Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:46, курсовая работа
Цель работы: проследить предпосылки христианизации славян и появление первых христиан на белорусских землях.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. обращение южных и западных славян к христианству;
2. распространение христианства на Руси;
3. распространение христианства на Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........….3
1. ОБРАЩЕНИЕ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН К ХРИСТИАНСТВУ.....5
2. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ....................................8
2.1. Появление первых христиан на Руси............................................................8
2.2. Выбор веры..................................................................................................12
2.3. Утверждение христианства на Руси.............................................................14
3. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА БАЛАРУСИ.........................18
3.1. Появление первых христиан на белорусских землях...................................18
3.2. Первые епархии в Беларуси.........................................................................19
3.3. Первые епископы в Беларуси.......................................................................21
3.4. Духовно-религиозное состояние народа.......................................................22
3.5. Храмы и монастыри......................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................29
Князь Владимир Святой знал о церковной иерархии и значении ее в Церкви, поэтому он позаботился об установлении ее во всех городах своего государства. Он сознавал, что недостаточно только крестить людей, надо развить в них христианские понятия и подготовить их для духовной жизни. Исполнение этой задачи возлагалось на православное духовенство. Для облегчения этой задачи Владимир открыл епископии в Киеве, Белгороде, Полоцке, Турове, Владимире-Волынске, Чернигове, Новгороде, Ростове на севере, Тмутаракани на юге. Эти епископии были духовно-церковными центрами, из которых распространялась и укреплялась православная вера и развивалась церковно-религиозная жизнь: создавались христианские общины, строились храмы, открывались монастыри и школы грамоты. Это имело огромное значение для после-языческой Руси во всех ее областях, даже самых отдаленных [1, c.87].
Уже в 992 году возникла Полоцкая епархия, третья по счету после Киевской и Новгородской. Кроме нее, на белорусских землях существовали Туровская, основанная в 1005 году, и Смоленская – в 1137 году – епархии, границы которых совпадали с границами этих княжеств. Можно утверждать, что к концу XI века древняя Беларусь являлась православной, даже учитывая более медленные темпы утверждения христианства в среде сельского населения [5, c.283].
В Турове введение новой веры столкнулось с сопротивлением местных язычников. По преданию, один из христианских миссионеров по имени Дионисий, был убит язычниками из соседнего с Туровом поселения [14, c.21].
В Киево-Печёрском патерике сообщается об основании Туровской епархии в 1005 г. и приводится грамота, которая дана от имени князя Владимира с перечнем городов, которые входили в Туровскую епархию. Первым епископом назван Фома. В Турове до настоящего времени сохранились кресты, предание о которых рассказывает, будто бы они сами когда-то приплыли вверх по Припяти, остановились против города, и вода в реке покраснела от крови [9, c.81].
Этой
легенда наводит на мысль, что
крещение Турова было связано с каким-то
кровопролитием. Возможно, местные
жители оказали сопротивление
Чем объяснить такое быстрое и мирное распространение христианства в древней Беларуси? Скорее всего, тем, что среди ее правящих и просвещенных кругов, в той же степени, что и среди широких народных масс, было не мало людей, чьи умы и сердца оказались покоренными духовными и моральными доктринами христиан греческого Востока.
Передавая
христианство русскому народу, Константинополь
заложил в его суть сильный
унифицирующий фактор. До принятия
христианства не было Руси единой политически
и духовно. Этому разделению способствовали
полиархия князей и языческий
политеизм. Поэтому русские летописцы
считали крещение князя Владимира
не только началом истории Руси,
но и началом ее славы и величия.
Русь обрела в христианстве элементы
общности: общие догматы, общее литургийное
предание, общий церковный язык и
литературу, общее письменное право,
социальные реформы, основанные на общих
заповедях любви и
3.3. Первые епископы в Беларуси
Титул митрополита
пришел на Русь вместе с православной
верой от греков. В греческой церковной
практике этим титулом величались епископы
главных городов провинций, как
административных округов, на которые
была поделена Византийская империя. Там
эти города назывались митрополиями.
Слово «митрополит» образовалось от
греческого «митрополис», что означает:
«матир» — мать и «полис» —
город. По примеру греческой практики
Олег назвал Киев: «Се буди мати градом
руськым». Такое название Киева в
те времена было новостью на Руси, потому
летописцы передали его, как пророческое
откровение. Для Киева это название
имело большое значение, так как
еще более возвеличивало его
в глазах русских. Для Руси Киев был
не только столичным городом великого
князя, но и матерью городов русских.
Это усиливало авторитет
Единство
политического и церковного управления
во главе с великим князем и
митрополитом способствовали единению
русского народа. Племенное самосознание
постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи»,
например, последний раз упоминается
в летописи под 1149 г., «кривичи» - под
1162, «радимичи» - под 1169 г.) и возникало
единое этническое самосознание, общее
для всех восточных славян – Русь,
Русская земля с общим
К середине XIII в. на Руси было 16 епархий, в значительной части соответствующих крупным русским княжествам, равным по территории западноевропейским государствам [17, c.71].
