Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:17, курсовая работа
Любое из государств, прошедшее долгий период развития, за время своего существования терпело много изменений как в политическом, экономическом, так и в правовом плане. Каждая такая перемена сопровождалась множеством общественных разногласий и вела к внутриполитической борьбе групп, сформированных в этом государстве этим временем. На мой взгляд, таким временем перемен, является время правления шестого вавилонского царя Хаммурапи. Его сборник законов явился очень значимым правовым памятником того времени и внес в жизнь общества и эпохи новые перемены.
Введение с. 3-5
Глава I. Вавилонское Царство, реформы Хаммурапи
§ 1. Вавилонское царство до Хаммурапи с. 5-7
§ 2. Шестой царь Вавилона Хаммурапи и его реформы с. 7-11
Глава II. Право по Законам Хаммурапи
§ 3. Законник Хаммурапи с. 11-14
§ 4. Собственность и обязательственные отношения с. 14-17
§ 5. Брак и лично-имущественные отношения в семье с. 17-20
§ 6. Правовое положение населения с. 20-23
§ 7. Преступления и наказания с. 23-26
§ 8. Судоустройство и судебное разбирательство с. 26-28
Заключение с. 29
Список использованной литературы
В перечне мер наказания
Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.
Таким
образом, Законник Хаммурапи обеспечивал
защиту интересов господствующего
класса рабовладельцев; вместе с тем
следует отметить его значимость
как крупнейшего памятника
В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «Пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертал на своей стеле, пусть не изменят закона страны, … пусть не отвергнет моих указов, … пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы, … истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были не ведомы правителю.
Сложившаяся
при Хаммурапи система власти,
управления, суда, весь аппарат чиновничьей
бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение
простых людей: общинников, мушкенумов,
всех обездоленных и подневольных. Правнук
Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем
гибели великой империи. Захватчики-касситы,
захватив в 1595 г. до н.э. Вавилон, прихватили
с собой даже статую главного бога Мардука.
§ 8. Судоустройство и судебное разбирательство.
Кроме
реформы в области управления,
Хаммурапи реорганизовал
Цель судообразовательства Хаммурапи определил в своем Законнике: «Дабы засияла в стране истина и справедливость, чтобы сильный не притеснял слабого, вдову и сироту». Истинное правосудие, по его торжественному заявлению, возможно только на основе его указов и установлений. Царь призывает и заклинает своих преемников соблюдать его законы. Другими словами, законность и справедливость в понимании Хаммурапи равнозначны и тождественны. Не случайно уже в первой части Законника за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления должностных лиц, чиновников (в первую очередь судей), военачальников, введены жестокие наказания.
В
законнике упоминается
Не зная такой процедуры и формальных требований, простой человек попадал в зависимость от писцов и стряпчих. Следователей по делу разрешалось искать не более шести месяцев, иначе дело считалось проигранным. Если письменных документов не сохранялось, истец и ответчик должны были давать клятву перед божеством в храме, в присутствии свидетелей. Лжесвидетельство строго каралось, вплоть до смертной казни. Функция храмовых судей была сужена и ограниченна ордалией (испытанием водой). Судьи могли заставить любого участника процесса дать клятву, привести к присяге.
Судебное решение воспринималось как
акт справедливости, который совершался
при помощи законов, а иногда и с участием
богов, например бога реки в случае испытания
водой. Проверяемых бросали связанными
в реку, и невиновным считался тот, кто
после этого всплывал. Вполне серьёзно
предполагалось, что боги неминуемо поразят
смертью клянущегося ложно; поэтому принесение
такой клятвы считалось в ряде случаев
достаточным доказательством для оправдания
и подтверждения правоты, а отказ принести
клятву - доказательством справедливости
обвинения. Описанная выше водная ордалия
считалась необходимой в нескольких случаях:
при обвинении в чародействе, при обвинении
женщины третьим лицом в измене мужу, если
она не была уличена в этом. В этих случаях
также отказ от ордалии считался равносильным
признанию вины. Этот редкий вариант
истолкования невиновности контрастирует
с обыкновениями древних индийцев и средневековых
европейцев, у которых всплывал во время
испытаний человек виновный, нечистый,
греховный.
Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказательств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до шести месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.
Судебный процесс обычно начинался с того, что его участники шли в храм, где перед божеством давали клятву говорить правду и соблюдать закон. Исключение делалось для беглого раба, если он не хотел называть своего хозяина. Его следовало вести не в храм, а во дворец. Там рассматривалось его преступление, невинный раб возвращался к своему хозяину. Централизация и формализация судебного дела отвечали интересам господствующего класса, служили укреплению власти царя. Суд не был отделен от администрации.
Суды были нескольких уровней и различных юрисдикций: на уровне общины, храмовые и царские суды. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества.
Наличие написанных норм было положительным явлением. Даже свирепые законы были шагом вперед по сравнению с неопределенными обычаями и тиранией. Царь считался верховным судьей, высшей апелляционной инстанцией. Хаммурапи поощрял подачу ему жалоб на решение судей, вероятно, усматривая в этом форму контроля за их деятельностью и законностью. Он имел право амнистии, помилования, а также право придать смерти любого подданного. По жалобе осужденных или лиц, оспаривающих решение местных судей по гражданским спорам, царь мог дать повеление или поручить рассмотрение дела своим чиновникам. В Законнике Хаммурапи есть только одна статья, которая почему-то относит к царской воле судьбу любовника неверной жены. Если муж не утопит жену-прелюбодейку, то и «царь может пощадить своего раба7» (ст. 129).
В
Законнике Хаммурапи
Таким
образом, судебная система по реформам
Хаммурапи стала более
Заключение.
В своей работе я попыталась в общих чертах представить картину развития права Древнего Вавилона. Для лучшего раскрытия этой темы я попыталась дать характеристику многих институтов.
Законы всех времен и народов – прекрасный материал для изучения общественного строя, государственного механизма, формы государственного единства, различных отраслей права. Однако нельзя забывать, что в законе устанавливалась лишь должное поведение людей. Порой нормы, закрепленные в законе, и их реальное воплощение на практике были весьма различными. Тем не менее, сопоставление одного закона с другим и с иными историческими источниками, да и сам анализ того или иного закона, позволяют с высокой степенью достоверности восстановить истинную картину общества. Очень много здесь зависит от исторической личности, находящейся у управления.
Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны1, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились. Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.
В памятнике простым и очень понятным
языком говорится о браке, собственности,
долгах, ворах, наемных работниках, о займах
и других договоренностях с важными юридическими
последствиями. Обещания законодателя
о защите слабых перед сильными и об оказании
справедливости сиротам и вдовам, воспроизводят
традиционные для Древней Месопотамии
принципы законодательствования. Которые
сопровождаются оригинальными советами
и наставлениями, весьма доступно объясняющими
назначение законов в обществе. «Угнетенный
человек, который обретет судебное дело,
пусть подойдет к моему, царя справедливости,
изображению. Пусть заставит прочитать
мой написанный памятник. Пусть он услышит
мои драгоценные слова, а мой памятник
пусть покажет ему его дело, пусть он увидит
свое решение, пусть он успокоит свое сердце».
Список
использованной литературы
1. Антропология
мировой правовой мысли: Античность: Восточные
цивилизации / Под. ред. Л.Р. Сюкияйнен.
– М., 1999. – Т.1.