Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:46, реферат
О взаимоотношениях отцов и детей говорят столько времени, сколько на Земле живет человечество. Когда у родителей появляются трудности в общении с детьми, им кажется, что эта проблема возникла впервые. Между тем каждое новое поколение слышит от взрослых, что старшие в юности были другими — более сознательными, серьезными и т. п. На что дети, как правило, отвечают, что «предки» старомодны, несовременны и вообще отстали от жизни: «Какое право они имеют нас поучать?» Правда, многим из молодых хватает такта не говорить этого вслух, но думают так практически все.
2.4. Значение молодежной компании
Чем больше разрыв между условиями вхождения во взрослое общество старшего и младшего поколений, тем важнее компания молодежи для социализации личности. Начиная со второй половины ХХ века, с 60-х годов на Западе и примерно с 70-80-х годов у нас, молодежная компания играет огромную роль в формировании личности молодого человека, в том, как он войдет во взрослую жизнь, что с ним будет происходить.
Сидящим здесь школьникам я советую очень спокойно и уважительно относиться к родителям в случае, когда они начинают нервничать по поводу ваших друзей. Например, к мальчику кто-то пришел, чем-то они собираются заниматься, куда-то собираются пойти. У родителей уже тревога: что там произойдет, что вот этот молодой человек или девушка принесли в наш дом? Какие они? Что из этой дружбы выйдет? И каждый подросток должен понимать, что выбор друзей на самом деле очень многое определяет. Попадешь в одну компанию — пойдешь наверх, если там люди с развитой системой ценностей, люди, которые тяготеют к культуре, хотят разобраться всерьез в экономике, с нормальными ценностными ориентациями. Попадешь в другую компанию — пойдешь за товарищами в «Кресты». Это очень серьезно, один и тот же человек может пойти разной дорогой. Мало кому на роду строго написано, куда приведет его жизнь, всегда есть варианты.
Если посмотреть историю преступности, — а у нас в Университете мощный юрфак, который изучает эти проблемы, — колоссальное количество преступлений совершается в компании, по законам «товарищества». «Почему ты участвовал в изнасиловании?» — «А потому что все участвовали. Если бы я не участвовал, то мои друзья перестали бы меня уважать». — «Ну так иди с ними в тюрьму на долгие годы, если утебя такие друзья, такая компания. Ты всего лишь неправильно выбрал компанию и пошел за ней. Выбрал бы иную компанию, нормально бы женился и не провел столько лет за решеткой, и была бы совершенно другая траектория жизни». Компания является носителем ценностей, носителем образцов поведения, носителем представлений о том, что можно и что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. И даже для людей, которые чувствуют себя очень самостоятельными и независимыми личностями, компания на самом деле определяет куда как больше, чем они думают. Очень часто в жизни складывается так, что компания в определенный момент влияет на поведение человека значительно больше, чем родители и школа, вместе взятые. И каждый человек должен относиться к этой ситуации осознанно. Конечно, не всегда так бывает. Иногда компания не оказывает решающего влияния, но в целом это фактор очень мощный. Поэтому старайтесь контролировать себя, анализировать, думать, та ли у вас компания, туда ли вы с ней придете.
Есть еще одна интересная особенность нашего времени: нынешний этап общественного развития отличается от предыдущих тем, что раньше переход ребенка в статус взрослого осуществлялся в одночасье, теперь же этот процесс растянут во времени и не имеет четких границ. Человек окончил школу — ребенок он или уже нет? Через пять лет, окончив вуз и получив специальность, он считает себя вполне зрелым человеком, но в обществе его еще не всегда принимают всерьез. Еще несколько лет он считается молодым специалистом, и ему все еще делают скидки на молодость и неопытность. Поскольку период взросления становится более продолжительным, молодежная общность играет все большую роль.
Итак, всегда существовала
потребность в том, чтобы подростки
становились взрослыми. Но на современном
этапе для этого оказалось
необходимым некоторое
Часть 3. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Еще один феномен, о котором мне представляется интересным поговорить применительно к данной теме, — это некие специфические точки кристаллизации молодежной общности, молодежной культуры. Есть пословица: «О вкусах не спорят». Я думаю, что вы замечали, что если уж на самом деле люди о чем-то спорят, то чаще всего они спорят именно о вкусах. Один говорит: «Вот это красиво», другой: «Это некрасиво»; один говорит: «Какая яркая девушка», другой говорит: «Да нет, ничего хорошего, неинтересная девушка»; один говорит: «Посмотри, какой на нем прикид», другой: «Да что же это за прикид-то такой, я это в жизни бы не надел». Это происходит постоянно.
Конфликтная ситуация между старшим и молодым поколениями чаще всего развивается на одной и той же почве — это элементы образа жизни, одежды, моды. Старшие поколения, как правило, молодежную моду принимают с трудом. Есть определенная закономерность в том, что именно на этой основе происходит конфронтация. Для того чтобы молодежь могла собраться в свою компанию, ей надо обособиться, надо как-то размежеваться со старшими.
Часто приходится слышать и читать о «молодежной субкультуре». Что это такое? Субкультура — это часть общей культуры, но весьма специфическая — не признанная общей, «большой» культурой. Например, хиппи или панки — это и есть субкультура. Вообще в любой группе людей в процессе их совместной деятельности формируются специфические культурные элементы: идеи, ценности, лексика и пр. При этом особую роль играют внешний вид, сленг, места общения. Применительно к молодежной общности я бы добавил еще музыку.
3.1. Внешний вид
Элементы внешнего вида играют очень важную роль в обществе в целом. Мы обычно об этом не задумываемся, но бывает, что один человек стреляет в другого просто потому, что другой иначе выглядит: на одном форма с погонами, а на другом какая-нибудь зеленая повязка и амуниция другой конфигурации. Увидел человека, который одет не так, как ты, — и ты знаешь, что надо делать — надо стрелять.
Каждая человеческая общность вырабатывает те или иные требования, которые предъявляются к члену этой общности. Так, например, у нас в Университете мы были бы очень недовольны, если бы к нам кто- то приходил грязно и неряшливо одетым, в каком-нибудь рваном свитере. Если бы к нам приходили люди с золотыми цепями на шее, мы тоже были бы недовольны. Если у нас по Университету будет ходить человек в верхней одежде, не снимая головной убор, ему обязательно сделают замечание. Общество предъявляет определенные требования к внешнему виду людей. Самые жесткие требования там, где общность очень четко структурирована, носит формализованный характер: например армия, милиция, силовые структуры. Когда в советское время еще существовала компартия, и ее центром в Ленинграде был Смольный, очень многие высокопоставленные чиновники носили на груди значок: Ленин, красный профиль на черном фоне с белым ободком. Этот значок имел определенное символическое значение, хотя и совершенно неофициально. Он означал принадлежность к элите, к номенклатурным кругам Ленинграда, к начальству. Почему так получилось? Потому что этот значок можно было купить только в одном киоске города — в Смольном. А в Смольный пускали не всех, туда можно было пройти только начальству по пропуску. Прошел, купил такой значок, надел, и всем уже понятно — ты вхож в Смольный.
Когда я работал в Смольном, в отделе науки обкома комсомола, то должен был ходить на службу в темном костюме со светлой рубашкой и галстуком. Я не мог явиться в джинсах, потому что они были символом американского образа жизни. Нельзя было носить на работе кожаные или замшевые пиджаки, потому что это были очень дорогие вещи, а я должен был выглядеть строго, но не «буржуазно». Можно было надеть джинсы, идя на субботник, и замшевый пиджак — в ресторан, но не на работу. Общность, в которую я входил, предъявляла свои требования к внешнему виду, и я должен был им соответствовать, иначе последовали бы санкции.
Сейчас в ресторанах можно видеть компании из пяти-шести молодых симпатичных женщин — жен «новых русских», которые одеты практически одинаково — из одного бутика, от одного модного модельера. Статус обязывает. Группа выдвигает определенные условия, на которых вы можете к ней принадлежать.
И совершенно другой пример: у нас в Купчино лет 10 назад орудовала молодежная группа хулиганов, бандитов. Они грабили прохожих, издевались над стариками, вели себя безобразно по отношению к девушкам. Молодые люди из этой группы — крепкие, спортивные парни — носили белые детские панамки, как те, что в пионерлагере носили дети. Идет такой парень, а у него на голове детская панамка и счастливая улыбка на лице: я из вот этих, бойтесь меня. Они собирались в группы человек по 20 и избивали других людей, так же как металлисты могут сейчас подраться с какими-нибудь рэперами, потому что у одних заклепки и металл, а у других особенные вязаные шапочки определенной формы. Значит, если по-разному одеты, надо подраться? А возьмите фанатов «Зенита» и фанатов «Спартака». Из-за чего люди дерутся? Потому что разные шарфики на них? Элементы внешнего вида играют роль опознавательного знака: свой — чужой.
Молодежное сообщество очень старается одеваться так, чтобы выглядеть непохожим на старших. Старших это злит, они говорят: «Будьте такими, как мы». А молодые хотят подчеркнуть именно то, что они другие.
3.2. Язык
Важное значение в молодежной субкультуре имеет сленг. Любая группа людей изобретает свою собственную лексику и говорит на своем языке. Я в свое время составил словарь из шестисот слов советских хиппи. Это были либо английские слова, употребляемые в своем или ином значении, либо русские слова, например «колеса». Все человечество употребляет слово «колеса» для обозначения того, на чем ездят автомобили, хиппи употребляли «колеса» в значении «таблетки, наркотики». Что такое, например, «свинтить»? В уголовно-блатной культуре «свинтить» означает убежать, у всех остальных это значит свинтить гайку, пробку. У хиппи, как и у блатной субкультуры, «свинтить» — убежать от милиционера. Были совершенно специальные слова, изобретенные хиппи, например «ксивник» — такой мешочек, висевший на шее, в который можно положить паспорт («ксиву»). Были совершенно умопомрачительные слова, «герла», например, — производное от «girl», и т. д. и т. п.
