Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

47. Административные, судебные и  аграрные реформы 60-90х годов.

Завершение  присоединения Казахстана совпало  с реформами в самой России. Отмена крепостного права, реформы, направление на развитие капиталистических общественных отношении не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Для подготовки реформ в 1865 году была создана специальная Степная комиссия, в которую пошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители, эта комиссия должна была выработать проект реформ. В 1865-1866 годах комиссией был составлен проект но управлению Казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства». Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, а Туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская; в Западно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии; Мангыстау - под управление Кавказского военного округа, а позже вошел в Закаспийскую область. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Пограничные области: Семиреченская и Сырдарьинская занимались пограничными делами. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять лишь должность младшего помощника уездного начальника. Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились па волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости от 1000 до 2000, иногда до 3000 кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов. По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п. Реформы устанавливали ежегодный денежный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве 2 рубля 75 копеек; в Оренбургском и Западно-Сибирском - 3 рубля. Для оседлого земледельческого населения сохранялся традиционный налог -одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Устанавливались различные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ, больниц, обеспечение подводами военных частей и т.п. Перепись кибиток проводилась каждые три года. Ограничивались права мусульманского духовенства, например, выборного муллу, утверждал губернатор. Согласно реформе, в уездных городах предполагалось открыть одну общую школу и медпункт. Положения 1867-1868 годов были «Временными»; поскольку царское правительство рассчитывало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопротивление со стороны местного населения, понимавшего, что эта реформа окончательно превращает Казахстан в колонию Российской империи, и этот процесс растянулся на 20 лет. Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Казахи отказались принимать ноше порядки. 2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», а 25 марта 1891 года «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». На территории Казахстана было два генерал-губернаторства: Туркестанское с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская» Самаркандская и Сырдарьинская области деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее; вторым стало Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, в него вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 году была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургайская области. Еще более усиливалась власть генерал-губернаторов. В областных центрах Верном, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске были созданы полицейские управления, а в уездных городах Акмолинске, Кокчетаве, Зайсане, Павлодаре, Усть-Каменогорске Джаркенте, Капале, Лепсииске, Костанае вводились полицейские приставства. Размер кпбиточной подати повысился до 4 рублей, в общей сложности налоги и повинности достигли 10 рублей в год с кибитки. Все земли объявлялись государственной собственностью. Земельные споры решали волостне съезды. Система российских судов складывалась из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и правительствующий сенат. Был модифицирован и суд биевЮ которые становились выборными народными судьями.

48.Восстание казахов в Уральской,  Тургайской областях в 1868-1869 гг. и на Мангышлаке в 1870 г.

Начиная с середины 60-х гг. Казахстан становится колониальной окраиной царизма. Реформы, проводимые царским правительством были направлены на ломку прежней системы административно-территориального управления, на превращение края в рынок сбыта, источник дешевого сырья. Все эти нововведения вызвали протест и возмущение казахского народа и дали толчок к началу народных выступлений на всей территории Младшего жуза. Антиколониальное восстание началось в декабре 1868г. И длилось по октябрь 1869г. Возглавили его султаны Хангали Арсланов и Ихлас Досов, и др. Восставшие байкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. 6 мая 1868 г. Около урочища Жаансай они атаковали отряд фон Штемпеля из 200 всадников и роты пехоты. В течение 7 дней повстанцы держали его в осаде. С марта по июнь 1869 года на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием 3000 человек.Напуганные размахом восстания в Уральской и Тургайской областях, царские власти на подавление восстания двинули крупные карательные отряды.. вследствие слабой организованности, стихийности, разногласий между руководителями повстанцы потерпели поражение. Восстание казахов на Мангышлаке также было связано с введением Временного положения в ущерб местному населению. Восставшими руководили Досан Тажиев и Иса Тленбаев. На подавление повстанцев был напарвлен отряд полковника Рукина, имевшего в своем распоряжении 60 человек при четырех орудиях. 22 марта 1870 года повстанцы окружили и разгромили отряд, а раненый Рукин застрелился. Число повстанцев-10 тыс. Ими были атакованы Николаевская станица и Александровский форпост, разгромлены многие крепости. На подавление восстания были направлены крупные войсковые соединения с Кавказа. Восстание было подавлено. Руководители восстания ушли в пределы Хивинского ханства. Поражение казахов в 60-70-х годах XIX. в. было обусловлено определенным экономическим и техническим превосходством России, непоследовательностью, а порой и предательством байской верхушки.