Удельные княжества Полоцкое и Туровское признавали верховную власть великого князя киевского. Обращение в Христианство жителей этих княжеств совершилось в том же порядке, как и прочих обитателей Руси. Летописи умалчивают о времени крещения полочан, кривичей, дреговичей и других славянских племен Руси. Многие летописи пропали в безвременье: погибли во время войн, пожаров и разных народных бедствий, которые в те времена были частыми.
Первая епископия в Беларуси была основана в 992 году в Полоцке. Первый полоцкий епископ, упоминаемый в летописи, был Мина, посвященный в этот сан в 1105 году [5, c.283].
О Туровской епископии сохранилось древнее летописное сказание, которое повествует следующее: «Третие богомолие епископию постави в Турове в лето 6513 (1005) и придах к ней городы и погосты в послушание и священие, и благословение держати себе Туровской епископии: Пинск, Новогородок, Городен, Берестье, Волковыеск, Здитов, Неблестеск, Дубовица, Высочко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смедяне, и поставих перваго епископа Фому, и придах села, винограды, земли бортныя, волости со всъми придатки... Святому Спасу и святей Богородице». Из этого свидетельства видно, что епископия эта учреждена святым Владимиром вскоре после Полоцкой. Границы ее простирались далеко на запад, охватывая всю Западную Беларусь без Виленщины, а также небольшую часть нынешней Волыни. В 1440 году кафедра епископов туровских была перенесена в г. Пинск [1, c.89].
3.4. Духовно-религиозное состояние народа
С принятием
православия на Руси в народных массах
произошли глубокие внутренние процессы
духовного возрождения. Недавние грубые
язычники под влиянием учения Православной
Церкви становились благочестивыми
христианами: среди них увеличивались
добродетели и поднялась
Святая
Евфросиния, княжна полоцкая, в миру
Предислава, с юных лет подвизавшаяся
в женском монастыре в г. Полоцке.
Она была дочерью полоцкого князя
Георгия Всеславича. Двенадцати лет
она тайно постриглась в
Кроме этих
подвижниц в Полоцке
К тому же
раннему периоду истории
Преемником его на туровской кафедре был Лаврентий. Он принял постриг в Киево-Печерском монастыре, а затем некоторое время подвизался затворником в Дмитриевском монастыре. Когда святой Кирилл оставил туровскую епископскую кафедру, Лаврентий был избран на его место. Сведений о его трудах и о времени его кончины не сохранилось [1, c.92].
В монастырях Беларуси спасались многие иноки и инокини, которые Церковью не прославлены, как угодники Божии. Одной замечательной личностью из них была Рогнеда, княжна полоцкая, жена киевского князя Владимира, отпущенная им после его крещения на родину вместе с сыном Изяславом. Рогнеда построила монастырь в Изяславле недалеко от Минска и приняла в нем иночество с именем Анастасия [1, c.94].
3.5. Храмы и монастыри
С конца
X в. на белорусских землях (в первую
очереди в Поднепровье и
Наиболее значительными архитектурными памятниками стали Софийский собор в Полоцке (XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (XII в.). Принятие христианства сопровождалось распространением письменности. В монастырях писались летописи, переписывались богослужебные книги, произведения светской литературы.
Известно, что около 1007года Брячислав построил в Полоцке церковь во имя Пресвятой Богородицы, куда и были им перенесены в 1007году останки его отца Изяслава и брата Всеслава [6, c.63].
На протяжении XI - XII вв. византийские архитектурные образцы были в Беларуси (как и в других регионах Руси) творчески переработаны, что привело к возникновению собственных архитектурных школ: полоцкой, смоленской, гродненской. В общей сложности, в XII в. в Беларуси было сооружено несколько десятков каменных храмов, но до сегодняшнего дня уцелели (и то не полностью) только два: на северо-востоке страны полоцкая Спасо-Преображенская (ее часто называют Ефросиньевской) и на западе - Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно [14, c.23].
Православные храмы в Беларуси строились в большом количестве. Князья, бояре и народ любили созидать их. На это не жалели ни средств, ни труда. Любовь к храмостроительству, развившаяся в раннюю пору Христианства на Руси, сохранилась в русском народе до последних времен. О количестве церквей в городах можно судить по следующим летописным свидетельствам. Так, в одном Киеве к концу жизни святого Владимира (ум. 1015) было до 400 храмов. По Никоновской летописи в киевском пожаре в 1017 году сгорело до 700 храмов. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1124 году сгорело 600 церквей, в Турове к концу XVI века было до 80 церквей. Для небольшого города, каким был в то время Туров, давно переставший быть столицей княжества, это число храмов весьма велико [1, c.95].
Первым
монастырем на территории Беларуси следует
считать монастырь в Изяславле,
поставленный княгиней Рогнедой, в
котором она и приняла
Спасский женский в гор. Полоцке, основанный святой Евфросинией, княжной Полоцкой.
Мариин
мужской, основанный близ
Предтеченский мужской на острове р. Двины, существовавший уже в XIV веке. Согласно грамоте, пожалованной монастырю его основателем полоцким князем Онуфрием, монастырь не подлежал ведению местных епископов.
Информация о работе Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях