Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:47, реферат
Раскол 17 в. явился национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.
Здесь нам предстоит
коснуться проблемы роли национального
фактора, национальной специфики в
русской средневековой
История Вселенской
Церкви может дать немало примеров
того, как в рамках единого православного
вероучения, церковного единства, сосуществовали
сформировавшиеся в различных исторических
условиях, на почве различных национальных
культур интеллектуальные направления,
отличавшиеся по складу умствования. Достаточно
вспомнить александрийскую и антиохийскую
школы богословия, различный тип мышления
восточных (греческой культуры) и западных
(латинской культуры) богословов (разумеем,
до отпадения католицизма). Однако, всё
это разнообразие форм оставалось доктринально
единым, в основе этого единства лежали
инварианты, непременные, сущностные положения
христианского учения, изменение которых
означало бы, что мы уже имеем дело с доктриной,
неадекватной Вселенскому Православию.
Мы уже отмечали
выше, что философия, как и богословие,
имеет своим предметом
Конечно, если философия
трактуется как жанр искусства, субъективного
самовыражения в форме
*) но не общеправославных
вербальных и невербальных форм богопочитания,
форм явления божественной благодати,
о значении которых мы будем специально
говорить в дальнейшем.
Поясним сказанное
с богословской точки зрения. Староверие
определяет свою доктрину как учение
Православно-Кафолической (Вселенской)
Церкви, не имеющее в своей сущности
никаких обособлений
Конечно, при философском
осмыслении любого феномена невозможна
"нулевая" мировоззренческая позиция
исследователя, не накладывающая своего
отпечатка на познаваемый объект
и не делающая познание в определенной
мере тенденциозным. Остается, в соответствии
с требованиями современной герменевтики,
всё время учитывать "поправку" на
привносимое собственным мировоззрением
исследователя суждение; стремиться максимально
полно реконструировать целостное мировоззрение,
"жизненный мир" объекта исследования
и внимательно анализировать самооценку
объекта, то истолкование, которое дают
своим воззрениям сами староверческие
книжники.
Достижение поставленных
нами исследовательских целей и
задач предполагает рассмотрение процесса
генезиса учения староверия из общих
философско-мировоззренческих
Автор стремился
избежать механического калькирования,
замены оригинальной православно-старообрядческой
терминологии более или менее
сходными терминами и категориями
из понятийного аппарата современной
философской науки. Внутренняя структура
рационально-логической составляющей
православно-старообрядческого
Основным принципом,
определяющим структуру и порядок
изложения материала, является проблемный
метод, при котором философская
проблематика, содержащаяся в разных
произведениях староверческих авторов,
систематизируется по темам, а не
в историко-персоналистском ключе.
Это связано с тем, что целью нашей работы
была реконструкция общих положений староверческого
мировоззрения без детализации индивидуального
вклада отдельных книжников-староверов
в его разработку.
Из числа современных
исследований, посвященных философским
аспектам средневекового мировоззрения,
существенное теоретико-методологическое
значение имели работы Г. Г. Майорова
[65], В. В. Соколова [100], М. Н. Громова и Н.
С. Козлова [33] и других авторов.
Определив мировоззренческие
и методологические основы, цели и
задачи исследования, перейдем к общей
характеристике предмета нашего изучения.
При попытке дать
объективное определение
Для материалистов,
для которых за религиозным учением
не стоит никакой объективной
реальности Бога и Церкви как мистического
Тела Христова, единственный критерий
– социологический подход. Но для
представителей философских воззрений,
принципиально допускающих
Наиболее нейтральным,
с учетом сказанного, можно считать
определение такого рода: СТАРООБРЯДЧЕСТВО
(или СТАРОВЕРИЕ)* – общее название
русского православного духовенства
и мирян, отказавшихся присоединиться
к реформе, предпринятой в XVII веке патриархом
Никоном и стремящихся
*) Многие старообрядческие
авторы отдают предпочтение
Дадим прежде всего
статистические оценки старообрядчества,
позволяющие осознать его масштаб как
социального явления. Весь трехсотлетний
период с начала никоновской реформы,
за исключением последних лет перед революцией
1917 года принадлежность человека к староверию
была основанием для преследований. Неудивительно
поэтому, что достоверная статистика весьма
скудна. В течение почти двухсот лет после
раскола имеющиеся цифры численности
старообрядцев не имели ничего общего
с реальной действительностью, отражая
только учтенных официально, так называемых
"записных" староверов, платящих
за своё вероисповедание удвоенный оклад
(налог), которых было значительно меньше,
чем "незаписных", скрывавшихся.
Косвенные оценки позволяют
сделать вывод, что общее число
староверов достигало в конце XVII-XVIII
вв. многих сотен тысяч, если не миллионов
человек. Например, в одной Нижегородской
губернии за период с 1716 по 1762 год бежало
(преимущественно в Литву) 35 тысяч
старообрядцев [70; т.14, c. 361]. В середине
XIX века усилиями П.И. Мельникова-Печерского,
как правительственного чиновника, занимавшегося
"борьбой с расколом", было произведено
первое более или менее достоверное исчисление
староверов. Результатом были следующие
цифры: в 1859 году число старообрядцев достигало
8,5—9,3 млн. человек, т.е. 10% всего населения
России или 1/6 тогдашнего православного
её населения [70; т.14, c. 392]. По отчету обер-прокурора
Синода за 1894-1895 гг. общее число староверов
достигало 13 млн. человек. Современный
старообрядческий автор А.В. Антонов указывает,
что по некоторым оценкам число староверов
в дореволюционной России составляло
от четверти до трети великороссов (среди
украинцев и белорусов старообрядчество
распространения не имело). Он же пишет,
что после революции была подрублена социальная
база староверия, так как уничтожались
целые классы, традиционно служившие его
опорой: купечество и промышленники; кустари,
мелкие предприниматели; казачество, крепкое
крестьянство. О преследованиях даже отдаленных,
затерянных в сибирской тайге старообрядческих
поселений упоминается в "Архипелаге
ГУЛАГ" А.И. Солженицына.
Информация о работе Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.