49.Переселенческая политика царизма  в конце ХIХ века.

Отмена  крепостного права в России не решила главного вопроса - аграрного, поэтому  царское правительство в целях  разрядки социальной напряженности  в стране, с одной стороны, и  дальнейшей колонизации Казахстана, с другой стороны, активизировало переселенческую  политику. На смену военно-казачьей колонизации пришла крестьянская. Со второй половины 60-х годов из России в Казахстан стали переселяться крестьяне. Этот процесс приобрел целенаправленный характер. Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области Казахстана происходило в 70-е годы и приобрело массовый характер в 80-е годы.

В 1868 году по инициативе губернатора  Семиреченской области Колпаковского  были разработаны «Временные правила  о крестьянских переселениях в Семиречье». По этим правилам предусматривалось  выделение земли переселенцам 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и повинностей, в том  числе и рекрутской сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей на обзаведение  хозяйством. В 1885 году были утверждены «Правила о поземельном устройстве оседлого населения области», поскольку в Семиреченской области стала ощущаться ограниченность земли, а наплыв переселенцев был велик, эти правила несколько урезали привилегии переселенцев, так земельный надел определялся в 10 десятин на душу (мужскую), переселенцы освобождались от налогов и повинностей на 3 года, а в последующие годы вносили их в половинном виде. В 1886 году было разработано «Положение», предусматривающее условия обустройства переселенцев в Туркестанском крае.

Стремясь  придать переселенческому движению целенаправленный, организованный характер, остановить самовольное, неорганизованное переселение крестьян в Казахстан, 13 июля 1889 года правительство России приняло специальное положение  «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли  и о порядке причисления лиц  означенных сословий, переселившихся и прежние времена». Оно допускало  переселение с разрешения соответствующих  органов. Конкретно определялись районы переселения в Семиреченской, Акмолинской  и Семипалатинской областях. В 1891 и 1892 годах это положение распространялось на Тургайскую и Уральскую области. Переселение крестьян из России сопровождалось изъятием лучших земель у казахов. За период с 1885 по 1893 годы только в Акмолинской  и Семипалатинской областях было изъято у казахских шаруа около 285 тысяч десятин пахотной земли. Особенно большой поток переселенцев шел в Семиреченскую область. За период с 1868-1880 годы сюда переселилось свыше 3000 семьи.

С середины 19 века Казахстан стал играть все возрастающую роль в российско-китайских  отношениях. Пекинский договор 1860 года и Чугучакский протокол 1864 года закрепили  признание Китаем отхода к России Кыргызстана и Семиречья. В 1881 году был подписан Петербургский договор, который предусматривал для жителей  Илийского края (после возвращения  его Китаю и вывода оттуда русских  войск) возможность выбора китайского или русского подданства. И поскольку  его жители уйгуры и дунгане не раз поднимали восстания против цинского господства, значительная их часть решила переселиться в пределы  Российской империи. Переселение уйгуров  и дунган в Семиречье и Северный Кыргызстан происходило в 1881-1883 годах. Всего сюда переселилось более 45 тысяч  уйгуров и 5 тысяч дунган. Они расселились  в долинах рек Усек, Чарын, Чилик, Талгар. Были организованы волости Жаркентская, Аккентская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская. По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в ней проживало 14 136 дунган и 55 999 уйгуров. В результате переселенческой политики в 1897 году удельный вес казахов в общей сумме населения края снизился до 67,7%.

50) Культура Казахстана в XIX в.

С эпохи средневековья на территории Казахстана в каждом казахском ауле функционировали мусульманские  мектебы. В начале XIX в. в них преподавали шариат (правила мусульманской религии), «Аптиек» (одна седьмая часть Корана) и другие религиозные знания.

Состоятельные родители направляли детей для продолжения  образовании в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Там также учились на арабском языке, изучали средневековую арабскую философию. В медресе обучали истории, географии, математике, ряду других наук, языкам, в том числе стали обучать и русскому языку.

Развитие  новой системы образования в  Казахстане связано с открытием  школ с русским языком обучения в  Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей  и городов постепенно в центры торговых связей со Средней Азией  и Восточным Туркестаном потребовало  создания специальных учебных заведений  по подготовке «толмачей» (переводчиков).

