Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:47, реферат
Раскол 17 в. явился национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.
Но связь истории
церковной мысли с историей жизни
Церкви лежит еще глубже, в самых
философских основах
Русь приняла крещение
от Константинопольского Патриархата
и стала одной из его епархий.
Константинопольский престол
Первоначально, после
крещения Руси в 988 году она полностью
подчинялась авторитету и церковной
власти Константинопольской
Повергнувшее Русь
в разорение и упадок татаро-монгольское
нашествие отразилось и на положении
Церкви, но не прекратило процесс возрастания
её роли среди поместных православных
Церквей. В XIII-XIV вв. русский митрополит
уже часто избирается Русской
церковью, а в Константинополе
только получает хиротонию, тогда как
в начальный период митрополит назначался
непосредственно патриархом, в основном,
из греков.
Переломным в церковных
отношениях Руси и Византии стал XV век.
Верховная власть Византийской империи,
ощущавшей всевозрастающий
Принятие унии с
латинством произвело на Руси ошеломляющее
впечатление. Русская религиозная
мысль вполне унаследовала из византийской
антилатинской полемической литературы
суждение о католиках, как о злейших еретиках,
слугах антихриста. Эти оценки убедительно
подтверждались собственным опытом столкновений
с крестоносной агрессией. Вернувшийся
с Флорентийского собора митрополит Исидор
был арестован и бежал из Москвы в Европу.
На Православном Востоке уния не получила
признания и также была отвергнута. Однако
доверие Руси к грекам было полностью
подорвано. После бегства Исидора и нескольких
лет отсутствия митрополита, в 1448 году
собор русских епископов впервые самостоятельно,
без санкции Константинополя (где в это
время был патриарх-униат), поставляет
митрополитом св. Иону. С этого момента
исчисляется автокефальность Русской
церкви. "Формального утверждения учиненной
русскими у себя церковной автокефалии
со стороны Константинополя не последовало.
Не только не последовало такого утверждения,
но есть основание думать, что между Константинопольской
патриархией и Русской церковью произошел
даже формальный разрыв" [51; т. I, с. 377].
Очень скоро, через 14
лет после Флорентийского собора,
Константинополь был завоеван турками
(в 1453 году). В глазах русских причиной
падения Царьграда было допущенное
отступление от правой веры и соединение
с латинством.
В этих исторических
условияхи формируется доктрина о России,
как последнем православном царстве, о
Москве — Третьем Риме. Христианское эсхатологическое
учение связывало конец мира и воцарение
антихриста с разрушением Римской империи,
удерживающей явление антихриста. Первоначально
столицей этого царства почитался первый
Рим, но постепенно, вслед за перемещением
политического центра империи в Царьград,
греки отождествляют богоизбранное христианское
царство с Византией, а её столицу — с
Новым Римом, что окончательно утверждается
после отпадения в латинство первого ("ветхого")
Рима. С падением Константинополя и прекращением
существования православной Византийской
империи возникал вопрос, где же теперь
последнее православное царство, где пребывает
вечный Рим?
Ответ был дан
не сразу. XV век был переполнен ожиданиями
конца мира — и на Руси, и в
Византии. Его приближение связывалось
с исполнением семи тысяч лет
от сотворения мира (1492 год). К концу
XV века ситуация изменяется. Русь, ранее
бывшая данницей татар, становится независимым,
самодержавным царством; происходит её
стремительное возвышение. Ожидаемая
вселенская катастрофа не произошла и,
хотя эсхатологические мотивы не исчезли
из русской религиозной мысли, стали полагать,
что последнее мировое царство пророка
Даниила (Дан. гл. 2), с судьбою которого
связывалась судьба мира, не погибло, а
переместило свой центр в Москву, так как
только в ней сохранился православный
царь и неповрежденная ересями православная
вера.
В 1480-х — 1490-х годах
толмачом Дмитрием Герасимовым при
новгородском архиепископе Геннадии была
составлена "Повесть о белом
клобуке". Белый клобук был дарован
Константином Великим римскому папе
Сильвестру, как отличительный знак первосвященнического
достоинства. Потом же, ввиду нечестия
пап, клобук, по повелению ангела, отсылается
в Константинополь, патриарху Филофею.
Отсюда, опять же по особому откровению
свыше, белый клобук, ввиду приближающегося
падения Царьграда, был переслан в Новгород,
на Русь, так как "там бо ныне воистинну
славима есть Христова вера" [66; c. 493].
Пребывание белого
клобука на Руси указывало на неё,
как на новый центр вселенского
Православия, в котором больше, чем
где-либо на земле, почитается православная
вера. Св. папа Сильвестр, являющийся "в
тонком сне" патриарху Филофею, говорит
ему: "На третием же Риме, еже есть на
Руской земли, благодать Святаго Духа
возсия. И да веси, Филофие, яко вся христианская
царства приидут в конец, и снидутся во
единое царство русское Православия ради"
[66; c. 494].
По мнению С.А. Зеньковского
[43; c. 31-33], предсказание о духовной славе,
ожидающей Россию, перекликается с учением
о царствии Святаго Духа — хилиазмом Иоахима
Флорского, спиритуалистов-францисканцев.
Эти взгляды могли быть принесены в окружение
архиепископа Геннадия принимавшим участие
в работе над составлением полной русской
Библии католическим монахом Вениамином,
но вряд ли это предположение имеет под
собой достаточное основание.
Особая миссия Руси
понималась не как миссионерски-
Доктрина "Москва
— Третий Рим" традиционно связывается
с именем старца Филофея, инока Елеазарова
монастыря в Пскове. В своих посланиях
великому князю Василию III, Ивану Грозному
и к дьяку Мисюрю Мунехину, написанных
в 20—30-х годах XVI века, он подробно излагает
это учение и историческую миссию Москвы.
"Вся христианская царства приидоша
в конец и снидошася во едино царство нашего
государя, по пророческим книгам, то есть
Росейское царство. Два убо Рима падоша,
а третий стоит, а четвертому не быти"
[66; c.383].
По словам С.А. Зеньковского,
теорию Филофея характеризуют полный
провиденциализм и эсхатологизм. Всё в
истории будет так, как это угодно Господу
и как это предвещали пророки. Историческое
существование мира ограничено во времени,
Русское царство будет последним царством
в истории и с концом Руси придет конец
всему миру. Таким образом, учение о Третьем
Риме было пронизано эсхатологическими
настроениями, верой в близкую кончину
мира.
Говоря об упадке
религиозно-нравственного
Учение Филофея рассматривалось
как религиозно-философская теория, не
связанная с политическими амбициями,
с претензиями Московского государства
на господство над другими странами. Царская
власть призывалась хранить Православие
в его последней столице. Поэтому попытки
истолковать доктрину "Москва — Третий
Рим" как выражение духа национальной
исключительности и гордыни, как имперскую
идею, следует считать неверными. Подобная
интерпретация возникла лишь в позднейшее
время, в частности, в трудах антистарообрядческих
полемистов, пытавшихся объяснить причины
раскола самовозвеличиванием русского
народа перед другими православными странами.
Староверческие авторы
часто обращались к писаниям ещё
одного выдающегося книжника XVI века
— преп. Максима Грека (ок. 1470-1556).
Его биография, деятельность и книжное
наследие достаточно известны и хорошо
освещены в литературе, поэтому мы не будем
особо останавливаться на них. Специальное
значение для нашей темы имеет тот факт,
что в своих писаниях преп. Максим Грек
засвидетельствовал истинность некоторых
важнейших церковных установлений, против
искажения которых позднее выступали
староверы. В частности, ему принадлежит
символическое истолкование двоеперстного
крестного знамения.
Важное значение
для последующей истории имел состоявшийся
в 1551 году при царе Иване IV Грозном и митрополите
Макарии Стоглавый собор, получивший своё
название от ответов на поставленные царем
вопросы, разделенные на сто глав. Собор
ставил перед собой задачу упорядочения
церковной жизни, исправления недостатков
и погрешностей. К этому времени некоторые
из церковно-богослужебных установлений,
принятых Русью от Византии в Х веке и
неизменно сохранявшихся до сей поры,
стали иногда подвергаться искажениям.
Этому вопросу придавалось большое значение,
поскольку такие установления, как сложение
перстов для крестного знамения, молитвенная
песнь "аллилуиа" и другие считались
непосредственно связанными с почитанием
Бога.
Чтобы установить строгое
и неотступное следование древней
церковной традиции, собор подверг
анафеме (церковному проклятию) её нарушителей.
В средневековом мировоззрении
анафема была карой более страшной,
нежели смертная казнь, так как означала
не пресечение бренной земной жизни,
но вечную муку в жизни будущей. Поместный
собор, который почитался направляемым
благодатью Святаго Духа, был высшим церковным
авторитетом, поэтому на его постановления
в значительной мере опираются апологеты
староверия, а их противники долгое время
стремились принизить значение собора
и подвергнуть сомнению подлинность его
постановлений. (Отметим, что Стоглавый
собор не вводил новых традиций, но лишь
подтвердил необходимость соблюдения
того, что было древним и общепринятым).
Важное мировоззренческое
значение имело учреждение в 1589 году
патриаршества на Руси. Первым патриархом
Московским стал русский митрополит
Иов. Доктрина "Москва — Третий Рим"
получила подтверждение с утверждением
за Московской кафедрой высшего первосвятительского
сана. Патриарха Московского признали
"братом во Христе" четыре восточных
патриарха. Патриарх Иеремия Константинопольский,
который во время своего пребывания в
Москве поставил первого русского патриарха,
с великой похвалой отозвался о благочестии
русского православного царства.
Русь все более
утверждается в роли опоры вселенского
Православия и одновременно апокалипсического
Третьего, последнего Рима, с падением
которого наступит пришествие антихриста,
ибо "четвертому Риму не быти". Бедствия
и разрушения Смутного времени подавали
современникам повод полагать, что эти
пророчества начинают осуществляться.
Несмотря на быстрое преодоление последствий
Смуты и бурный расцвет Русского государства,
эсхатологические ожидания не покидают
общественное сознание, хотя и временно
ослабевают.
Информация о работе Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.