Политика советской власти в отношении еврейского населения на территории БССР в 20 гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема жизни истории еврейского народа, его судьбы в различные эпохи и при различных государственных идеологиях, привлекала к себе внимание ни одного ученого. Данная тема изучалась, исследовалась в различных аспектах и различными научными деятелями. Такие ученые, как Я. Басин занимался изучением проблемы родного языка евреев – идиша; А. Скир посвятил свою монографию еврейской духовной культуре; М. Бейзер попытался показать и проследить всю историю синагог «Наше наследство: синагоги СНГ в прошлом и настоящем».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Источники и историография……………………………………………..5

Политическая жизнь……….…………………………………………….10

Культурная жизнь……………………… ……………………………….15

Социально-экономическая жизнь…………………………….. ………..27

Заключение ………………………………………………………………….37

Список использованных источников ………………………………….......39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 4 курс.docx

— 107.69 Кб (Скачать файл)

Перепись 1926 г. [3] содержит материал о численности проживающих на территории БССР и не только национальных меньшинств. 

Вторая группа источников – это материалы делопроизводства партийных советских органов, которые находятся  в Государственном архиве общественных объединений Гомельской области.

Протокол заседания Укома  РКП от 19 –го февраля 1922 г. [7] является наиболее ценным в информационным содержании. В нем содержатся описание трех основных моментов антирелигиозной пропаганды, а также пути их достижения. Приводятся сведения о том, с каких слоев населения следует начать и что самым наилучшим результатом данной работы будет полное выполнение населением требований большевистского руководства.

Докладная записка в Губком РКП за апрель 1923 г. [14] содержит информацию об закрытии еврейских религиозных учебных заведений – хедеров.

Отчет Лоевского РК КП(б) за ноябрь-декабрь 1925 г. [23] содержит сведения о работе евпедтехникума: о недочетах, выявленных комиссией в ходе проверки; о состоянии материальной базы техникума; о культурной работе.

Отчет Гомельского Гойррайкома КП (б)Б за октябрь 1925 г. [24] содержит сведения о евреях, желающих перейти к земледелию. Документ содержит информацию о тех мероприятиях, которые были предприняты по решению вопроса о наделении еврейского населения землей.

В приказе Мозырьского окружкома ЦК КП (б)Б от 06.12. 1928 [25] даются распоряжения об обеспечении кредитами старых еврейских колоний.

Выписка из протокола заседания  Бюро Гомельского Губкома РКП(б) за 23.10.1925 г. [26] содержит сведения о перемещении еврейского населения, о землеустройстве сельскохозяйственных коллективов. В основном данные документа свидетельствуют о тех районах, который были выбраны правительством для переселения еврейских семей. А также содержатся сведения о работе и состоянии еврейских сельскохозяйственных артелях и колхозов.

Отчет Гомельского Уездного Комитета РКП(б) за август 1925 г. [27] сообщает о состоянии еврейских сельскохозяйственных артелях в уезде. Отмечается благоприятное состояние еврейских артелей по сравнению с русскими.

Данные источники в  ходе написания курсовой работы дает точную и ясную картину развития политической, социально-экономической, культурной жизни еврейского народа.

 

 

 

2. Политическая жизнь

 

По мнению А.И Солженицына, Советские Двадцатые годы, эпоха с неповторимым воздухом надолго - на несколько десятилетий – утвердилась в восхищении мировой либеральной общественности величием светлого социального эксперимента. Неповторимость воздуха была и в классовой лютости, и в обещательной радуге небывалого нового мира, новизне человеческих отношений, и в переломе всего хозяйства страны, быта, семейного строя; сдвиги социальные, миграционные, демографические – были и в самом деле колоссальны [1, с. 204].

На территории Белоруссии проживали представители разных национальностей. Самым большим по численности национальным меньшинством в БССР являлись евреи. [2, с.53].

Большевики понимали, что  их власть будет поддержана народами полиэтнической страны только при правильной национальной политике, которой они придали общегосударственный характер [2, с.60].

3 марта 1921 г. ЦБ КП(б)Б  приняло решение о создании  Наркомнаца.

 На июльском 1924 г. пленуме  ЦК КП(б)Б была принята конкретная  программа по проведению национальной политики в Белоруссии. Она возводится в ранг государственной политики. 15 июля 1924 г. был принят законопроект «О практических мероприятиях по проведению национальной политики в Белоруссии». Данная прокламация объявляла: языки национальностей, населяющих территорию БССР, (белорусский, еврейский, русский, польский) являются равноправными; белорусский язык избирается как язык преимущественный для сношения между государственными, профессиональными, и общественными учреждениями и организациями; каждому гражданину БССР обеспечивается право и реальная возможность пользования своим родным языком [2, с. 75].

Для проведения в жизнь  национальной политики в июле 1924 г. была создана специальная комиссия как постоянный орган при Президиуме ЦИК БССР. В августе 1925 г. определили ее задачи, права, обязанности и механизм деятельности.

На территории Гомельщины, вошедшей в состав РСФСР, вся партийная  и советская работа с национальными  меньшинствами проводилась в  русле общероссийской политики. На местах создавались отделы, подотделы, комиссии, национальные секции, вводились должности уполномоченных по делам национальных меньшинств при исполкомах, инспекторов по работе с нацменьшинствами в отделах народного образования. Первостепенное значение придавалось использованию языка, обеспечению соответствующей литературой, развитию образования и культуры. 8 декабря 1926 г. Гомельский и Речицкий уезды были включены в состав БССР.

В военный коммунизм, «с запрещением  частной торговли и ограничением мелкого ремесленничества», а еще  неуклонной для «бывших» и по «социальному происхождению», - введена была категория «лишенцы» (лишенные гражданских прав). Так и многие евреи были лишены гражданских прав и стали «лишенцами».

Нередко «лишенцам» и их семьям отказывали в медицинской  помощи, их детей не принимали в  вузы, а иногда и исключали из школ. Лишенцами были объявлены те, кто был «чуждого происхождения» - зачастую бедные лавочники или ремесленники. Число лишенцев среди евреев было огромным. Ярлык лишенца стал особенно тягостным в к. 20-х гг., когда из-за продовольственных трудностей, связанные с коллективизацией, была введена карточная система на продукты. Лишенцу либо совсем не полагалось продовольственной карточки, либо был положен паек самой низкой категории. Непомерный процент лишенцев-евреев привел к тому, что советская власть предприняла попытку заново рассмотреть положение евреев. Переключение на сельское хозяйство казалось единственным путем, при помощи которого советское общество смогло бы превратить «мелких посредников» в «трудящийся элемент» и спасти их от голода [4, с.501].

Одной из самых важных черт новой национальной политики является так называемая «коренизация», которая  проводилась в 20-гг. Под этим термином понимали деление на одинаковые слои в государственном и партийном  аппарате национальных территорий представителей определенных  меньшинств. Следствием этого шага был перевод государственных, общественных и партийных институтов на национальные языки [6, с.221].   

По переписи 1926 года по всему  СССР: в городах и местечках  жило 2 млн 211 тыс. (83% всего еврейского населения), в сельских местностях – 467  тыс. [3]. Еще около 300 тысяч – «не показали себя евреями», а они живут «почти сплошь в городах». В городах Украины составляли до 23 % населения, в городах Белоруссии – до 40% [1, с.205].

В столицах и городах –  самым значительным был приток евреев в аппарат советского управления. По данным Г.К.Орджоникидзе (на XV съезде компартии в 1927) 2-го председателя ЦКК ВКП (б) в советском аппарате в Москве евреев служило 11,8%, на Украине 22,6%, в Белоруссии – 30,6%.

В 1922, по официальным данным из «Правды», евреи составляли всего 5,2% компартии. Однако их удельный вес  был выше. В том же году на XI съезде партии евреи составляли 14,6% делегатов с решающим и 18,3% делегатов с совещательным голосом, а из числа избранных на съезде членов ЦК -26%. В крупных городах бывшей черты: в минской парторганизации состав евреев – 35,8%, в Гомеле – 21,1%, в Витебске – 16,6%. В той же публикации «Правды» указывается, что те 5,2% ставили евреев в партии на третье место: после русских (72%) и украинцев (5,9%), на четвертом латыши (2,5%), затем грузины, татары, поляки, белорусы.

Среди новых возможностей, которые открыла перед еврейским  населением  революция – была государственная служба.

На жизни рядовых советских  евреев почти от самого Октября и  до конца 20-х годов ощутимо отозвалась деятельность евсеков— членов Евсекции. Помимо государственного  Еврейского Комиссариата при Наркомнаце (с января 1918 и по 1924) - деятельно строилась активная еврейская организация при РКПб. Евкомы и Евсекции поспешно создавались в губерниях уже с весны 1918. Так по настоянию Евсекции в н. 1919 г. Еврейские Комиссариат издал декрет, объявлявший иврит «языком реакции и контреволюции». Основное предназначение Евсекции сводилось к коммунистическому воспитанию и советизации еврейского населения на родном языке идиш.

 Деятельность Евсекции на протяжении 20-х годов была противоречивой. С одной стороны, чрезвычайно активная агитационно-пропагандистская работа по коммунистическому воспитанию на языке идиш, беспощадная борьба против иудаизма, традиционного еврейского образования, еврейских общинных структур, независимых еврейских организаций, политических партий и движений, сионизма, языка иврит. С другой – противодействие ассимиляции, поддержка языка идиш и культуры на нем, организация советского еврейского образования.

В состав Евсекции входили  недавние бундовцы и социалисты-территориалисты. Цель Евсекции заключалась в следующем - развитие коммунистического влияния на российское еврейство, мечта о создании еврейской советской нации [1, с.257] .

Обшественно-политические объединения  БССР в 1920-х гг. можно условно разделить  на две группы. К первой относятся  те, кто поддерживал советскую  власть и существующий строй либо был лояльным к ним. Это были объединения, как правило, созданные советской властью и действовавшие под руководством Коммунистической партии. Вторую группу составляли те, деятельность которых была несовместимой с политикой правительства и они находились в оппозиции по отношению к существующему строю. Две группы делились на подгруппы в зависимости от направления деятельности. Первую составляли: а) политические организации – Еврейская Коммунистическая партия, партия «Поалей Цион», Бунд; б) общественные организации – профессиональные союзы, пионерские организации; в) культурно-просветительские; г) различные добровольческие организации – Авиахим, Красный Крест. Вторую группу составляли: а) политические организации – еврейская рабочая партия «Цейорей Цион»; б) общественные – «Комитет защиты» [4, с.222].

В начале XX в. на политической арене появляются первые партии, которые объединяют в себе и сионистские и социалистические идеи. Одной из таких партий была Еврейская социал-демократическая партия «Поалей-Цион». До 1917 г. она действовала нелегально, а с 1918 г. развернула легальную деятельность. Партия выступала за создание еврейской государственности в Палестине, а временным решением видела национально-культурную автономию евреев в Польше. Левое течение «Поалей-Цион» пользовалось значительным влиянием в среде еврейских рабочих, а также в профессиональных и культурных еврейских организациях. Особенно активно эта партия действовала на территории Полесья. В качестве агитационных методов члены партии использовали сведения об антисемитских настроениях польского населения, о закрытии еврейских школ. Они выступали за предоставление еврейскому народу равных экономических и политических прав, требовали допуска евреев на государственную службу [4, с.224].

Интересы же крупных евреев-фабрикантов  и финансистов представляли партии консервативно-клерикального течения, среди которых наибольшее значение имела на территории Польши Еврейская консервативно-клерикальная партия «Агудас Изроель», которая выступала против политической деятельности, стремилась с помощью религии отвлечь рабочих от революционной борьбы.

Интересы части еврейской  средней и мелкой торговой буржуазии  и ремесленников представляло такое политическое движение, как фолкизм (в 1917 г. была создана Евренекая народная партия в Польше).

Фолкисты выступали с постулатом культурно-национальной автономии. Они требовали создания общественно-правового народного союза, который путём демократических выборов избрал бы Еврейский народный совет и еврейский парламент. Составной частью идеологии фолкизма являлся так называемый «идишизм» - возведение еврейского языка до степени самоцели, использование его средством борьбы за усиление позиций еврейской буржуазии, за единство нации.

Росло количество общественно-политических формирований, в первую очередь профсоюзов и комсомола. В начале 1926 г. насчитывалось 150 тыс. членов профсоюзов, в конце 1927 г. – 237 тыс.

Рост количества общественных организаций был итогом целенаправленной и достаточно активной массово-политической работы партийных и советских  органов. Это делалось для того, чтобы общественные организации все больше становились частью создаваемой командно-административной системы. В этом направлении велась обработка сознания рабочих, служащих, интеллигенции, крестьян.

Отличительной чертой политической жизни было движение за признание  женщин как равноправных членов общества. Они выбирались в состав Советов, входили в их комиссии и секции, принимали участие в делах  общественных организаций. Кроме того, в городах создавались товарищества для помощи деревни, а также Международная организация помощи борцам революции (МОПР), органов Центральной контрольной комиссии и рабоче-крестьянской инспекции (ЦКК-РСИ) [5, с.115]. 

Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. в еврейском обществе существовали политические течения, предопределившие возникновение еврейских политических партий и организаций, имевших свои программы, цели и использующие специфические средства политического воздействия на еврейские массы. Различной была социальная база этих партий и отношение к ним со стороны официальных властей было неодинаковым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Культурная жизнь

 

Культурное и национальное развитие всегда тесно связано друг с другом.

Состояние еврейской  культуры группа писателей оценивала в 1923 г. крайне мрачным [1, с. 259].

Лишь только еврейская  историография, как свидетельствует  целый ряд разрешённых публикаций, не потерпела разгрома в первое десятилетие  советской власти [1,с.259]. От самой революции стали доступны государственные архивы. В 1920 возродилось Еврейское Историко-Этнографическое общество, опубликовало два тома «Материалов для истории антиеврейских погромов в России». Позже общество «подвергалось нападкам евсекции», деятельность его «пошла на убыль», и оно было закрыто в 1929 году. Выходили «Еврейский вестник» и «Еврейская летопись», но были закрыты в 1926-1928. Ещё с 1916 действовал  Еврейский этнографический музей, однако в 1930 он был закрыт.

Информация о работе Политика советской власти в отношении еврейского населения на территории БССР в 20 гг. XX в