Иногда молодежные общности говорят на таком языке, который плохо понятен всем остальным. Помню, в Москве в советское время я как-то сел в такси, и следом за мной уселся какой-то странный субъект — тогда еще можно было сесть в одну машину разным людям, — он сначала спросил: «Можно ли я с вами?», я ответил: «Давайте». Он говорит: «Водила, дотряси на чучело». Вот как интересно — все вроде бы и по- русски, а понять трудно. Ну «Водила, дотряси» понятно: «Водитель, довези». Что такое «на чучело»? Оказалось, что в среде московских хиппи «чучело» — это памятник Карлу Марксу. У него как раз собирались московские хиппи. Общность использует известные слова, которые распространены во всей культуре, но так, что они становятся элементом субкультуры. Школьники или студенты внутри класса или группы в 25-30 человек, общаясь между собой, как правило, употребляют несколько словечек, которые за пределами этого класса никому не понятны. Их употребление означает, что вы принадлежите к данной общности — к этому классу или этой группе. Студенты не говорят «университет», они говорят «универ» или что-нибудь еще в таком духе. В данном случае слова опять-таки играют роль пароля: свой — чужой.
3.3. Место встречи
В любом российском городе, куда бы я ни приехал, можно было найти место, где собиралась молодежь. Казалось бы, не все ли равно, где «тусоваться»? Но такие места, как московское «чучело», есть везде. Дело в том, что, кроме всего прочего, пункты сбора тоже имеют особое значение в жизни общности, даже если выглядят они очень непрезентабельно. В Ленинграде был один грязный подъезд, в котором была ротонда, его так и называли — «ротонда». Там собирались хиппи и чувствовали себя при этом вполне комфортно. «Ротонда» играла для них символическую роль, как площадка, на которой сосредоточивались исключительно «свои».
Такими точками кристаллизации молодежной общности становились и дискотеки: дескать мы собираемся не у пивного ларька, не в райкоме комсомола, а на дискотеке. Это, так сказать, наша «малая родина». Таким образом, молодежь замыкалась в своей компании, изолируя себя от старших.
3.4. Музыка
Большое значение в молодежной субкультуре имеет музыка. Каждое поколение практически находит какую-то свою — современную — музыку, с ней идет по жизни и ее любит, и с помощью этой музыки отгораживается от всех других поколений. Одно время, особенно когда у нас в стране был взлет рок-музыки, социологи много спорили: почему молодежь так увлекается роком? И находили ответ: «Да это и не музыка вовсе, это социальное явление». Могу уверенно сказать, что это и музыка, и искусство, и социальное явление.
Там, где молодежь слушает свою музыку, нет взрослых. Для создания молодежной группы это очень важно. У каждого поколения своя музыка. Бабушка и дедушка любят Утесова и Клавдию Шульженко. Сегодняшние школьники, наверное, даже не знают, кто это такие. Живут люди уже солидного возраста, которые любят Элвиса Пресли, «Битлз». Есть люди, которые обожают «На-на» и говорят, что на свете нет ничего лучше, а есть и такие, которые прожить не могут без Пьера Нарцисса, Никиты Малинина и Юлии Савичевой и утверждают, что вот это круто, а кто ничего не понимает в творчестве Пьера Нарцисса, тот отсталый человек. Года через три-четыре будут новые имена, вырастут те люди, которых сегодня считают малышами, и они будут сегодняшней молодежи говорить: «Вы уже немодные», «Вы устарели» и т. п. Важно понимать, что музыка тоже играет группообразующую роль для своего поколения.
Каждое поколение «снимает» определенный слой музыки — будь это рок или джаз — и несет с собой по жизни. Приходит следующее поколение, выбирает свою музыку и любит ее до старости. Поэтому музыкальные увлечения людей — как слоеный пирог, где слои распределяются по возрастному принципу. Люди, которые старше меня на пять-семь лет, обожают Элвиса Пресли. Они выросли в то время, когда западная музыка к нам проникала с трудом, магнитофонов даже еще не было, и записи Элвиса Пресли — "Only You" или "Love me tender" — делали на гибких грампластинках. Мое поколение увлекалось «Битлз», «Лед Зеппелин» и «Дип Перпл». Поколение чуть помоложе любит «Машину времени» и «Аквариум», еще моложе — Константина Кинчева, Виктора Цоя, Юрия Шевчука. Внутри поколения, конечно, тоже есть различия.
Итак, в культуре существуют элементы, которые помогают объединиться людям одного возраста и отфильтровывают тех, кто старше или младше их.
3.5. Молодежная субкультура как социально-культурная модель общества взрослых
Информация о работе Отцы и дети: конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура