Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:42, курс лекций

Краткое описание

МОДУЛЬ I. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ
Лекция 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика)
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества

Вложенные файлы: 1 файл

История Казахстана лекции..docx

— 151.47 Кб (Скачать файл)

Необходимо  иметь в виду, что контроль со стороны хана над кочевыми общинами в целом был ограничен, т.к. они  были рассредоточены по всему пространству региона Следовательно контрольные, распределительные и судебные функции  были рассредоточены между султанами, старшинами, биями и батырами, вследствие чего вся структура власти в кочевом обществе носила неопределенный  характер.

                   1. 4.       Отношение кочевников  к земле определялось традиционной  системой ведения скотоводческого  хозяйства. Землепользование носило  зональный и сезонный характер. Тотальный контроль верховных  правителей над территорией Казахского  ханства фактически отсутствовал .       Слабость верховной власти обусловливалась отсутствием в кочевом обществе развитых институтов политического управления и принуждения: налоговой системы, регулярной армии, чиновничества, принудительно-карательного аппарата.

     Вопрос об институтах  власти остается спорным в  исторической литературе:

  1. точка зрения:  У кочевников в принципе отсутствовали государственные институты власти (аппарат управления, аппарат принуждения, территориально-административная система, границы и т.д.).Власть не проникала в структуру общины, не распространялась на отдельных индивидов. Лишь в случае организации военных действий или захвата оседло-земледельческих территорий могли складываться элементы государственности
  2. точка зрения: у кочевников институты власти имели свою специфику. Ханов можно рассматривать как носителей государственной власти, биев – судебной, султанов – в качестве местной администрации, батыров – в качестве аппарата принуждения и т.п.

2.1. Система  общественных отношений В казахском кочевом обществе фиксируется дуализм форм  собственности - частносемейная собственность на скот и общинная собственность на землю. 1. Каждый член семьи имел свои особые права на определенную долю семейного имущества. Каждый из сыновей – на надел (енши) и на калым. После выделения сыновей и замужества дочерей оставшуюся часть имущества наследовал обычно младший сын (система минората). 2. Согласно обычному праву признавалось право общины на пастбищные угодья. 3. Существовала собственность на водные источники -   право «первого использования» колодца теми, кем он был создан или принадлежал предкам.  Или право «первозахвата» на естественные водоемы – община могла свободно расположиться у водоисточника, придя к нему первой. Но постепенно на одном полюсе происходила концентрация скота, собственности и имущества в руках немногочисленного слоя богатых скотовладельцев, а на другом – малоимущих скотоводов. Богатые – баи, бедные – кедеи.                   

2.2.   Кроме  того, общество было дифференцировано  по сословно-кастовому признаку. Элиту черной кости составляли  Бии – предводители родов и племенОсобый статус имели старейшины (аксакалы), батыры.. Все рядовые общинники считались свободными.. Была немногочисленная категория лично несвободных – рабов (кул)

 Племена  были объединены в три группы - Старший, Средний и Младший  жузы. Общество было строго ранжировано.  Одним из основополагающих принципов  общественного устройства была  иерархия родов и племен.

            2.3.    В основе социальной  структуры традиционного казахского  общества лежат принципы иерерхичности  и подобия. Семья является частью  рода, род - частью жуза, три жуза  составляют народ. Все они строятся  по возрастному принципу –  старщий-средний младший и в  силу этого подобны друг другу.  Термины родства у казахов  обязательно отражают и возрастные  соотношения

            Таким образом, возрастной принцип  пронизывает все этажи общественной  организации казахов. 

            Преобладание центробежных тенденций  в развитии общества определяло  слабость и неравзитость социально-правовых  институтов и государственно-управленческой  структуры.. Кочевой способ производства был порожден особенностями приспособления к природной среде обитания и представлял собой специфический, уникальный механизм жизнедеятельности и воспроизводства общества.

         2.4        Кочевая община выступает не просто как хозяйственная структура, а как механизм жизнеобеспечения этноса. Общинное, коллективное начало является основным принципом жизнедеятельности кочевого общества.  Для кочевого общества характерна синкретичность Все элементы системы жизнеобеспечения взаимосвязаны и иногда могут подменять друг друга.

Система родства способствует регулированию  количества и численности социальных групп. Одежда показывает статус человека. Даже угощение гостей -  это ритуал.

 Отдельные  элементы находятся в тесной  взаимосвязи со всеми сторонами  жизнедеятельности этноса.

       3.1.  У кочевников были собственные представления о мире, Вселенной как целом  - космология. Они имели  астрономические знания.

            Время понимается как циклическое, кругообразное. 12-летний цикл – мушель и 60-летний – полный мушель – в отличие от линейного времени не имеют ни начала, ни  конца мира.

            Этот принцип (цикличности) прослеживается  и в расположении юрт и в  четком структурировании пространства  юрты (верх, низ середина, места).

          В состав  традиционного мировоззрения входили   и фундаментальные нравственные  ценности Они регулировали поведение,  общение, и обеспечивали жизнеспособность, стабильное функционирование кочевой  общины. Эти базовые ценности  передаются из поколения в  поколение - родственно-родовое начало.

Главенствующая  роль мужчины, старца, отца.

 Традиция гостеприимства. При  кочевом образе жизни, когда  община была разделена на небольшие  группы, многократно возрастала  потребность в общении

            В целом это устойчивая система  духовных ценностей, своеобразный  код общения, язык и способ  коммуникации.

        3.2     Изустность -  одна из особенностей  культуры кочевых народов.

            Устное творчество, будь то эпос, сказка, миф, легенда  представляет  собой наиболее универсальный  и эффективный способ передачи  межпоколенной информации, в нем  получают обоснование  выработанные  веками принципы и нормы отношений  людей друг к другу, внешнему  миру, природе и т.д.. Каждый жанр  устного творчества по-своему  моделирует уклад жизни великих  предков как идеальное социальное  устройство

            Циклический принцип прослеживается  в музыке

      Музыка  неразрывно  связана со словом.  Музыка  имела в казахском обществе  особое значение. Казахские жырау,  акыны, салы,  серэ не являлись  лишь музыкантами. Слово и музыка  неразрывно связаны, хотя  и  не одинаково в различных жанрах  традиционного музыкально-поэтического  искусства. Так, в творчестве  акынов  на первый план выступает  мелодия, а в творчестве жырау  – поэтическая сторона Жырау,  акыны, салы, сере –  в казахском  обществе  - носители духовного начала.

.     Музыка всегда сопровождала  казахов, особенно в  переломные  моменты   жизни: свою колыбельную поет ребенку мать, своей песней «туган жер» невеста прощается с близкими,  свою песню «Жиирма бес» слагали, Прощаясь с молодостью, своим «жоктау» - песней-плачем провожали умершего Не случайно поэтому было такое выражение,  «У казахов пела каждая ветка,  и каждый пастух был акыном». Конечно, каждый автор не стремился удивить своих соплеменников чем-то необыкновенным, да общество этого и не ждало- это была постоянная духовная связь, включенность в коллективное музыкальное мышление.. Поэтому создателями музыкальной культуры казахов являются не только поэты и композиторы, но и сам народ.  Способом познания мира становится развитое эстетическое чувство, отношение к миру как к гармонии.

            3.3. То же отношение к миру  проявляется и в орнаменте: равноценность узора и фона, когда узор и фон точно повторяют друг друга, проникают друг в друга – вместе создают единое целое. А Мухамбетова видит здесь то же отражение циклического мышления: когда мы смотрим на орнамент, вдруг то, что было фоном, начинает восприниматься как узор – и наоборот – то же совмещение начала и конца. Выделяются также группы орнаментов – космогонический (Звезда, розетка, + «бегущие волны», геометрический, цветочный)

 Гамма цветов также символизировала состояния природы и человека. Красный – активность , плодородие расцвет природы и и чел.жизни Сине-зеленый – «кок»- небо и трава. Черный –цвет ночи,  зимы, желтый –степи. Т.О. орнамент- отражение мира на плоскости, пространственная модель мира кочевника.

        3.4.     Неотъемлемой частью культуры  жизнеобеспечения кочевников являются  обряды и ритуалы. Это средство воспроизводства существующих общественных отношений. Выделяются обряды жизненного цикла казахов, свадебные, похоронно-поминальный комплекс. Обряды можно классифицировать как отделяющие и приобщающие, освящающие и побуждающие.

Таким образом, традиционная кочевая культура казахов, все составляющие ее элементы (сфера  производства, социальные институты, мировоззрение, семья, быт) настолько органически  связаны и взаимозависимы, что  их невозможно представить вне связи с другими.

       С.Аязбековой  предложен термин «Бикультура»: современный казах является носителем  двух культур -  традиционной  и европейской.

Контрольные вопросы:

  1. Особенностью казахского народа было деление на жузы. Объясните значение термина «жуз». Какие факторы привели к образованию трех жузов на территории Казахстана.?
  2. Назовите особенности социальной  структуры казахского общества.
  3. Экономические отношения и проблема собственности в казахском обществе. 
  4. Характерные  черты традиционной кочевой культуры.     

Литература:

1. История Казахстана: народы и  культуры/ Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин  и др. Алматы,2001.   

2.  Кляшторный С.Г., Султанов Т.И.  Казахстан: летопись  трех      тысячелетий. А.,1992

3.  Алимбай Н., Муканов М.С,  Аргынбаев Х.А. Традиционная культура  жизнеобеспечения казахов. А.1998

4.  Аязбекова С.Ш. Картина мира  этноса: Коркут-Ата и философия  музыки казахов

5.  Ибраева К.Т. Казахский орнамент  А.1994

6. Казахи. Историко-этнографическое  исследование А.1995

7.  Орынбеков М.С. Предфилософия   протоказахов А., 1994.

8. Шаханова н. Мир традиционной  культуры казахов. А.1998

 

Лекция  7.  Политическая история казахского ханства в ХУ1-ХУШ в.в.

1. Основные направления  политической деятельности казахских  ханов.

2. Освободительная борьба  казахского народа против джунгарского  нашествия.

             Хронологический период истории Казахстана с 70-х г.г. ХУ в. до 30-х г.г. ХУШ в. можно охарактеризовать как период окончательного оформления  и укрепления самостоятельного казахского ханства. Создание казахского ханства и расширение его территории  отразили  естественный процесс сближения родственных по происхождению и близких по  образу жизни и культуре тюркоязычных групп кочевников. В основе их интеграции лежали общие интересы в хозяйственно-культурной и военно-политической сферах. В ходе консолидации этих групп населения формировался институт ханской власти.

1.1. В начале ХУ1 в. основными противниками казахских ханов были  шайбаниды, утвердившиеся в Мавераннахре. Касым совершил ряд походов в присырдарьинские степи. Пытался овладеть Ташкентом. Под власть Касыма перешел Сайрам и прилегающие к нему селения (1513). В последующие годы Касым укрепил позиции Казахского ханства в Западном Семиречье и Туркестанском районе, что позволило ему переместить акценты во  внешней политике  на север Дешт-и Кыпчака, в кочевья Ногайской орды. К началу 20-х г.г. ХУ1 в. границы казахского ханства распространились на северо-запад до междуречья Яика и Волги, а на Севере – до Улутауских гор. Проблему расширения территории казахского ханства Касым решал как путем вооруженной борьбы, так и политическими средствами.  При Касым-хане были установлены дипломатические связи между Казахским ханством и Московским государством. Казахи стали известны и в Европе (сведения о них были помещены в записках С. Герберштейна).

Численность населения Казахского ханства впервые  достигла 1 млн. человек. С именем Касыма связывают создание свода законов.

1.2. После смерти Касыма обострились внутренние противоречия в казахском ханстве.  20-е – середина 50-х г.г. ХУ1 в. были отмечены политической нестабильностью и ростом центробежных тенденций и в конечном счете ослаблением позиций Казахского ханства.

Новый этап укрепления казахского ханства был  связан с приходом к власти Хаккназара и Тевеккеля. Они проводили гибкую и прагматичную политику.

Хаккназар  взял курс на упрочение позиций Казахского  ханства на берегах Яика,  на вытеснение оттуда ногайских мурз в сторону  Волги. При Хаккназаре были установлены  торговые связи с русским государством. Русские купцы доходили до Мангышлака. Иван Грозный хотел не только установить торговые отношения с казахским  ханством, но и заключить с ним  союз против Сибирского ханства Кучума.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"