В 1789 г. в казахской степи была открыта  «Азиатскую школу», которая готовила переводчиков и писарей из числа  имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и  другие языки народов Азии, составили  первые группы квалифицированных специалистов. Откры­тые в 1813 г. в Омске и в 1825 г. в Оренбурге военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. Они были преобразованы в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус и в 1844 г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. В 1841 г. школу с обучением на русском и татарском языках открыл в Букеевской Орде хан Жангир. Школа при поддержке оренбургского губернатора не только ставила целью дать знания казахской молодежи, но готовила преданных колониальной администрации служащих для хана и Оренбургской губернской канцелярии. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылись школы, в ко­торых казахам знания давались на русском языке. Открытие подобных учебных заведений было новым явлением, обогатившим культурный процесс, влиявшим на уп­рочение казахско-русских связей. В деле государственного образования учитывались в основном интересы империи. Это приводило к игнорированию потребностей населения в светском образовании на родном языке.

В первой половине XIX в. среди замечательных  представителей русской культуры, уделявших  внимание жизни и истории казахского народа, почетное место занима­ет В. И. Даль. Будучи в 1833–1841 гг. при оренбургском военном губернаторе чиновником особых поручений, он собрал записи и образцы устного творчества тюрко­язычных народов. В 1839–1840 гг. участвовал в хивинском походе русских войск. В 1836–1838 гг выразил сочувствие руководителям восстания Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы. В. И. Даль написал ряд произведений, среди них повесть «Бикей и Мауляна», в которой описана жизнь казахов Оренбургского края.

Одно  из направлений творчества великого русского поэта А. С. Пушкина было связано с Оренбургским краем. В 1833 г. для сбора материалов о пугачевском  восста­нии он побывал в одном из центров тогдашнего Казахстана Оренбурге. Здесь А. С. Пушкин знакомился с жизнью азиатских племен, казахов. В «Истории Пугачевско­го бунта» имеются его наблюдения и суждения, приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов, о близости целей восставших с интересами казахов. В «Истории Пугачева» обращается внимание на племенные орды (казахов), кочующих в междуречье Волги и Яика. В Уральске А. С Пушкин записал поэму «Козы-Кор­пеш-Баян-Сулу». Пребывание великого поэта в Оренбургском и Уральском краях, его произведения «Капитанская дочка», «Пугачевский бунт» усилили интерес об­щественности и передовых демократических кругов к жизни и истории казахов, башкир и других народов Востока.

В 30–40-х годах XIX века начался новый  этап в изучении Казахстана. Известное  значение для науки "мели экспедиции 1848–1849 гг. Г. С. Карелина на берег Каспийского  моря и капитан-лейтенанта А. Бутакова к Аральскому морю. Они изучали  берега Сырдарьи, уточнили глубину  Аральского моря и впадающей в  него Сырдарьи, составили карты.

Путешественники Е. П. Ковалевский, Н. А. Северцев, П. И. Небольсин  и другие занимались изучением быта и истории казахов, их материальной культуры, обозначени­ем местностей на топографических картах, исследовали природные богатства края. В исследовании казахской степи ведущую роль играли организованные Русским географическим обществом экспедиции.

Видные  русские ученые А. Левшин, Э. Мейер, И. Завалишин и другие историки-этнографы, исследуя жизнь казахского народа, опубликовали специальные труды. Осо­бенно огромное познавательное значение имело обобщающее трехтомное исследование А. Левшина «Описание киргиз казачьих, или киргиз-кайсацких орд и сте­пей». Начался сбор и систематизация архивных и других данных о Казахстане и казахском народе.

С принятием казахами российского  подданства научное изучение края прочно вошло в круг деятельности центральных  государственных структур и различных  отря­дов исследователей. В Казахстане сложилось, хотя и разрозненная, сеть научных учреждений. Одни из них функционировали за счет государственных ассигнований, другие появились благодаря стараниям энтузиастов. Сближение и взаимопроникновение культур России и казахского народа обогатили в конечном счете общечело­веческую цивилизацию открытиями, идеями и именами. Общение с передовыми представителям российской науки способствовало становлению Ч. Валиханова как ученого мирового уровня. Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, музыки, устной исто­риографии, этнографии.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана