно стала общепринятой)

             -     узбекская  версия (Ч.Ч.Валиханов -  узбек-казахи как народ сформировались раньше откочевки Джанибека и Керея.)

             -     собственно казахская версия (Н.Красовский – казахский народ сформировался в к.ХУ1 в., когда   этноним «казах» окончательно  стал самоназванием народа).

3. Какие факторы  способствовали объединению:

             -    политические

             -     и политические, и  этнические

             -     этнические

             -     общий тип хозяйства  и образ жизни.

     Таким образом,  историография этногенеза казахов неоднозначна и противоречива.

 

2.1. Основные  этапы этногенеза:

1. C середины 1 тысячелетия до  нашей эры до середины 1тысячелетия нашей эры

П.C середины  1тысячелетия нашей эры до середины П тысячелетия нашей эры

 

Ш. Х1У – ХУ века

- складывается единство кочевого  образа жизни

- идет дифференциация  признаков

- завершающий период формирования  казахской народности


 

2.2 Представляется справедливым рассматривать этнос и среду его обитании я как целостность – этно-экологическую систему.

  В пустынях  и полупустынях, степях Казахстана  господствовал только один тип  хозяйства – кочевое скотоводство. Для смешанных, маргинальных зон  (оазисов, речных долин, предгорий,  лесостепи) было характерно разнообразие  форм хозяйственной деятельности (от городов, оседло-земледельческого  хозяйства до кочевничества) 

В кочевых  зонах преобладало натуральное  хозяйство, родовые, межпоколенные  связи. Отсюда приоритет родовых отношений в общественном сознании.

В смешанных  зонах экономика была многоукладной, производство было больше ориентировано  на сферу обмена, преобладали межгрупповые отношения.

2.3.  1этап - происходило накопление этноинтегрирующих черт культуры – в данном случае общекочевых.  П этап - в отдельных регионах  происходило культурное обособление, появлялись разнородные традиции,   социокультурные стереотипы и т.д. Ш этап - после монгольского нашествия продолжается накопление однородных признаков,   образуются  государства на местной этнической основе.  Они способствовали  процессу завершения формирования казахской народности.

     Сложившаяся народность  с нач. ХУ1 века стала называться  этнонимом «казак».

2.7. Данные антропологии подтверждают, что казахская народность сложилась в середине П тысячелетия нашей эры.

3.1. Сложившаяся этнокультурная общность стремилась к созданию своей государственности.  Государство способствует сохранению языка, материальной культуры, обычаев, исторической памяти населения, объединению и защите его этнической территории. Государство выступает в качестве важнейшей интегрирующей силы, объединяющей обособленные этнические части казахского общества. В Казахском ханстве осуществилась окончательная консолидация единого народа.

Войны и усобицы замедляли процесс формирования казахской народности. Военные действия вновь и вновь разрывали объективно возникавшие  хозяйственные, культурные и этнические связи. Миграции населения играли двоякую роль: с одной стороны, тормозили процесс сплочения народности, но в то же время создавали возможность общения близких по этническому происхождению коллективов. Т.о., социально-экономическое, этнополитическое и культурное развитие население в Х1У-ХУ в.в. подготовило условия для политического объединения казахского народа. Со всей необходимостью встала задача преодоления политической раздробленности и государственного объединения казахских племен и родов, фактически уже сложившихся в народность.

Первые сведения о Джанибеке и Керее относятся  к 50-м г.г. ХУ в. До этого они находились в южной части Ак-Орды, где были их наследственные земли. После поражения  Абулхаира от ойратов в к.50-х .г.,  он жесткими мерами стал наводить порядок, повышал налоги.  В ханстве  Абулхаира росло число недовольных  его политикой. В 1459 Джанибек и Керей  откочевали в долину реки Чу на западную границу Моголистана.  Откочевка  именно в Жетысу была неслучайной. Этому  спосбствовали давние дружественные  связи Ак-Орды с Могулистаном, этническая близость населения и, наконец, слабость раздробленного Могулистана. Вскоре Джанибек и Керей укрепили свою политическую самостоятельность, пользуясь поддержкой населения. Время образования казахского ханства названо М.Х.Дулати –  870 год хиджры, т.е. середина 60-х г.г. ХУ в. Вопрос о дате образования Казахского ханства также вызывал и интерес и споры в научной литературе и публицистике. В 1468 г. Абулхаир выступил в поход против Джанибека и Керея, но заболел лихорадкой и умер. После его смерти усилился политический  кризис в ханстве Абулхаира.. Джанибек и Керей вернулись на родину и предъявили права на трон. Власть Абулхаира унаследовал его сын Шайх-Хайдар. В начавшейся войне он потерпел полное поражение и погиб. Еще какое-то время прошло в битвах и столкновениях, и в 1470 г. власть перешла потомкам Урус-хана. Новая династия правила более 300 лет. Мухаммад Шейбани и другие потомки Абулхаира были вынуждены оставить  Дешт-и Кыпчак и удалились в Мавераннахр.

Контрольные вопросы:

  1. К какому периоду можно отнести  начало этнообразовательных процессов  на территории Казахстана?
  2. Какую роль сыграли хунну, древние тюрки. Кыпчаки  в этногенезе казахов?
  3. Особенности этногенеза в послемонгольский период?
  4. Когда завершился процесс образования казахской народности?

Литература:

1.  Асфендияров С.Д. История  Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата,1993.

2.  Пищулина К.А.  Юго-Восточный   Казахстан в середине 14-нач 16 века. А.,1977.          

3. История Казахстана с древнейших  времен до наших дней. Т.2 А.,1997. 

4. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И.  Казахстан: летопись  трех      тысячелетий. А.,1992

5. Мухаммед Хайдар Мирза. Тарих-и  Рашиди . Ташкент, 1999.

 

Лекция  6.  Казахское ханство – общество и культура.

1. Организация системы  власти

2. Общественные отношения.  Социальная структура общества.

3. Материальная и духовная  культура казахского народа.

 

1.1. Сложившаяся  организация системы власти у  казахов явилась закономерным  результатом длительного исторического  развития, взаимодействия социально-экономических  и политических процессов кочевого  населения Дешт-и Кыпчака. 

1.2. Институт ханской власти был унаследован казахами от кочевников Могулистана и   Восточного Дешт-и Кыпчака и опирался на сложившуюся в кочевом обществе систему социальных отношений. Эта система основывалась на многовековой традиции (ХШ-ХУ1 в.в.)  разделения  кочевников на «белую кость» и «черную кость».

Первая социальная группа –ак-суйек  обладала наследственными  привилегиями. К ней относились султаны–чингизиды   и кожа. Только они  могли занимать ханский престол. Попытка присвоить  ханский титул нечингизидами  воспринималась как противоправная и даже аморальная. Султаны не относились ни к одному из родов и племен,  не подлежали суду биев и телесному  наказанию. Они могли быть судимы только ханским судом.

1.3.Ханский  титул мог быть приобретен  лишь в результате  официального  акта избрания, провозглашения хана на курултае знати. Основными функциями ханской власти были координация неэкономических отношений, регулирование системы землепользования на уровне крупных родоплеменных групп, разрешение межплеменных противоречий, военно-политическая и судебная деятельность.           Поэтому сила и влияние казахских ханов значительно возрастали в периоды военных действий, а в мирное время сводились к минимуму. Кроме того, хану принадлежала роль верховного судьи. 

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"