Отечественная история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Отечественная историческая наука советского и частично постсоветского периода, в основе которой лежал формационный подход, рассматривала средневековый период мировой истории как историю феодального строя, феодальной общественно-экономической формации.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 193.15 Кб (Скачать файл)

     Но военных и политических  руководителей  Англии  и   Соединенных  Штатов пугала  непредсказуемость советского  руководства  во  главе  со  Сталиным  и самая мощная в мире Советская армия, стоящая в центре Европы. Уже в  декабре 1945  г.  американский  президент  Гарри  Трушэн  открыто  заявил,  что  США «ответственны за дальнейшее руководство миром».  Для  оказания  давления  на СССР бывший премьер –  министр  Великобритании  Уинстон  Черчилль  предложил использовать «американо-британскую монополию» на атомную бомбу.  А  5  марта 1946 г. он выступил в городе  Фултон (США) с пространной речью,  считающейся официальным объявлением «холодной войны». Черчилль  подверг  резкой  критике сложившееся  в   Европе   послевоенное   устройство.   Он   призвал   начать формирование  международных   вооруженных   сил   на   основе   «содружества англоговорящих  народов».  На  Западе  разрабатывали  доктрину  сдерживания, главной  задачей  которой  было  не  допустить  дальнейшего  распространения коммунизма. Именно с такой  целью  4  апреля  1949  г.  был  создан  военно- политический союз – Организация  Североатлантического  договора  (НАТО),  ее членами с самого начала  являлись  США,  Великобритания,  Франция,  Бельгия, Дания,  Исландия,  Италия,   Канада,   Люксембург,   Нидерланды,   Норвегия, Португалия. В феврале 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, а в мае  1955 г.  –  Федеративная  Республика  Германии.  Но   структуры   этого   альянса использовались в основном в интересах США и Англии, из-за  чего  происходили кризисы,  например,  в  1966  г.  Франция  вышла  из  НАТО,  сохранив   лишь политическое членство.

     14 мая 1955 г. социалистические государства  Восточной Европы  во  главе  СССР создали собственный военный  блок  –  организацию  Варшавского   договора (ОВД). Тогда и завершился  раскол  мира  на  два  противоборствующих  лагеря. Сложилась   так   называемая   биполярная   (двухполюсная)   система.    Она

определялась  соперничеством и взаимным сдерживанием двух сверхдержав –  СССР и США.

     Из-за войны удельный вес Западной  Европы  в  промышленном  производстве  сократился с 38 % в 1937 г. до 31% в 1948 г., а в экспорте товаров  с 35%  до 28%.  Западноевропейские  страны   сразу   же   после   войны   оказались   в экономической  и политической зависимости от  США, их  золотовалютные  резервы  с 9 млрд. долл. до 4 млрд. долл. в 1948  г.  сократились  и  были  в  6  раз меньше, чем в США.  Экономика Соединенных  Штатов  Америки  вышла  из  Второй  мировой войны значительно окрепшей, на эту страну приходилось  до 62%  прямых зарубежных инвестиций  основных строек  мира.  Но  администрация  США  решила  оказать реальную помощь в  восстановлении экономики стран  Западной  Европы  и предложили  план  Маршалла  для  этой  цели  (7  июня  1947г.).  Общая  сумма государственных ассигнований по этому плану составила 17 млрд. долл.  (около 90 млрд. долл.  в  нынешних  ценах).  Более  половины  этой  суммы  получили Великобритания,  Франция   и западная   Германия.   Экономическую   помощь предоставляли западноевропейским странам на основе  двусторонних  соглашений при условии предоставления свободы предпринимательской деятельности. И  хотя 70% этой помощи относилось к американским поставкам продовольствия,  топлива и  удобрений,  главный  смысл  этого  плана  был   направлен   на   развитие западноевропейской   промышленности,    внутриевропейской    промышленности, внутриевропейской торговли и на укрепление валют  западноевропейских  стран. Эта  помощь  оказалась  настолько  эффективной,  что  уже  к  1949  г.   вся

европейская экономика вышла на довоенный  уровень.

     Еще более впечатлительной оказалось  помощь США Японии.  Экономика   этой страны находилась в полном  хаосе. Выпуск промышленной  продукции   сократился до 20%  довоенного  уровня.  Как  и  в  Германии,  программа  восстановления хозяйства   Японии   была   разработана    по    инициативе    оккупационной  администрации,    лично   ее    командующего  –     генерала Д.  Макартура.  Была  приглашена  группа  американских  предпринимателей   и менеджеров  во главе с управляющим Детройтским  банком Д.  Доджем,  которые   и разработали  соответствующую   программу.  Наряду   с   крупными   вложениями заокеанским управляющим  удалось провести ряд  демократических   реформ,  были уничтожены крупные  конгломераты ВПК (дзайбацу), а   на их  месте  создавались  независимые  фирмы.  Упор  развития  экономики  был  сделан  на  гражданские отрасли  (металлургия,  химия,  судостроение,  затем   автомобилестроение   и нефтепереработка). Результаты реформ были впечатляющими  за период с 1955  по

1970 г. среднегодовые темпы роста  экономики составляли 11%.

     Но самые большие и страшные  потери  понесла  инфраструктура  Советского Союза. На временно  оккупированной фашистской Германией   территории  СССР  до войны  проживало 45% населения страны, производилось  63%  угля,  58%  стали, 60% алюминия, 38% зерна, 84% сахара.  Враг захватил  территорию  площадью  в 4,8 млн.  кв. км., где производилось 33% промышленной  продукции,  находилось 47% посевных  площадей. В результате военных  действий полностью или  частично  было разрушено 1710 городов и  поселков и более 70 тысяч сел   и  деревень,  в которых было  сожжено и разрушено свыше  6 млн. зданий. Крова  лишились  почти 25  млн.  человек.  Помимо  этого  было  разрушено  31,8  тыс.  промышленных предприятий, 65 тыс. км. железнодорожных  путей,  4,1  тыс.  железнодорожных станций. Немцы зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн.  голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз. Наша  страна  в этой войне потеряла 30% своего  национального  богатства  (более  40%  всего материального ущерба,  нанесенного Второй мировой войной).  Однако  особенно страшными оказались людские потери. Прямые потери  населения  в  годы  войны составили 26 млн. человек, косвенные (из-за  падения  рождаемости)  –  22-23 млн., всего 48 млн. человек. Тем не менее СССР, благодаря упорству  и  труду своего   народа,   удалось   быстро   восстановить    экономику,    напрямую конкурировать в военной сфере с  США  (чья  экономика  многократно  возросла благодаря войне). СССР удалось  добиться  огромного  прироста  в  добывающих отраслях (в отдельных годы уровень добычи нефти достал около 1 млрд. тонн  в год), была восстановлена  металлургия  и  машиностроение.  Но  у  Советского  Союза  были  огромные  «черные  дыры»,  которые  съедали  большие   ресурсы: сельское хозяйство и содержание мировой социалистической системы.

       Неэффективность   сельского   хозяйства,   неспособность   прокормить собственную страну, вызывала огромные траты со  стороны государства.       Страны  мировой   социалистической   системы   для   поддержки   своих коммунистических  режимов   и  неэффективной  экономики   требовали   растущей помощи  со стороны СССР. По оценке  специалистов, помощь СССР  другим  странам составила в 1954 – 1987 гг. от 144 до  200  млрд.  долл.  Самый  высокий  ее уровень  пришелся на 1981 г. (свыше 20 млрд. долл.), самый низкий –  на  1985 г. (свыше 8 млрд. долларов). Тем не  менее  Советский  Союз  помог   завершить индустриализацию для  большинства  стран  Центральной   Восточной  Европы  (их среднегодовой  рост исчислялся в 10%).

     Наиболее ярким  проявлением   соперничества  между  сверхдержавами  была гонка вооружений. Ее первоначальная  цель – оказаться  сильнее   противника  в неизбежной  «горячей»   войне.  Но  скоро  стало   ясно:  разрушительная  сила накопленного  оружия такова, что  в  случае  его  применения  победителей   не будет.  Тем  не  менее   гонка  вооружений  не  прекратилась.  Мало  внимания уделялось тому, что  она   тягощала  экономик  участвовавших  в  ней   стран. Теперь  гонка  вооружений  являлась  средством  оказательства   военной   и экономической мощи, взаимного шантажа и давления.

     Ядерным оружием уже располагали  не только США, но  и  другие   державы, ставшие   постоянными   членами   Совета   Безопасности   ООН,    -    СССР, Великобритания, Франция, Китай.  За  годы  «холодной  войны»  число  ядерных зарядов в мире перевалило за отметку в 40 тыс.      США строили военные базы по всему миру. Их  войска  разместились  и  на территории  Западной  Европы  –  в  рамках  сотрудничества  стран  НАТО.   В государствах Восточной  Европы  находились  советские  воинские  части.  Обе стороны  выделяли  огромные  средства  на   разведывательную   и   подрывную деятельность против враждебного лагеря. Шпионские скандалы,  поиск  «агентов влияния» среди  политиков  и  интеллигенции  были  типичными  явлениями  той эпохи. Обычным делом стали взаимные обвинения в нарушении прав  человека.  С Запада раздавались справедливые упреки в подавлении инакомыслия,  насаждении тоталитарного  режима,  отсутствии  экономической  свободы  в   государствах социалистического лагеря. На Востоке поводом для  критики  капиталистических держав служили безработица, платное образование и  лечение,  национальные  ирасовые конфликты.

     Неудивительно,  что  глобальное  противостояние  не  раз  выливалось  в локальные войны. Практически  каждый вооруженный конфликт  в «горячих  точках» планеты  разводил СССР и страны НАТО  по разные  стороны  баррикад.  Например, на Ближнем Востоке  СССР после  1953  г.  поддержал   арабских  националистов,

тогда как НАТО – Израиль.

     Трижды Советская армия  предпринимала   вооруженные  акции  в   Восточной Европе, оберегая сферу  влияния СССР: в 1953 г. в ГДР,  в 1956 году в  Венгрии и  в 1968 г. при  оккупации   Чехословакии.  Вообще  военные   специалисты  или регулярные  части   Красной   армии   участвовали   практически   в   каждой региональной войне  после 2-ой мировой войне. За  время  гражданской  войны   в Китае в 1946 – 50 гг. погибло  936 советских солдат; в Северной  Корее  в1950- 53 гг. погибло 315 человек;  в Венгрии в 1956 г. – 720; в  войне  во  Вьетнаме – 16 человек,  во время Карибского кризиса  в 1962 –  64  гг.  69  человек;  в общей сложности в боевых  операциях по всему  миру  погибло  около  18  тысяч  советских граждан.

     Но в свою очередь государства  НАТО  защищали  в  развивающихся   странах собственные интересы. В  1954 г.  американские  наемники  свергли  президента Гватемалы  Жакобо Арбенса Гусмана,  пытавшегося   ограничить  влияние  США.  В  1956 г. Великобритания, Франция и  Израиль  воевали  с  Египтом   из-за  права управления зоной  Суэцкого канала.  В  1958  г.  Великобритания  вмешалась  в  ближневосточные события уже  совместно с США. В сентябре 1960 г.  европейские и американские  наемщики свергли  просоветское  правительство  Патриса  Эмери Лумумбы.  В  результате   была   парализована   государственная   власть   в Демократической Республике Конго.

 

16.Реформа политической  системы советского общества  в 80-90 г. Итоги и уроки.

Признание несовершенства политической системы требовало решительных перемен в этой сфере. Концепция политических реформ - 19 всесоюзная конференция КПСС, на январском пленуме ЦК КПСС 87 г.  и февральском 88 г. Задачи:

1) Вовлечение миллионов  трудящихся в действительное правление страной;

      2) Создание эффективного механизмама обеспечения самообновления политической системы.

 Цель: всестороннее  обогащение прав человека, повышение социальной активности.

Пути достижения цели:

1)изменить избирательную систему (декабрь 88 г. - закон о выборе народных депутатов, 26 марта 89 г. - первые выборы на альтернотивной основе.

2)реорганизовать стуктуру органов власти и управления (в центре и в республике созданы новые структуры власти, избраны ВС, которые работали уже на постостоянной основе. Наличие новых структур власти - законодатательной и исполнительной - призвано было обеспечивать разграничения властей. Возрождалась и укреплялась власть Советов народных депутатов.

3) Обновление законодательства: отказ партии от выполнения административно-управленческой функций, которые выполняли теперь Советы. В 1990 г. закон "О печати и средствах массовой информации" отменил цензуру. Закон о свободе совести. В СССР стал реален политический плюрализм - образование множества партий и политико-общественной организаций. Профсоюзы вышли из подчинения КПСС. Противники реформаторских путч 19-21 авг. 91 г.

Итоги: политическая реформа оказалась наиболее эффективной из всех преобразований, демократизация основных сфер жизни общества получила  необратимый процесс.

 

 

 

 


Информация о работе Отечественная история